Профессиональная карьера: феномен, концепции, «апокрифы»
Аннотация
Актуальность. Профессиональная карьера — активно эволюционирующий социально-психологический феномен, с середины ХХ в. изучается как перманентно актуальная научная и научно-практическая проблема, имеющая высокую значимость для отдельного человека, организации, государства. В сложившихся научных подходах предметом исследования часто выступает фаза активной карьеры человека, а в практике карьерно ориентированной работы с молодежью широко используются методы активного обучения, но часто не учитываются социально-демографические характеристики обучающихся, выступающие предпосылками становления их карьерных траекторий.
Цель. Изучение профессиональной карьеры как феномена и особенностей его концептуальных экспликаций как предмета исследования.
Выборка. 603 человека в возрасте 30–50 лет (61 — частные охранники, 142 — медицинские сестры, 89 — студенты заочного отделения технического вуза и 58 — гуманитарного, 36 — преподаватели вуза, 121 — государственные служащие, 96 — учителя). Методы. Историко-теоретический анализ, эмпирические исследования (авторская методика — анкета «Динамика стиля профессиональной жизни»).
Результаты. Анализ данных опроса показал связи успешности карьеры («вертикальной карьеры») и социально-демографических особенностей людей (должности и образования их родителей, места рождения и места жительства, рождения и воспитания в полной или неполной семье, само реализации в семейной сфере — состояния и стажа в браке, числа детей, опыта управленческой деятельности). Вероятно, ценностные ориентации и мотивы выбора человеком разных профессиональных сфер (с «высокой» или «плоской» иерархией) и его карьерная успешность связаны с названными характеристиками.
Выводы. Содержание актуального пространства-времени жизнедеятельности представителей разных профессиональных сфер (уровня занимаемой должности и образования родителей, отношения должность/образование, отражающего социальную активность и управленческий потенциал родителей; отношения места проживания к месту рождения как отражение меры географической и социальной мобильности; рождения и воспитания в полной или неполной семье; полноты самореализации человека в семей ной сфере; соотношения возраста, стажа работы и стажа управленческой деятельности) показывает устойчивость сочетания социально-демографических и служебно-должностных характеристик для субъектов каждой профессиональной выборки и, вероятно, определяет ценностные ориентации и мотивы выбора сферы деятельности и успешности в ней.
Литература
Блинов, В.И., Сергеев, И.С., Родичев, Н.Ф. (2023). Образовательная профориентация. Санкт-Петербург: Изд-во «Лань».
Гласс, Дж., Стэнли, Дж. (1976). Статистические методы в педагогике и психологии. Москва: Изд-во «Прогресс».
Зинченко, В.П. (2003). Преходящие и вечные проблемы психологии. Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). Том 1. Под ред. В.В. Новикова, И.Н. Карицкого, В.В. Козлова, В.А. Мазилова. (С. 98−134). Ярославль: Изд-во Международной академии психологических наук.
Карпов, А.В. (2015). Психология деятельности: в 5 тт. Т. 1. Метасистемный подход. Москва: Изд-во Российской академии образования.
Карпов, А.В. (2024). Виртуальные качества в генезисе субъективного времени. Ярославский психологический вестник, (1), 5−17.
Кондаков, И.М., Сухарев, А.В. (1989). Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития. Вопросы психологии, (5), 159−164.
Мазилов, В.А. (2020). Предмет психологии. Ярославль: Изд-во Ярославского государственного педагогического ун-та им. К.Д. Ушинского.
Марков, В.Н. (2001). Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. Москва: Изд-во Российской академии государственной службы.
Махнач, А.В. (2016). Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. Москва: Изд-во института психологии РАН.
Минина, Е.В., Павленко, Е.С., Кирюшина, М.А., Якубовская, А.А. (2021). Карьерное консультирование в современном мире: Теории и практики в России и за рубежом. Москва: Изд-во Высшей школы экономики.
Могилевкин, Е.А. (2007). Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. Санкт-Петербург: Изд-во «Речь».
Мударисов, А.А., Синягин, Ю.В. (2016). Личностно-профессиональное развитие и карьера: траектории взаимовлияния. Москва: Изд-во «ИТРК».
Поваренков, Ю.П., Слепко, Ю.Н., Цымбалюк, А.Э. (2019). Системогенез деятельности профессионала. Ярославль: Изд-во Ярославского педагогического ун-та.
Пряжников, Н.С. (2014). Профориентация в системе управления человеческими ресурсами. Москва: Изд-во «Академия».
Росс, Л., Нисбетт, Р. (1999). Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. Пер. с англ. В.В. Румынского. Под ред. Е.Н. Емельянова, B.C. Магуна. Москва: Изд-во «Аспект Пресс».
Рубцова, Н.Е., Леньков, С.Л. (2023). Психологическая диагностика профессиональной направленности. Тверь: Изд-во «Печатница».
Синягин, Ю.В. (2001). Психологические механизмы формирования руководителем управленческой команды. Москва: Изд-во «Монография».
Толочек, В.А., Денисова, В.Г. (2013). Динамика профессионального становления в представлениях субъектов: самооценки как самодостаточные эмпирические данные. Психологический журнал, 34(6), 26–39.
Толочек, В.А., Тимашкова, Н.А., Денисова, В.Г. (2014). Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности: позитивные и негативные изменения. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 37(1), 16–32.
Толочек, В.А. (2022). Социальная успешность субъекта, окружение, ресурсы: Открытые вопросы. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 45(4), 136–158.
Толочек, В.А. (2023). Условия социальной среды как факторы социальной успешности субъекта. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 20(1), 129–150. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2023-1-129-150
Ушаков, Д.В. (2020). На пути к целостному видению человека. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 17(4), 617–629. https://doi.org/10.17323/1813 8918-2020-4-617-629
Хазова, С.А., Дорьева, Е.А. (2014). Ресурсы субъекта: теория и практика исследования. Кострома: Изд-во Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.
Шамионов, Р.М., Голованова, А.А. (2006). Социальная психология личности. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та.
Bourdieu, P. (1983). Ökonomisches Kapital, Kulturelles Kapital, Soziales Kapital. In Soziale Ungleichheiten. In: R. Kreckel, (ed.). (pp. 183−198). Goettingen: Otto Schartz & Co Publ.
Bourdieu, P. (1984). Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. London: Routledge & Kegan Paul Publ.
Bourdieu, P. (1986). The Forms of Capital. In the Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. In: J. Richardson, (Ed.). (pp. 241−258). New York: Greenwood Publ.
Coleman, J.S. (1988). Social Capital in the Creation of Human Capital. American Journal of Sociology, 94, 95−120.
Fukuyama, F. (1997). Social Capital (The Tanner Lectures on Human Values). Salt Lake City: University of Utah Press.
Putnam, R.D. (2001). Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon and Schuster Publ.
Поступила: 06.06.2024
Принята к публикации: 16.02.2025
Дата публикации в журнале: 04.03.2025
Ключевые слова: профессиональная карьера; феномен; эволюция; предмет исследования; концепции; субъект; успешность; пространство-время жизнедеятельности
DOI: 10.11621/LPJ-25-02
Доступно в on-line версии с: 04.03.2025
Толочек, В.А. (2025). Профессиональная карьера: феномен, концепции, «апокрифы». Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 48(1), 30-54. https://doi.org/10.11621/LPJ-25-02
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная