Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Отношение педагогов и психологов к игрушке: историческая динамика ценностных ориентиров в России

Аннотация

Актуальность. Вместе с игрушками, которые общество предлагает для детской игры, транслируются ценностные ориентиры этого общества. Детская игра зависит от идеологии взрослых, их представлений об устройстве игры, ее значении и месте в жизни ребенка. Отношение к игрушкам отражает отношение взрослых к детям и меняется вместе с социокультурной ситуацией. Изучение этой динамики необходимо как для расширения научных представлений об игрушке, так и для понимания того, какой вклад вносят взрослые в построение феномена детства.

Цель. Изучить динамику отношения к игрушке на протяжении конца XIX — начала XXI в.

Выборка. В исследовании было использовано 110 источников, из которых 85 составили конечный список литературы.

Методы. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы конца XIX — начала XXI в., посвященной теме детской игрушки.

Результаты. Обнаружены два сдвига в отношении к игрушке, обусловленных изменениями социокультурной ситуации в стране: первый связан с революцией и возникновением СССР, а второй — с перестройкой и распадом СССР. В конце XIX — начале XX в. игрушка — это любой предмет, используемый в игре, хорошая игрушка — самодельная игрушка, а чтобы правильно выбрать игрушки, нужно изучать игровые потребности ребенка. С возникновением СССР игрушки — средство воспитания и обучения, поэтому их нужно выбирать, ориентируясь на цели коммунизма: играя с ними, ребенок становится советским гражданином. Под игрушками теперь понимаются те, что создаются взрослыми детям, а хорошие игрушки — те, что способствуют формированию такого человека. С распадом СССР растет плюрализм мнений в сфере игры и игрушки. Увеличивается число исследований в этой области и появляется представление о необходимости создания объективной оценки игрушек.

Выводы. В исследовании показана динамика отношения педагогов и психологов к игрушке в условиях смены социокультурных ситуаций.

Литература

Акимова, Ю.А., Савенков, А.И., Ключко, О.И., Вачкова, С.Н., Цаплина, О.В., Смирнова, П.В. (2016). Психолого-педагогическая экспертиза игрушки. Учеб. пособие. Москва: Юрайт.

Алешина, И.Н., Иванова, Е.С. (2011). Игровая деятельность с военной игрушкой как средство изучения психологических особенностей ребенка дошкольного возраста. Вестник ТГУ, (9), 157–162.

Аркин, Е.А. (1948). Игрушка. Дошкольный возраст. Москва: Учпедгиз.

Бартрам, Н.Д. (1909). Об игрушках: по поводу выставки игрушек прошлого и настоящего в Московском кустарном Музее. Москва: Типография Московского городского Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых.

Бартрам, Н.Д. (1912). Игрушки и начатки ручного труда, Воспитательное значение игрушки. В: Игрушка. Ее история и значение. Москва: Типография Т-ва И.Д. Сыткина.

Белолуцкая, А.К., Веракса, А.Н., Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Гаврилова, М.Н., Шиян, И.Б. (2018). Связь характеристик образовательной среды детского сада и уровня развития регуляторных функций дошкольников. Психологическая наука и образование, 23(6), 85–96. https://doi.org/10.17759/pse.2018230608

Блонский, П.П. (1921). Трудовая школа. Владивосток: Изд-во Дальневосточного краевого союза земств и городов (Далькрайземгор).

Бухаленкова, Д.А., Сухих, В.Л., Якупова, В.А. (2021). Развитие саморегуляции в игре: во что и как играть с дошкольниками? Современное дошкольное образование, (1), 8–16. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2021-10091

Ванъ-Путерен, М.Д. (1899). Нормальная детская для детей до 3х лет. Энциклопедия семейного воспитания и обучения, (14).

Виноградова, И.А. (2015). Критерии оценивания детских игрушек участниками образовательного процесса. Проблемы и перспективы развития образования в России, (35), 7–11.

Галанин, Д.Д. (1903). Игры и игрушки. Москва: Ред. журн. «Детское чтение» и «Педагогический листок».

Галанин, Д.Д. (1909). Игры и игрушки. 2-е изд. Москва: Ред. журн. «Юная Россия» и «Педагогический листок».

Герасимова, С.Л. (2020). Роль игрушки в жизни ребёнка. Наука и образование сегодня, 1(48), 64–65.

Горбунова, О.Ф. (2015). Игры и игрушки дошкольников в современной детской субкультуре. В: Материалы Ежегодной междунар. Науч.-практич. конф. «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

Граборов, А.Н. (1923). Вспомогательная школа (школа для умственно-отсталых детей). Москва, Петроград: Государственное издательство.

Григорьев, Э.П., Юсова, З.С. (2011). Детская игрушка как звено установления толерантных коммуникаций в мировой культуре. Вестник ОГУ, (9), 27–33. Денисенкова, Н.С., Счастная, Т.Н. (2016). Современная игрушка: бедствие или культурная реальность. Современное дошкольное образование, (3), 60–65.

Доронов, С.Г. (2011). Сюжетная игрушка: история и современность. Дошкольное образование. Образование и наука, (9), 109–122.

Западинский, И. (1938). О резолюциях и их выполнении. Советская игрушка, (12).

Зеньковский, В.В. (1995). Психология детства: Учеб. пособие для вузов. Екатеринбург: Деловая книга.

Калина, О.Г. (2012). Детская игрушка и внутренний мир ребенка, или речь в защиту «Плохих» кукол. Современное дошкольное образование, (4), 54–61.

Каптерев, П.Ф. (1898). О детских играх и развлечениях. Энциклопедия семейного воспитания и обучения, (4).

Коточигова, Е.В. (2016). Может ли педагог дошкольного образования провести экспертизу игрушки? В: Материалы Ежегодной междунар. науч. практич. конф. «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Москва: МозаикаСинтез.

Кривошеин, И.К. (Ред.). (1938). Советская игрушка, 4(7).

Кривошеин, И.К. (Ред.). (1938). Советская игрушка, 4(29).

Кривошеин, И.К. (Ред.). (1938). Советская игрушка, 12(9).

Кривошеин, И.К. (Ред.). (1938). Советская игрушка, 12(16).

Кривошеин, И.К. (Ред.). (1938). Советская игрушка, 12(19).

Кривошеин, И.К. (Ред.). (1938). Советская игрушка, 12(23).

Крупская, Н.К. (1958а). Общественное воспитание. В: Педагогические сочинения. Т. 2: Общие вопросы педагогики; Организация народного образования в СССР. Под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, Н.А. Константинова. Москва: Изд-во Академии педагогических наук.

Крупская, Н.К. (1958б). О социальном воспитании. В: Педагогические сочинения. Т. 2: Общие вопросы педагогики; Организация народного образования в СССР. Под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, Н.А. Константинова. Москва: Изд-во Академии педагогических наук.

Крупская, Н.К. (1959). Об игрушках для дошколят. В: Педагогические сочинения. Т. 6: Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта. Под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, И.В. Чувашева. Москва: Изд-во Академии педагогических наук.

Лаврентьева, И.А. (2016). Рукотворные игрушки в творческом развитии детей дошкольного возраста. Гуманитарное пространство, 5(4), 487–497. Лейтер, Л. (2011). Совсем как настоящие… — игры и игрушки в СССР в 1950 — 1960е годы. Неприкосновенный запас, (3), 77.

Лидин, К.Л. (2006). К вопросу о психологической экспертизе игрушек. В: Развитие человека в современном мире: Материалы Всеросс. науч.-практич. конф. Под ред. О.А. Белобрыкиной, О.А. Шамшиковой. Новосибирск: Изд-во НГПУ.

Литвинский, П.А. (1899). Игрушки, их назначение и выбор. Энциклопедия семейного воспитания и обучения, (13), 1–44.

Локтионова, А.В. (2005). Игровая среда современного ребенка. Консультативная психология и психотерапия, 13(1), 31–57.

