Методологическое значение работ Э. Фромма для разработки интегративного подхода к пониманию личностных предпосылок проблем клиентов психотерапии и ее цели
Аннотация
Актуальность. Ряд известных и ведущих теорий психотерапии, разработанных в трудах З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, К. Роджерса и В. Франкла, объединяет общее положение о том, что важнейшими предпосылками многих проблем клиентов психотерапии, с которыми они обращаются за помощью к психологу, являются особенности их личности. Однако у всех этих авторов отсутствует единое, общее понимание того, в чем состоят эти личностные предпосылки, а также тесно связанное с ним единое, общее понимание цели психотерапии.
Цель. В этой первой из запланированных к печати четырех статей на основе работ Э. Фромма сформулированы базовые теоретические положения, составляющие основу предлагаемого нами интегративного подхода к пониманию личностных предпосылок проблем клиентов психотерапии и ее цели, который позволил бы с единой, общей позиции рассмотреть различные точки зрения по этим вопросам всех указанных авторов.
Результаты. Анализ теории гуманистического психоанализа Э. Фромма позволил выявить основные его положения, характеризующие природу человека, продуктивную и непродуктивную личность.
Выводы. На основе этих результатов нами сформулированы три базовых теоретических положения, составляющих основу интегративного подхода к пониманию личностных предпосылок проблем клиентов психотерапии и ее цели. Первое из них характеризует объективное свойство человеческой жизни, присущее самой ее природе, второе — типичные личностные предпосылки проблем клиентов психотерапии, третье — цель психотерапии. В последующих трех публикациях будет показано, что содержащиеся в психотерапевтических теориях З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и В. Франкла различные представления о личностных предпосылках проблем клиентов психотерапии и ее цели допускают возможность их рассмотрения с единой, общей позиции, задаваемой этими тремя базовыми положениями.
Литература
Адлер, А. (1995). Практика и теория индивидуальной психологии. Москва: Прагма.
Асмолов, А.Г. (2007). Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учеб. пособие. Москва: Смысл, Академия.
Гуревич, П.С., Фролов, И.Т. (1991). Философское постижение человека. В: Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. Москва: Политиздат.
Мадди, С. (2002). Теории личности: сравнительный анализ: Учеб. пособие. Санкт-Петербург: Речь.
Франкл, В. (1990). Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс.
Фрейд, 3. (1989). Введение в психоанализ: Лекции. Москва: Наука.
Фрейджер, Р., Фейдимен, Д. (2001). Личность: теории, эксперименты, упражнения: Учеб. пособие. Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК; Москва: ОЛМА-ПРЕСС.
Фромм, Э. (1990а). Бегство от свободы. Москва: Прогресс.
Фромм, Э. (1990б). Иметь или быть? Москва: Прогресс.
Фромм, Э. (1993). Психоанализ и этика. Москва: Республика.
Холл, К., Линдсей, Г. (1997). Теории личности: Учеб. пособие. Москва: КСП+.
Хьелл, Л., Зиглер, Д. (1997). Теории личности: Учебник. Санкт-Петербург: Питер.
Юнг, К. (1994). Психология бессознательного. Москва: Канон.
Rogers, C.R. (1965). Client-centered therapy: Its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton Mifflin.
Поступила: 24.05.2024
Принята к публикации: 15.06.2024
Дата публикации в журнале: 28.06.2024
Ключевые слова: психотерапия; интегративный подход; природа человека; экзистенциальные дихотомии; ценностная позиция
DOI: 10.11621/LPJ-24-15
Доступно в on-line версии с: 28.06.2024
Капустин, С.А. (2024). Методологическое значение работ Э. Фромма для разработки интегративного подхода к пониманию личностных предпосылок проблем клиентов психотерапии и ее цели. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(2), 61-79. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-15
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная