Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Диалектический анализ как метод исследования в работах Л.С. Выготского

Аннотация

Актуальность. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского сохраняет свою актуальность и продолжает обсуждаться специалистами различных стран. Во многом ее продуктивность обусловлена применением диалектического метода, анализу которого посвящена настоящая статья.

Цель. Раскрыть особенности применения диалектического метода, позволявшего Л.С. Выготскому эффективно анализировать процессы психического развития. Определить единицы анализа, описать их роль в применении метода. Показать наличие двух планов анализа: содержательного и структурного.

Методы. Применен диалектический метод анализа в процессе решения теоретических задач. В статье планомерно ставятся вопросы о характеристиках метода, требованиях, предъявляемых к единицам анализа и их свойствам. В частности, были обобщены ряд трудностей, которые возникают при анализе единиц.

Результаты. Диалектический анализ как метод познания, который применял Л.С. Выготский, строился на инвариантной структурной репрезентации процессов психического развития. Одновременно сохранялась задача содержательной интерпретации становления детской психики. Решение этой задачи строилось на поиске таких единиц анализа содержания, которые имели одновременно две возможности: быть инвариантными любому содержанию и входить в состав любого содержания. В результате анализа работ Л.С. Выготского было показано, что в качестве таких единиц он рассматривал отношения противоположности.

Выводы. Применение диалектического анализа Л.С. Выготским было связано с рассмотрением изучаемого материала одновременно в двух планах — в структурном и в содержательном, а также в переходах от одного плана к другому. Для того чтобы осуществлять подобные переходы, Л.С. Выготский выявлял в исследуемом содержании такие его фрагменты, которые могли быть противопоставлены друг другу в качестве противоположностей. Противоположности имели и содержательные свойства, и представляли собой формальные инвариантные единицы, независимые от конкретного содержания, что позволяло осуществлять преобразования на инвариантном (структурном) уровне, и возвращаться на содержательный уровень. Как только содержание изучаемой проблемы переводилось в структурный план, оно подвергалось диалектическим преобразованиям с помощью оперирования противоположностями. Эти операции соответствовали элементарным диалектическим структурам, характерным как для мысленных преобразований, так и для процессов развития различных сущностей, происходящих в реальности. Анализ содержания, включавший оперирование противоположностями, позволил Л.С. Выготскому описать процессы развития сложных структурных систем сознания человека.

Литература

Беспалов, Б.И. (2014). Логико-семантический анализ и развитие представлений Л.С. Выготского о «единицах» и «элементах» психологических систем. Национальный психологический журнал, 13(1), 20–33.

Веракса, Н.Е. (1981). Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуации дошкольниками. Вопросы психологии, (3), 123–127.

Веракса, Н.Е. (1987). Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте. Вопросы психологии, (4), 135–139.

Веракса, Н.Е. (1990). Диалектическое мышление и творчество. Вопросы психологии, (4), 6–14.

Веракса, Н.Е. (2006). Диалектическое мышление. Уфа: Изд-во «Вагант».

Веракса, Н.Е. (2021). Диалектическое мышление дошкольника (возможности и культурные контексты): монография. Москва: Изд-во Московского ун-та.

Веракса, Н.Е., Айрапетян, З.В., Тарасова, К.С. (2023a). Диалектическое и формальное мышление в контексте понимания эмоций детьми младшего возраста. Теоретическая и экспериментальная психология, 16(3), 70–89.

Веракса, Н.Е., Вересов, Н., Сухих, В.Л. (2023б). Культурные действия в игре детей дошкольного возраста. Культурно-историческая психология, 19(1), 54–61.

Веракса, Н.Е., Зададаев, С.А. (2012). Диалектическое мышление и W-мера развития двумерной диалектической структуры. Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки», (15), 57–86.

Выготский, Л.С. (1982а). Собрание сочинений: в 6 тт. T. 1. Вопросы теории и истории психологии. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1982б). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 2. Проблемы общей психологии. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1983а). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 3. Проблемы развития психики. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1983б). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 5. Основы дефектологии. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1984а). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 4. Детская психология. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1984б). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 6. Научное наследство. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1987). Психология искусства. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1996). Лекции по педологии. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та.

Гегель, Г.В.Ф. (1971). Наука логики. в 3 тт. Т. 2. Москва: Изд-во «Мысль».

Грицанов, А.А. (ред.). (2001). Всемирная энциклопедия: Философия. Москва: Изд-во «АСТ».

Жане, П. (2010). Психологическая эволюции личности. Москва: Изд-во «Академический Проект».

Зинченко, В.П. Смирнов, С.Д. (1983). Методологические вопросы психологии. Москва: Изд-во Московского ун-та. Лубовский, Д.В. (2005). Введение в методологические основы психологии. Москва: Изд-во МПСУ.

Парсонс, Т. (2002). О структуре социального действия. Москва: Изд-во «Академический Проект».

Рубинштейн, С.Л. (1940). Основы общей психологи. Москва: Изд-во «Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР».

Собкин, В.С. (2022). «Трагикомедия исканий» Льва Выготского: опыт реконструкции авторских смыслов. Москва: Изд-во Московского ун-та.

Шевырев, В.С. (2010). Метод. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. Т. 2. Москва: «Мысль».

Colliver, Yе., Veraksa, N. (2021). Vygotsky’s Contributions to Understandings of Emotional Development through Early Childhood Play. Early Child Development and Care, 191(2), 1–15.

Veraksa, N.E., Basseches, M. (2022). Dialectical thinking. In: N.E. Veraksa, I. Pramling Samuelsson, (eds.). Piaget and Vygotsky in XXI century (pp. 41–64). London, New York: Routledge.

Veraksa, N.E., Basseches, M., Brandao, A. (2022a). Dialectical Thinking: A Proposed Foundation for a Post-modern Psychology. Frontiers in Psychology, (13), 710815.

Veraksa, N.E., Belolutskaya, A., Vorobyeva, I., Krasheninnikov, E., Rachkova, E., Shiyan, I., Shiyan, O. (2013). Structural Dialectical Approach in Psychology: Problems and Research Results. Psychology in Russia: State of the Art, (6), 65–77.

Veraksa, N.E., Samuelsson, I.P. (2022). Piaget and Vygotsky in XXI century. Discourse in early childhood education. Cham: Springer International Publishing AG.

Veraksa, N.E., Sheridan, S. (2021). Current researches on Vygotsky’s theories in early childhood education. Madrid: Morata Publ.

Veraksa, N.E., Veresov, N.N., Sukhikh, V.L. (2022b). The Play Matrix: a Tool for Assessing Role-Play in Early Childhood. International Journal of Early Years Education, 30(3), 542–559.

Скачать в формате PDF DOWNLOAD PDF (EN)

Поступила: 12.02.2024

Принята к публикации: 11.04.2024

Дата публикации в журнале: 08.10.2024

Ключевые слова: культурно-историческая психология; метод; диалектическое мышление; диалектический метод анализа; противоположности

DOI: 10.11621/LPJ-24-39

Доступно в on-line версии с: 08.10.2024

Веракса, Н.Е. (2024). Диалектический анализ как метод исследования в работах Л.С. Выготского. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(4), 43-68. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-39

цитировать

скопировано

Номер 4, 2024