Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Методологическое значение работ Э. Фромма для разработки интегративного подхода к пониманию личностных предпосылок проблем клиентов психотерапии и ее цели

Аннотация

Актуальность. Ряд известных и ведущих теорий психотерапии, разработанных в трудах З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, К. Роджерса и В. Франкла, объединяет общее положение о том, что важнейшими предпосылками многих проблем клиентов психотерапии, с которыми они обращаются за помощью к психологу, являются особенности их личности. Однако у всех этих авторов отсутствует единое, общее понимание того, в чем состоят эти личностные предпосылки, а также тесно связанное с ним единое, общее понимание цели психотерапии.

Цель. В этой первой из запланированных к печати четырех статей на основе работ Э. Фромма сформулированы базовые теоретические положения, составляющие основу предлагаемого нами интегративного подхода к пониманию личностных предпосылок проблем клиентов психотерапии и ее цели, который позволил бы с единой, общей позиции рассмотреть различные точки зрения по этим вопросам всех указанных авторов.

Результаты. Анализ теории гуманистического психоанализа Э. Фромма позволил выявить основные его положения, характеризующие природу человека, продуктивную и непродуктивную личность.

Выводы. На основе этих результатов нами сформулированы три базовых теоретических положения, составляющих основу интегративного подхода к пониманию личностных предпосылок проблем клиентов психотерапии и ее цели. Первое из них характеризует объективное свойство человеческой жизни, присущее самой ее природе, второе — типичные личностные предпосылки проблем клиентов психотерапии, третье — цель психотерапии. В последующих трех публикациях будет показано, что содержащиеся в психотерапевтических теориях З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и В. Франкла различные представления о личностных предпосылках проблем клиентов психотерапии и ее цели допускают возможность их рассмотрения с единой, общей позиции, задаваемой этими тремя базовыми положениями.

Литература

Адлер, А. (1995). Практика и теория индивидуальной психологии. Москва: Прагма.

Асмолов, А.Г. (2007). Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учеб. пособие. Москва: Смысл, Академия.

Гуревич, П.С., Фролов, И.Т. (1991). Философское постижение человека. В: Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. Москва: Политиздат.

Мадди, С. (2002). Теории личности: сравнительный анализ: Учеб. пособие. Санкт-Петербург: Речь.

Франкл, В. (1990). Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс.

Фрейд, 3. (1989). Введение в психоанализ: Лекции. Москва: Наука.

Фрейджер, Р., Фейдимен, Д. (2001). Личность: теории, эксперименты, упражнения: Учеб. пособие. Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК; Москва: ОЛМА-ПРЕСС.

Фромм, Э. (1990а). Бегство от свободы. Москва: Прогресс.

Фромм, Э. (1990б). Иметь или быть? Москва: Прогресс.

Фромм, Э. (1993). Психоанализ и этика. Москва: Республика.

Холл, К., Линдсей, Г. (1997). Теории личности: Учеб. пособие. Москва: КСП+.

Хьелл, Л., Зиглер, Д. (1997). Теории личности: Учебник. Санкт-Петербург: Питер.

Юнг, К. (1994). Психология бессознательного. Москва: Канон.

Rogers, C.R. (1965). Client-centered therapy: Its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton Mifflin.

Скачать в формате PDF

Поступила: 24.05.2024

Принята к публикации: 15.06.2024

Дата публикации в журнале: 28.06.2024

Ключевые слова: психотерапия; интегративный подход; природа человека; экзистенциальные дихотомии; ценностная позиция

DOI: 10.11621/LPJ-24-15

Доступно в on-line версии с: 28.06.2024

Номер 2, 2024