Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Успешность в профессии в представлениях подростков о жизненном успехе

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования представлений современных подростков о жизненном успехе. Выборку нашего исследования составили 500 учащихся 10—11 классов московских общеобразовательных школ и гимназий. Наибольшее внимание в статье уделено анализу успешности в профессии на материале выполнения испытуемыми проективных методик. Анализ примеров успешных людей позволил выделить наиболее значимые сферы профессиональной деятельности, а также основные критерии оценки успешности. Так, наиболее популярными примерами успешных людей для подростков становятся бизнесмены, заработавшие состояния благодаря развитию компьютерных технологий, представители шоу-бизнеса и политики. Анализ представлений подростков о своем будущем через 15 лет позволил выявить критерии, которые являются наиболее значимыми для современных подростков в оценке будущей успешности своей профессиональной деятельности. Проанализированы гендерные различия в представлениях о профессиональной и жизненной успешности.

В наше время наиболее актуальным и значимым стало стремление к успеху (Ефремова, Лабунская, 1999; Кордубан, Лазаренко, 2007; Тульчинский, 1990). Представления о жизненной успешности человека в первую очередь связаны с оценкой его профессиональной карьеры (Рикель, 2012), достижением определенного статуса, положения в обществе. Представления об успехе оказывают большое влияние на установки, самосознание, уровень притязаний и выбор жизненного пути (Абульханова-Славская, 1991; Божович, 1997). Больше значение это имеет в старшем подростковом возрасте, когда ученики 10—11-х классов выбирают свою будущую профессию (Вартанова, 2013).

В данном исследовании нас интересовали представления современных подростков о жизненном успехе, неотъемлемой частью которого является успешная карьера.

Выборку нашего исследования составили 500 подростков в возрасте от 15 до 17 лет, учащиеся 10—11-х классов московских школ и гимназий. Из них 209 (41.8%) юношей и 291 (58.2%) девушка. На момент тестирования 349 (69.8%) подростков являлись учениками 10-го класса, а 151 (30.2%) — учениками 11-го класса.

Для исследования представлений подростков об успехе мы использовали несколько проективных методик: 1) методику, в которой подростки должны были привести 5 примеров успешных людей; 2) методику, в которой подростки должны были описать свое будущее через 15 лет; 3) метод незавершенных предложений (были разработаны предложения, связанные с понятием успеха).

Рассмотрим результаты, полученные по каждой из перечисленных методик.

В результате проведенного исследования нами было получено 1364 примера успешных людей. Для анализа полученного материала мы разделили описанных подростками людей на группы, соотносящиеся с разными сферами общественной деятельности:

  1. Наиболее многочисленной оказалась группа, в которую вошли примеры людей из окружения подростка (24.6%). Здесь мы также выделили некоторые категории: среди примеров данной группы родители или другие члены их семей составили 71.3%, друзья — 12.8%, и наименьшее количество примеров было связано с учителями (9.9%). Таким образом, в первую очередь для подростков примером служат родители и другие члены их семей. Объясняя свой выбор, подростки часто пишут об их успешной карьере, о том, как им удалось добиться всего «с нуля».

  2. В группу «шоу-бизнес и СМИ», составившую 20.2% всех примеров, мы поместили всех современных деятелей музыки, кино и телевидения. Подростки, которые давали более абстрактные ответы, часто выделяли именно данную категорию людей как пример успешности («Разные известные актеры — они добились своей цели, они успешны»), поскольку их известность и востребованность являются очевидными признаками профессионального успеха.

  3. Отдельно мы выделили сферу бизнеса (16.2%). В данной группе наиболее популярными примерами являются основатели выдающихся компьютерных империй — Билл Гейтс и Стив Джобс, а также другие разработчики компьютерных программ и игр. Также хочется отдельно отметить попавших в данную группу миллионеров (Абрамович, Рокфеллер). Все эти люди, по мнению современных подростков, сумели реализовать свои идеи и заработать на этом большие состояния. Они являются для подростков яркими примерами карьерного роста, значимости упорства и силы воли в достижении своих целей. Популярность данной группы отразилась на том, что многие подростки хотят в будущем быть именно бизнесменами.

  4. К сфере политики относятся 14.4% примеров успешных людей. Наиболее часто встречающимся примером является наш нынешний президент — В.В. Путин. Также часто подростки указывают успешных политиков, правителей и полководцев прошлого (А. Македонский, Наполеон, М. Тэтчер, И.В. Сталин). Именно успешная карьера является главным критерием выбора представителей данной группы.

  5. Примеры успешных и любимых подростками писателей, поэтов и художников мы объединили в группу «Деятели искусства» (9.0%). Наиболее часто испытуемые указывали великого русского поэта А.С. Пушкина. Главным критерием выбора примеров из данной области является создание общепризнанных произведений, достижений в области культуры, что и является главным критерием оценки их профессиональной успешности.

  6. В отдельную группу мы выделили знаменитых спортсменов и космонавтов (7.3%).

  7. К сфере науки можно отнести всего 5.9% примеров. Сюда в основном вошли ученые-естествоиспытатели прошлого (Эйнштейн, Ньютон, Мария Кюри и другие).

Важно отметить, что большинство респондентов, описывая достижения успешных людей, подчеркивали, что им пришлось преодолеть множество трудностей, и они всего добились сами — именно это вызывало уважение и восхищение подростков. Также многие из них подчеркивали, что успешным людям пришлось много работать, чтобы добиться реализации своих заветных желаний. Данные объяснения являются наиболее интересными для выявления критериев профессиональной успешности современных подростков: успех в профессии связан не с удачей, а в большей степени с преодолением трудностей и тяжелым трудом, предшествовавшим его достижению.

При выборе успешных личностей девушки больше ориентируются на реальных людей, которые их окружают, больше задумываются о самоощущении себя как успешного человека, поэтому не всегда могут с уверенностью назвать примеры успешных людей или же выбирают для себя примеры успешных женщин из сферы шоу-бизнеса. Тогда как юноши в качестве примера успешного человека видят скорее успешных и влиятельных политиков и бизнесменов, а также любимых ими спортсменов. Из выявленных гендерных различий можно заключить, что девушки при оценке жизненной успешности ориентированы в чуть большей степени на самореализацию и счастье выбранных людей, тогда как для юношей главным критерием успешности являются карьера и общепризнанные достижения.

Таким образом, мы видим, что для современных подростков одним из основных критериев оценки жизненного успеха являются именно успешная карьера и самореализация.

Анализ ответов подростков, в которых они описывают свое будущее через 15 лет, показал, что наравне с успешной карьерой (58.5% испытуемых) для них также важно создание семьи (57.4%). Однако в данном вопросе наблюдается множество гендерных различий: девушки чаще описывают в своем будущем семью, детей, свой дом, наличие высшего образования и любимой работы, тогда как юноши выделяют для себя материальное благополучие, наличие личного автомобиля и построение собственного бизнеса.

Интересной тенденцией является стремление подростков иметь не просто интересную, любимую, высокооплачиваемую работу, а свой собственный бизнес. Это в большей степени характерно для юношей, чем для девушек (соответственно: 10.4 и 5.2%, р=0.01). Можно предположить, что в представлении современных подростков успешный предприниматель является образцом профессионального успеха.

Важно отметить, что только немногие подростки уже выбрали себе профессию. Для большинства успешность в профессии характеризуется достаточно обобщенными понятиями. Карьерный успех для них определяется не столько материальным достатком, сколько самореализацией, наличием интереса к выполняемой работе. В меньшей степени для них важны признание и уважение коллег, общественная польза.

Анализ незаконченных предложений, связанных с успехом («Успех в жизни — это…», «Успех для меня…»), в большей степени показал, что все же семья для подростков важнее в жизни, чем успешная карьера (соответственно: 69 и 39 упоминаний). Однако важно учитывать гендерные различия: для юношей в успешности важнее материальная обеспеченность, чем для девушек (соответственно: 18.1 и 8.1%, р=0.01).

Таким образом, в представлениях современных подростков успешность в профессии является одним из важнейших критериев оценки жизненного успеха человека. Данный критерий является наиболее значимым при выборе подростком тех примеров успешных личностей, на которые он ориентируется. Несмотря на существенные изменения в обществе, связанные с эмансипацией женщин, все же для московских подростков характерно более традиционное разделение ценностей: для юношей большее значение имеет успешная карьера, для девушек — создание семьи.

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Вартанова И.И. Мотивация и временная перспектива старшеклассников // Национальный психологический журнал. 2013. № 2 (10). С. 127—133.

Ефремова О.И., Лабунская В.А. Психология успешного поведения личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. С. 321—338.

Кордубан И.Л., Лазаренко Л.А. Психологическая характеристика феноменов «успех» и «успешность» // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. 2007. № 5. С. 94—112.

Рикель А.М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2012. № 1. С. 41—48.

Тульчинский Г.А. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

Скачать в формате PDF

Поступила: 10.10.2016

Принята к публикации: 01.11.2016

Дата публикации в журнале: 15.11.2016

Ключевые слова:

DOI: 10.11621/vsp.2016.03.10

Array

Доступно в on-line версии с: 15.11.2016

Номер 3, 2016