Локуциевская, Г.Г. (1984). Как делают игрушки в институте игрушки. Техническая эстетика, 11(27). URL: https://tatlin.ru/lib/texnicheskaya_estetika_11_1 984?ysclid=lxx18tlgyp128664929 (дата обращения: 01.03.2024).

Малахиева-Мирович, В. (1912). Воспитательное значение игрушки. В: Игрушка. Ее история и значение. Под ред. Н.Д. Бартрама. Москва: Типография Т-ва И.Д. Сыткина.

Маневский, С.Е. (2008). Видимое пространство внутреннего мира. Игра, игрушки, терапия. В: Актуальные проблемы игровой культуры современного детства. Под ред. Е.А. Репринцевой. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та.

Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. (2001). Как играть с ребенком. 2-е изд. Москва: Академический Проект.

Мухина, В.С. (1988). Игрушка как средство психического развития ребенка. Вопросы психологии, (2), 123–128.

Новоселова, С.Л. (1984). Проблемы качества промышленной игрушки. Техническая эстетика, 11(27). URL: https://tatlin.ru/lib/texnicheskaya_estetika_1 1_1984?ysclid=lxx18tlgyp128664929 (дата обращения: 01.03.2024).

Новоселова, С.Л. (1987). Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек (методические рекомендации), Москва: б.и.

Новоселова, С.Л. (1997). Эргодизайнерская концепция развивающей предметно-пространственной среды детства. Развивающая предметно-пространственная среда детства (С. 5–15). Москва: ВНИИТЭ.

Новоселова, С.Л., Локуциевская, Г.Г. (1984). Современные требования к педагогической классификации игрушек. Игра и самостоятельная деятельность детей в системе коммунистического воспитания. Таллинн.

Новоселова, С.Л., Овчинников, А.А. (1984). Мебель — игрушка для детского сада. Техническая эстетика, 11(27).

Об утверждении Положения о Комитете по игрушке при НКПросе РСФСР. (1934). Постановление СНК 21 января 1934 г.

Ожогова, Е.Г., Тельнова, Ж.Н. (2019). Психолого-педагогические проблемы, вызванные современной детской игрушкой. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, (3), 162–166.

Онощенко, С.В. (2007). Формы использования игрушки как средства формирования социального опыта ребенка. Гаудеамус, (11), 185–187. Переверзев, Л.Б. (1984). Дизайн игрушки. Техническая эстетика, 11(27).

Покровский, Е.А. (1884). Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья. Москва: Музей прикладных знаний.

Рябкова, И.А. (2016а). Исследование свободной игры с полифункциональным материалом. В: сб. материалов Ежегодной междунар. науч.-практич. конф. «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (С. 60–62). Москва: Мозаика-Синтез.

Рябкова, И.А. (2016б). Построение игрового замысла в свободной игре дошкольников. Вопросы психологии, (5), 28–36.

Рябкова, И.А., Шеина, Е.Г. (2022). Подход Е.О. Смирновой к оценке игрушек для детей. Национальный психологический журнал, 17(3), 35–43.

Сикорский, И.А. (1901). Душа ребенка. Энциклопедия семейного воспитания и обучения, 30–32.

Смирнова, Е.О. (2005). Игрушки: как оценить их качество. Дошкольное воспитание, (4).

Смирнова, Е.О., Орлова, И.А., Соколова, М.В., Смирнова, С.Ю. (2016). Что видят и чего не видят дети в куклах Монстр Хай. Современное дошкольное образование, (2), 34–43.

Смирнова, Е.О., Рябкова, И.А., Абдулаева, Е.А. (2018). Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду. Методическое пособие. ФГОС ДО. 2-е изд. Москва: Русское слово.

Смирнова, Е.О., Салмина, Н.Г., Тиханова, И.Г. (2008). Психологическая экспертиза игрушки. Психологическая наука и образование, 13(3), 5–19.

Собкин, В.С., Калашникова, Е.А., Лыкова, Т.А. (2022). Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции. Национальный психологический журнал, 17(3), 89–96.

Собкин, В.С., Марич, Е.М. (2002). Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. Труды по социологии образования. Т. VII. Вып. XII. Москва: Центр социологии образования РАО.

Собкин, В.С., Скобельцина, К.Н. (2012). Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей). Психологическая наука и образование, 16(2), 56–67.

Собкин, В.С., Смирнова, Е.О., Штенгер, У. (2018). Детский сад, воспитывающий личность (описание опыта работы детского сада «Амарес», Кёльн, Германия). Современное дошкольное образование, (8), 4–14.

Соколова, М.В. (2012). Исследование домашней игровой среды ребенка дошкольного возраста. Современное дошкольное образование. Теория и практика, (6), 84–90.

Сорокина, А.И. (1951). Дошкольная педагогика. Москва: Учпедгиз.

Список игрушек, разрешенных и запрещенных Комитетом по игрушкам Наркомпроса РСФСР. (1934). Москва, Ленинград: Всесоюзное кооперативное объединенное издательство.

Тезавровская, Л.С. (1916). Бросовый материал. Москва: Кружок совместного воспитания и образования детей.

Теплова, А.Б. (2013). Педагогический потенциал материнского фольклора и традиционной игрушки для становления картины мира современного ребенка: автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.

Трифонова, Е.В. (2016). Игрушка как орудие деятельности ребенка. Гуманитарное пространство, (4), 558–568.

Улитина, Л.И. (2016). Психолого-педагогические требования к современной детской игрушке. Сб. материалов Ежегодной междунар. науч.-практич. конф. «Воспитание и обучение детей младшего возраста», (5), 947.

Урбанская, О.Н. (1977). Воспитателю о работе с семьей. 2-е изд. Москва: Просвещение.

Урунтаева, Г.А. (2001). Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд. Москва: Академия.

Усова, А.П. (1976). Творческие игры и руководство ими. Роль игры в воспитании детей: Сб. статей. Под ред. А.В. Запорожца. Москва: Просвещение.

Флерина, Е.А. (1927). Восьмое методическое письмо Наркомпроса РСФСР. Москва: Госиздат.

Флерина, Е.А. (1933). Методическое пособие для дошкольных работников. Москва: Учпедгиз.

Флерина, Е.А. (1935). Игрушка и требования к ней . Советская игрушка, (1).

Флерина, Е.А. (1936). Кукла и ее роль в воспитании ребенка. Советская игрушка, (8).

Флерина, Е.А. (1961). Эстетическое воспитание дошкольника (С. 240–243). Москва: Изд-во АПН РСФСР Шинкаренко, А.Е. (2009). Функции игрушки как феномена культуры. Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология, (1), 62–65.

Штайц, Т.К., Гейдебрехт, Н.А. (2016). Где поставить запятую: «Играть нельзя выбрасывать»? (о психологической оценке детских игрушек). PEM: Psychology. Educology. Medicine, (2), 316–343.

Эльконин, Д.Б. (1978). Психология игры. Москва: Педагогика.

Эльконинова, Л.И., Крыжов, П.А. (2022). Психологическая экспертиза куклы в рамках культурно-исторического подхода: границы и возможности. Культурно-историческая психология, 18(3), 41–50.

Якшина, А.Н., Ле-Ван, Т.Н., Зададаев, С.А., Шиян, И.Б. (2020). Разработка и апробация шкалы оценки условий развития игровой деятельности детей в дошкольных группах. Современное дошкольное образование, (6), 21–31.

Янковская, Н.А., Аминов, Н.А., Малахов, Ф.В. (2009). Психологическая экспертиза игр. Москва: НИИ школьных технологий.

Скачать в формате PDF

Поступила: 19.04.2024

Принята к публикации: 28.05.2024

Дата публикации в журнале: 28.06.2024

Ключевые слова: игрушки; полифункциональные материалы; предметнопространственная среда; дошкольники; дети; представления педагогов; социокультурная ситуация

DOI: 10.11621/LPJ-24-26

Доступно в on-line версии с: 28.06.2024

Номер 2, 2024