Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Условия и ситуации профессиональной деятельности — типы и перспективы изменений

Условия и ситуации профессиональной деятельности — типы и перспективы изменений

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью прогнозирования изменений характеристик традиционных и новых видов профессиональной деятельности в условиях развития информационных технологий и средств автоматизации. 

Цель работы — определение основных направлений оптимизации и поддержки профессиональной деятельности в условиях информатизации на основе прогноза изменений условий и ситуаций деятельности. 

Методы — теоретический анализ и систематизация представлений о детерминантах деятельности и механизме их интеграции. 

Основные результаты. Стабильность и изменчивость профессиональной деятельности рассматриваются в рамках ситуационного подхода, ориентированного на интеграцию внешних условий и внутренних переменных как детерминант деятельности. Уточняется представление об условиях деятельности как характеристиках среды. Представление о ситуации ограничивается отношением субъективной интерпретации и оценки внешних условий к оценке личностных ресурсов в соответствии с целью и наличным опытом, а механизм связывается с рефлексивной регуляцией деятельности. По характеру субъективной оценки условий типы ситуаций деятельности дифференцируются на обычные и экстремальные. Ситуация для субъекта является обычной (стандартной) при наличии сложившихся способов действий и их адекватной оценке, вне зависимости от условий, в том числе опасных, экстремальных, чрезвычайных. Необычные ситуации характеризуются сочетанием новизны условий, ограниченностью опыта и особенностями оценки ресурсов. По характеристикам ресурсов (функциональных систем и содержанию опыта) предложено различать ситуации напряженные, характеризующиеся необходимостью действовать на пределе возможностей при наличии опыта, и ситуации неопределенности. Приводится ряд аргументов ограничения понятия «неопределенности» и соответствующих ситуаций характеристиками внутренней субъективной сферы, источниками которой являются компоненты деятельности, а не элементы среды. 

Выводы. Вероятность экстремальных и чрезвычайных условий, сопряженных с опасными ситуациями для населения, вряд ли изменится. Опасные ситуации профессиональной деятельности приобретут характер обычных путем формирования адекватной оценки условий и собственных ресурсов (готовности) в обучающих системах, включающих средства виртуальной реальности. Проблемы обеспечения информационной безопасности находятся на стадии интенсивной разработки как в плане теоретического анализа характеристик информационной среды, так и разработки программных средств защиты и минимизации опасности. Представляется возможное снижение экстремальности ситуаций: минимизация проблемных ситуаций за счет формирования опыта и снижения неопределенности, а в ситуациях принятия решения и риска — за счет программно-технической поддержки выбора и автоматизации оценочных операций. Расширятся также возможности программно-технических средств снижения напряженности — автоматизация когнитивных и исполнительных операцийдеятельности, согласование их параметров с психическими возможностями субъекта, формирование навыков работы в широком круге ситуаций.

Полная версия статьи доступна по ссылке РИНЦ.

Литература

Атлас новых профессий. Агентство стратегических инициатив. Сколково. М., 2015. [Электронный ресурс]: https://www.rbc.ru/trends/industrywww.skolkovo.ru

Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. — М.: МГППУ; Смысл, 2003. 

Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. Серия: Мастера психологии. 

Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения / Пер. с англ. — Харьков: «Гуманитарный центр», 2005.

Карпов А.В. Психология принятия решения.Институт психологии РАН; Яросл. гос. ун-т. — Ярославль, 2003. 

Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. — М.: Политиздат, 1989. 

Лефевр В.А. Рефлексия. — М.: «Когито-центр», 2003. 

Лысаков Н.Д., Гандер Д.В., Лысакова Е.Н. Психология труда в экстремальных условиях: монография. М.: Изд-во СГУ, 2013. 

Магомед-Эминов М.Ш. Экстремальная психология. - М.: ПАРФ, 2006. 

Макклелланд, Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. 

Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Г. Осухова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Попова Р.Р. Проблема определения понятия «событие» в психологии // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2011. — 3(25). — С.287–293.

Рягузова Е.В. Ситуация: горизонты психологической интерпретации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2006. Т. 6, вып. 1. С. 81–87. 

Смирнов В.II. Психология управления персоналом в экстремальных условиях : учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2007. 

СмолянГ.Л., Солнцева Г.Н. Информационная среда и информационная деятельность методологический анализ понятий // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 2015–2018. М.: Изд. Поли Принт Сервис, 2018. – С. 32–44.

Солнцева Г.Н. Принятие решения в профессиональной деятельности. В кн. Е.А. Климов, О.Г. Носкова, Г.Н. Солнцева (Ред.) Психология труда, инженерная психология и эргономика. В 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата, М.: Издательство Юрайт, 2017. — Серия: Бакалавр. Ака­демический курс, С. 55–74.

Трифонова С.А. Психология социальных ситуаций: Учебное пособие / Яросл. гос. ун-т. — Ярославль, 2004. 

Швырев В.С. Рефлексия и понимание в современном анализе науки / Вопросы философии, — 1985, — № 5,— С.44–56. 

Шойгу Ю.С. (Ред.)Психология экстремальных ситуаций. Учебник / Под ред. Ю. С. Шойгу. — М.: Смысл, 2019. 

Ширяева О.С., Кондрашенкова С.В., Сурикова Я.А. Личность и экстремальная среда: от выживания к полноценному функционированию // Ученые записки Забайкальского госуниверситета. Серия: ПедагогикаиПсихология. 2012. Вып. 5. С. 233–239.

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 12.10.2020

Принята к публикации: 16.11.2020

Дата публикации в журнале: 30.06.2021

Ключевые слова: среда; условия; ситуация; экстремальность; напряженность; устойчивость; готовность

Доступно в on-line версии с: 10.06.2021

Номер 2, 2021