Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Культурно-историческая теория и социальная психология: перекличка идей

Аннотация

Актуальность. Актуальность заявленной темы определяется двумя обстоятельствами: необходимостью определения основных направлений теоретико-методологической рефлексии современной социальной психологии и задачей экспликации социально-психологических аспектов культурно-исторической теории.

Цель. Рассмотрение взаимосвязи основных идей культурно-исторической теории Л.С. Выготского и предметного поля социальной психологии.

Методы. В статье использованы методы дедуктивного (аксиоматического и гипотетико-дедуктивного) и сравнительного анализа.

Результаты. Основные тезисы культурно-исторической теории задали развитие и конкретизацию предметного поля социальной психологии начиная с известной дискуссии 1920-х гг. В качестве основных таких положений можно выделить: представление об интериоризации социальных отношений как конструктивном механизме социализации человека; понимание процесса общения как орудийно опосредованного системой знаков, которые выступают для социального субъекта средствами овладения своим социальным поведением; утверждение идеи активности человека во взаимодействии, финитной задачей которого становится формирование общей системы значений. На примере сходств и различий исторических взглядов Л.С. Выготского и Дж. Г. Мида анализируется возможный спектр пониманий контекстуальности взаимодействия. Именно внимание культурно-исторической теории к анализу взаимодействия во многом определило дальнейший интерес социальной психологии к проблеме «личность и/или ситуация», решение которой до сих пор остается дискуссионным.

Выводы. Определяющая роль позиции Л.С. Выготского не только для отечественной, но и для мировой социальной психологии связана с неослабевающим вниманием исследователей к одной из фундаментальных проблем в анализе человека и общества, а именно — к проблеме взаимодействия человека с окружающей социокультурной средой. Требование учета социального контекста как методологический императив современной социальной психологии задает основное направление дальнейшего развития теоретико-методологической рефлексии — анализ возможных соотношений социального контекста и социальных изменений, приводя к необходимости эмпирического освоения двух проблем: индивидуально-психологических оснований социального выбора и способности человека противостоять власти ситуации.

Литература

Абельс, Х. (1999). Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. Санкт-Петербург: Изд-во «Алетейя».

Андреева, Г.М. (1997). К истории становления социальной психологии в России. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 20(4), 6–17.

Андреева, Г.М. (2009). Социальная психология: векторы новой парадигмы. Психологические исследования, 2(3), 1–11. https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1000

Андреева, Г.М. (2013а). Социальное познание и социальные проблемы. Национальный психологический журнал, 9(1), 39–49.

Андреева, Г.М. (2013б). Социальная психология в пространстве современной науки и культуры. Психологические исследования, 30(6), 1–13. https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.677

Выготский, Л.С. (1983а). История развития высших психических функций. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 3. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1983б). Исторический смысл психологического. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 1 Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1983в). Проблема возраста. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 4. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1983г). Проблема сознания. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 1. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1987). Психология искусства. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (2005). Психология развития человека. Москва: Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо».

Гришина, Н.В. (2016). Ситуационный подход: исследовательские задачи и практические возможности. Вестник СПбГУ. Серия 16. Психология. Педагогика, (1), 58–68.

Гришина, Н.В. (2017). Контекст в социальной психологии и социальная психология контекста. Инновационные ресурсы социальной психологии: теории, методы, практики: сб. науч. работ. Под ред. О.В. Соловьевой, Т.Г. Стефаненко. Москва: Изд-во Московского ун-та.

Дафермос, М. (2016). Критический анализ принятия теории Л.С. Выготского в международном академическом сообществе. Культурно-историческая психология, 12(3), 37–46. https://doi.org/10.17759/chp.2016120303

Записные книжки Л.С. Выготского. (2017). Избранное. Москва: Изд-во «Канон+».

Марцинковская, Т.Д. (2004). История психологии. Москва: Изд-во «Академия».

Марцинковская, Т.Д., Хорошилов, Д.А. (2022). Научная школа социальной психологии Г.М. Андреевой: традиции и современность. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 45(3), 8–21.

Московичи, С. (1996). Век толп. Исторический трактат по психологии масс. Москва: Изд-во «Центр психологии и психотерапии».

Толстых, Н.Н. (2020). Социальная психология развития: интеграция идей Л.С. Выготского и А.В. Петровского. Культурно-историческая психология, 16(1), 25–34. https://doi.org/10.17759/chp.2020160103

Фаликман, М.В. (2017). Новая волна Выготского в когнитивной науке: разум как незавершенный проект. Психологические исследования, 54(10), 2. https://doi.org/10.54359/ps.v10i54.361

Хорошилов, Д.А. (2019). Распалась ли связь времен в социальной психологии? К 95-летнему юбилею Г.М. Андреевой. Социальная психология и общество, 10(3), 196–201.

Шоттер, Дж. (1996). М.М. Бахтин и Л.С. Выготский: интериоризация как «феномен границы». Вопросы психологии, (6), 107–117.

Mead, G.H. (1934). Mind, self, and society: from the standpoint of a social behaviorist. Chicago: University of Chicago Press.

Скачать в формате PDF DOWNLOAD PDF (EN)

Поступила: 04.02.2024

Принята к публикации: 25.05.2024

Дата публикации в журнале: 08.10.2024

Ключевые слова: культурно-историческая теория; социальная психология; социокультурная детерминация; социальная ситуация; знак; символ; социальный контекст; личность

DOI: 10.11621/LPJ-24-38

Доступно в on-line версии с: 08.10.2024

Базаров, Т.Ю., Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. (2024). Культурно-историческая теория и социальная психология: перекличка идей. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(4), 24-42. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-38

цитировать

скопировано

Номер 4, 2024