Решение задач экспертами и новичками в области химии: анализ ошибок, времени выполнения и параметров движений глаз
Аннотация
Актуальность. Проблема профессионального опыта является одной из самых обсуждаемых в современной психологии труда. Усилия исследователей направлены на раскрытие и описание системы когнитивных и метакогнитивных умений и навыков, которая дает преимущество опытным профессионалам. Однако здесь остается еще много противоречий и неизученных аспектов.
Цель работы – с помощью анализа показателей результативности и движений глаз выявить специфические особенности решения задач химиками, находящихся на разных ступенях профессионального опыта.
Методики и выборка. В экспериментальном исследовании приняли участие 35 опытных (экспертов) и начинающих (новичков) профессионалов в области химии. Они должны были читать описания, находить ошибки и заполнять пропуски в схемах химических процессов. Задачи были созданы на основе технологических регламентов производства химической продукции. Регистрировалось время выполнения, допущенные ошибки и показатели движений глаз с помощью системы бесконтактной видеорегистрации SMI Hi-Speedс частотой 1200 Гц.
Результаты показали, что время выполнения и количество ошибок были существенно ниже у экспертов, чем у новичков. Также между двумя группами были установлены значимые различия в средней длительности морганий, свидетельствующие о более высоком эмоциональном напряженииу начинающих специалистов. Другие отличия в показателях движений глаз продемонстрировали, что эксперты склонны к фокальному типу когнитивной обработки. Это проявлялось в более длительных фиксациях, коротких и медленных саккадах. Также для экспертов было характерно дифференцированное распределение внимания и когнитивных усилий относительно разных частей задачи и меньшее количество переходов между ними. Общий анализ показал, что эксперты, решая задачи, в большей степени опираются на ментальные репрезентации и предыдущие знания, в то время как новички ориентируются на информацию, представленную на слайдах.
Выводы. Полученные данные позволили продемонстрировать превосходство экспертов в решении химических задач и раскрыть когнитивную структуру профессионального опыта.
Литература
Бернштейн Н.А. О построении движении // Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды / Под ред. В.П. Зинченко. — 2-е изд., — М.: Изд. московского психолого-социального института. Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2004.
Бернштейн Н.А.«О ловкости и ее развитии» М.: Физкультура и спорт, 1991.
Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Якупова В.А. Возможности развития регуляторных функций в игровой деятельности: теоретический обзор// Российский психологический журнал, 2018, том 5, № 4, с. 97–112.
Виноградова О.Л., Томиловская Е.С., Козловская И.Б. Гравитационный фактор как основа эволюционного приспособления животных организмов к деятельности в наземных условиях // Авиакосмическая и экологическая медицина, 2020, № 6.
Ковалев А.И., Рогачев А.О., Климова О.А., Гасимов А.Ф. Электрофизиологические показатели восприятия иллюзии движения собственного тела в условиях виртуальной реальности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2020. т. 14. № 2.
Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Феникс, 1998.
Обухова Л.Ф. П.Я. Гальперин и Ж. Пиаже: два подхода к проблеме психологического развития ребенка // П.Я. Гальперин. Психология как объективная наука. М.: изд-во «Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Собр. соч. Т. 2. М.: Педагогика, 1989а. С. 28.
Рубинштейн С.Л. Психология и физиология // Сергей Леонидович Рубинштейн Очерки, воспоминания, материалы. М.: Наука. 1989б. С. 364–365.
Солопова И.А. Структурно-функциональные особенности системы поддержания вертикальной позы человека: диссертация … кандидата биологических наук. М., 2002.
Чернышева О.Н. «Психологический анализ предметно-пространственного окружения рабочего места и особенностей рабочих движений»: диссертация … кандидата психологических наук. М.: 1987.
Чернышева О.Н. Векторно-координатный метод оценки рабочих мест // Спецпрактикум по инженерной психологии. Под ред. Стрелкова Ю.К. Изд. «Высшая школа» М.: 2003. С. 361–385.
Чернышева О.Н. Психологический подход к проектированию предметно пространственного окружения человека на рабочем месте // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 6. Под ред. А.А. Обознова и А.Л. Журавлева. М. Изд-во Института психологии РАН: 2014. С. 261–284.
Чернышева О.Н. Особенности реализации эргономическихинноваций в условиях действующего производства // Человеческий фактор. 2020. № 2, С. 3–24.
Clarke, M. (2003). “A systems perspective of changing, teaching and learning” in Clarke, M. A place to stand: essays for educators in troubled times. Ann Arbor: University of Michigan Press, pp. 31–63.
Поступила: 10.02.2021
Принята к публикации: 23.03.2021
Дата публикации в журнале: 30.06.2021
Ключевые слова: профессиональный опыт; экспертность; эксперты и новички; анализ химических процессов; решение задач; когнитивная обработка; когнитивные стратегии; движения глаз
DOI: 10.11621/vsp.2021.02.13
Доступно в on-line версии с: 10.06.2021
-
Для цитирования статьи:

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная