Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Валидизация шкалы проявлений психологического благополучия (ШППБ) на выборке российских студентов

Аннотация

Актуальность. Проблема исследования психологического благополучия современной молодежи приобретает все большую актуальность. Теоретическое обоснование и разработка надежного психодиагностического инструментария для оценки благополучия являются значимой задачей теоретических и прикладных исследований.

Цель. Обосновать преимущества методов, позволяющих проводить диагностику как общего уровня психологического благополучия, так и отдельных компонентов (эвдемонического и гедонистического) с учетом контекстных и возрастных аспектов. Представить результаты валидизации опросника «Шкала проявлений психологического благополучия (ШППБ)» на выборке российских студентов.

Выборка включала 435 студентов российских вузов, возраст которых составлял от 16 до 28 лет (Mвозраст = 19,72, SD = 1,67). Доля девушек в выборке составляла 56,41%, а юношей — 44,52%.

Методы. В исследовании использовались следующие методики: шкала удовлетворенности жизнью (Life Satisfaction Scale) Э. Динера, шкала оптимизма (Test of Dispositional Optimism, TDO-P) и шкала депрессии Центра эпидемиологических исследований (Depression Scale of the Center for Epidemiological Studies, CES-D).

Результаты. Проведен сравнительный анализ психодиагностических инструментов, используемых для оценки различных аспектов психологического благополучия; обозначены тенденции в разработке современных опросных методов его оценки. Конфирматорный факторный анализ позволил обосновать и подтвердить иерархическую структуру конструкта благополучия, где единый общий фактор образован двумя факторами более низкого порядка, значимо связанными, но оценивающими разные аспекты благополучия (эвдемонистические и гедонистические соответственно). Выявлены значимые положительные взаимосвязи шкал опросника ШППБ с удовлетворенностью жизнью, оптимизмом; и отрицательные — с уровнем депрессии, что позволило оценить конструктную валидность инструмента. Шкалы опросника также продемонстрировали высокие индексы надежности. Сравнение мужской и женской выборок по шкалам опросника показало необходимость учета гендера при разработке норм опросника.

Выводы. Шкала проявлений психологического благополучия отвечает современным психометрическим стандартам и позволяет оценивать психологическое благополучие в соответствии с новейшими теоретическими подходами. Полученные результаты вносят вклад как в теоретическое осмысление конструкта благополучия, так и в его измерение.

Литература

Голубев, А.М., Дорошева, Е.А. (2017). Апробация «Оксфордского опросника счастья» на российской выборке. Психологический журнал, 38(3), 108–118.

Гордеева, Т.О., Сычев, О.А., Осин, Е.Н. (2021). Диагностика диспозиционного оптимизма, валидность и надежность опросника ТДО-П. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(1), 34–55.

Жуковская, Л.В., Трошихина, Е.Г. (2011). Шкала психологического благополучия К. Рифф. Психологический журнал, 32(2), 82–93.

Исаева, О.М., Акимова, А.Ю., Волкова, Е.Н. (2022). Опросник благополучия PERMA-Profiler: апробация русскоязычной версии. Социальная психология и общество, 13(3), 116–133. https://doi.org/10.17759/sps.2022130308

Моросанова, В.И., Бондаренко, И.Н., Фомина, Т.Г. (2018). Создание русскоязычной версии опросника проявлений психологического благополучия (ППБП) для учащихся подросткового возраста. Вопросы психологии, (4), 103–109.

Осин, Е.Н. (2012). Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS. Психология. Журнал высшей школы экономики, 9(4), 91–110.

Осин, Е.Н., Леонтьев, Д.А. (2020). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, (1), 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06

Пергаменщик, Л.А., Лепешинский, Н.Н. (2007). Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф: процесс и результаты адаптации. Психологическая диагностика, (3), 73–96.

Самохвалова, А.Г., Шипова, Н.С., Тихомирова, Е.В., Вишневская, О.Н. (2022). Методика оценки психологического благополучия студентов: верификация и валидизация. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 28(1), 76–83. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-76-83

Шамионов, Р.М, Бескова, Т.В. (2018). Методика диагностики субъективного благополучия личности. Психологические исследования, 11(60), 8. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n60/1602-shamionov60.html (дата обращения: 04.03.2024).

Шевеленкова, Т.Д., Фесенко, П.П. (2005). Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования). Психологическая диагностика, (3), 95–129.

Bachman, J.G., O’Malley, P.M. (1977). Self-esteem in young men: A longitudinal analysis of the impact of educational and occupational attainment. Journal of personality and social psychology, 35(6), 365.

Bandura, A. (1977). Self-Efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change. Psychological Review, (84), 191–215. https://10.1037/0033-295X.84.2.191

Brouzos, A., Vassilopoulos, S.P., Boumpouli, C. (2016). Adolescents’ subjective and psychological well-being: The role of meaning in life. Hellenic Journal of Psychology, 13(3), 153–169.

Butler, J., Kern, M.L. (2016). The PERMA-Profiler: A brief multidimensional measure of flourishing. International Journal of Wellbeing, 6(3), 1–48. https://doi.org/10.5502/ijw.v6i3.526

Cooke, P.J., Melchert, T.P., Connor, K. (2016). Measuring well-being: A review of instruments. The Counseling Psychologist, 44(5), 730–757. URL: https://epublications. marquette.edu/edu_fac/401 (access date: 10.04.2024).

Diener, E., Wirtz, D., Tov, W., Kim-Prieto, C., Choi, D., Oishi, S., Biswas, D.R. (2010). New well-being measures: Short scales to assess flourishing, positive, and negative feelings. Social Indicators Research, 97(2), 143–156. https://doi.org/10.1007/s11205-009-9493-y du

Toit, A., Thomson, R., Page, A. (2022). A systematic review and meta-analysis of longitudinal studies of the antecedents and consequences of wellbeing among university students. International Journal of Wellbeing, 12(2), 163–206. https://doi.org/10.5502/ijw.v12i2.1897

Fomina, T., Burmistrova-Savenkova, A., Morosanova, V. (2020). Self-regulation and psychological well-being in early adolescence: A two-wave longitudinal study. Behavioral Sciences, 10(3), 67. https://doi.org/10.3390/bs10030067

Goodarzi, M., Rajabi, R., Yousefi, B., Mansoor, S. (2008). A comparative study of happiness among male and female athlete students in university of Tehran. World Journal of Sport Sciences, 1(1), 61–64.

Jovanović, V. (2015). Structural validity of the Mental Health Continuum-Short Form: The bifactor model of emotional, social and psychological well-being. Personality and Individual Differences, (75), 154–159.

Keyes, C.L.M. (2009). Atlanta: Brief Description of the Mental Health Continuum Short Form (MHC–SF). URL: http://www.sociology.emory.edu/ckeyes/ (access date: 08.03.2024).

Keyes, C.L.M. (2002). The mental health continuum: From languishing to flourishing in life Journal of Health and Social Behavior, 43(2), 207–222.

Lannin, D.G., Guyll, M., Cornish, M.A., Vogel, D.L., Madon, S. (2019). The importance of counseling self-efficacy: physiologic stress in student helpers. Journal of College Student Psychotherapy, 33(1), 14–24. https://doi.org/10.1080/87568225.2018.1424598

Longo, Y., Coyne, I., Joseph, S. (2017). The scales of general well-being (SGWB). Personality and Individual Differences, (109), 148–159. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.01.005

Lyubomirsky, S., Lepper, H.S. (1999). A Measure of Subjective Happiness: Preliminary Reliability and Construct Validation. Social Indicators Research, 46(2), 137–155. https://doi.org/10.1023/a:1006824100041

Masse, R., Poulin, C., Dassa, C., Lambert, J., Belair, S., Battaglini, A. (1998). The structure of mental health: higher-order confirmatory factor analyses of psychological distress and well-being measures. Social Indicators Research, 45(1–3), 475–504.

Matovu, M. (2020). Academic self-efficacy and academic performance among university undergraduate students. European Journal of Education Studies, 7(3). https://doi.org/10.5281/zenodo.3756004

Mukhlis, H., Hariri, H., Riswandi, R., Haenilah, E., Sunyono, S., Maulina, D., Fitriadi, F. (2024). A current study of psychological well-being in educational institutions: A systematic literature review. Journal of Education and Learning (Edu Learn), 18(2), 382–390.

Ogihara, Y., Elmer, S. (2020). The pattern of age differences in self-esteem is similar between males and females in Japan: Gender differences in developmental trajectories of self-esteem from childhood to old age. Cogent Psychology, 7(1), 1756147. https://doi.org/10.1080/23311908.2020.1756147

Renshaw, T.L. (2018). Psychometric of the revised college student subjective wellbeing questionnaire. Canadian Journal of School Psychology, 33(2), 136–149. https://doi.org/10.1177/0829573516678704

Ryan, R.M., Deci, E.L. (2001). On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being. Annual review of psychology, 52(1), 141–166.

Tennat, R., Hiller, L., Fishwick, R., Platt, S., Jospeh, S., Weich, S., Stewart-Brown, S. (2007). The Warwick-Edinburgh Mental Well-being Scale (WEMWBS): Development and UK validation. Health and Quality of Life Outcomes, 5(63), 1–13. https://doi.org/10.1186/1477-7525-5-63

Скачать в формате PDF

Поступила: 20.04.2024

Принята к публикации: 16.05.2024

Дата публикации в журнале: 28.06.2024

Ключевые слова: психологическое благополучие; валидизация; студенты; конфирматорный факторный анализ

DOI: 10.11621/LPJ-24-23

Доступно в on-line версии с: 28.06.2024

Номер 2, 2024