Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Переживание и «идеальная форма» в структуре социальной ситуации развития

Аннотация

Актуальность. Изучение научного наследия Л.С. Выготского позволяет уточнить теоретические основания роли социальной среды в психическом развитии ребенка и основные закономерности психического развития ребенка на разных возрастных стадиях в условиях транзитивности и социальной неопределенности современного общества.

Цель. Статья посвящена анализу значения социальной ситуации развития в учении Л.С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста как альтернативы пониманию среды как фактора развития.

Методы. Теоретический анализ, синтез, обобщение.

Результаты. Неразложимой «единицей» социальной ситуации развития как динамического единства личности и среды в форме возрастно-специфического отношения является переживание. Переживание выступает как интеграция аффективной и интеллектуальной составляющей и приобретает черты осознанности и осмысленности по мере развития мышления ребенка. Социальная среда содержит в себе идеальные формы как эталон исторически развитых свойств и способностей человека, определяя величайшее своеобразие пути развития ребенка — будущее присутствует в настоящем и задает вектор развития. Идеальная форма воплощает возрастно-специфическое нормативное содержание потенциала развития высших психических функций на каждой из возрастных стадий, присваивается в ходе сотрудничества, а переживание определяет индивидуальную траекторию и результат развития. Сравнительный анализ кризиса трех и семи лет убедительно доказывает изменение типа переживания — от выделения ребенком отношений и себя как субъекта этих отношений к выделению переживаний, их дифференциации и осознанию отношения к Я. Социальная ситуация развития обуславливает границы зоны ближайшего развития ребенка.

Выводы. Переживание реализует активно-действенную пристрастную позицию ребенка по отношению к миру через призму его возрастных особенностей. Трансформация социальной ситуации развития, согласно Л.С. Выготскому, происходит в форме изменения типов и способов переживания в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы в период возрастных кризисов развития.

Литература

Божович, Л.И. (2008). Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».

Выготский, Л.С. (1983). История развития высших психических функций. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 3. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1996). Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Психологическая наука и образование, 4(1), 5–18.

Выготский, Л.С. (2000). Проблема возраста. Москва: Изд-во «Эксмо-Пресс».

Выготский, Л.С. (2001). Лекции по педологии. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета.

Гальперин, П.Я. (2002). Лекции по психологии. Москва: Изд-во Книжный дом «Университет».

Кондрашкин, А.В., Кириллова, Т.О. (2012). Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе. Психологическая наука и образование, 4(4). URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n4/57076 (дата обращения: 09.02.2024).

Обухова, Л.Ф. (2006). Возрастная психология: Учебник для вузов. Москва: Изд-во Высшего образования; Изд-во МГППУ.

Поливанова, К.Н. (2000). Психология возрастных кризисов. Москва: Изд-во «Академия».

Рубцов, В.В., Исаев, Е.И., Конокотин, А.В. (2022). Учебная деятельность как зона ближайшего развития рефлексивных и коммуникативных способностей детей 6-10 лет. Культурно-историческая психология, 18(1), 28–40.

Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. (2013). Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Москва: Изд-во ПСТГУ.

Смирнова, Е.О. (2022). Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной. Москва: Изд-во Московского ун-та.

Эльконин, Б.Д. (1994). Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). Москва: Изд-во «Тривола».

Эльконин, Д.Б. (1971). К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, (4), 6–20.

Эльконин, Д.Б. (1989). Избранные психологические труды. Москва: Изд-во «Педагогика».

Эриксон, Э. (2021). Детство и общество. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».

Юдина, Т.А., Алехина, С.В. (2021). Возрастная динамика социальной ситуации развития младших школьников в условиях инклюзивного образования. Культурно-историческая психология, 17(3), 135–142.

Ясвин, В.А. (2001). Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Изд-во «Смысл».

Bronfenbrenner, U. (1998). The ecology of developmental processes. Handbook of Child Psychology. New York: Wiley.

Скачать в формате PDF DOWNLOAD PDF (EN)

Поступила: 19.02.2024

Принята к публикации: 02.04.2024

Дата публикации в журнале: 08.10.2024

Ключевые слова: социальная ситуация развития; переживание; среда; идеальная форма; зона ближайшего развития

DOI: 10.11621/LPJ-24-40

Доступно в on-line версии с: 08.10.2024

Карабанова, О.А. (2024). Переживание и «идеальная форма» в структуре социальной ситуации развития. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(4), 69-86. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-40

цитировать

скопировано

Номер 4, 2024