Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Родительские убеждения как фактор когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка

Аннотация

Актуальность. Современная психология родительства предлагает для изучения различные феномены — родительское отношение, родительские убеждения, установки и практики. Изучение родительских убеждений позволяет описать когнитивный компонент семейной среды, в которой развивается ребенок. Предыдущие исследования обнаружили значимую связь некоторых родительских установок с когнитивным и социально-эмоциональным развитием детей, однако они выполнены на зарубежных выборках, а их результаты неоднозначны.

Цель. Выявить особенности связи родительских убеждений о роли структурированности, спонтанности и игровой деятельности, а также наличия противоречий в семье относительно особенностей воспитания с показателями когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка.

Выборка. Основную выборку исследования составили 338 женщин в возрасте от 23 до 65 лет (М = 36,63; SD = 5,004) и их дети дошкольного возраста в возрасте от 53 до 81 месяца (М = 70,36, SD = 4,198), из них 48% — мальчики, 52% — девочки.

Методы. Для выявления родительских убеждений был разработан ряд утверждений, которые можно сгруппировать в три блока: 1) организация жизни ребенка, 2) роль игровой деятельности, 3) воспитательная конфронтация в семье. Показатели когнитивного развития детей были выявлены при помощи Цветных прогрессивных матриц Дж. Равена и субтестов методики NEPSY-II, социально-эмоционального — при помощи методики «Тест на понимание эмоций».

Результаты. Выявлено, что большинство родителей считают структурированную среду более значимой для благополучия ребенка. Кроме того, обнаружено, что наличие у родителей таких убеждений является позитивным предиктором показателей невербального интеллекта ребенка, при этом убеждения о значимой роли спонтанности оказываются предикторами менее выраженных показателей слухоречевой памяти и большего времени, которое необходимо ребенку для переключения с одного задания на другое. Связей родительских установок с социально-эмоциональным развитием детей не обнаружено.

Выводы. Родительские убеждения могут играть существенную роль в развитии ребенка: убеждение в необходимости структурировать среду ребенка может приводить к позитивным эффектам для когнитивного развития ребенка и не влиять на социально-эмоциональное развитие, а убеждение в необходимости спонтанности скорее связано с более низкими показателями исполнительных функций у ребенка.

Литература

Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н. (2019). Диагностика уровня развития регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте. Психология. Журнал ВШЭ, (2), 302–317. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-2-302-317

Балабанова, Г.А. (2015). Формирование целостного миропонимания старшего дошкольника. Обучение и воспитание: методики и практика, (24), 158–162.

Баландин, Д.Л., Комарова, И.И., Смирнова, И.Н. (2022). Мониторинг индивидуального развития ребенка (от рождения до школы). Современное дошкольное образование, 2(110), 40–51. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-2110-40-51

Бухаленкова, Д.А., Сухих, В.Л., Якупова, В.А. (2021). Развитие саморегуляции в игре: во что и как играть с дошкольниками? Современное дошкольное образование, 1(103), 8–16. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2021-10091

Веракса, Н.Е. (2022). Диалектическая структура игры дошкольника. Национальный психологический журнал, 47(3), 4–12. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0302

Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н., Гаврилова, М.Н., Бухаленкова, Д.А., Тарасова, К.С. (2021). Тест на понимание эмоций: адаптация русскоязычной версии на российской выборке детей дошкольного возраста. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(1), 56–70. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-56-70

Гаврилова, М.Н., Чичинина, Е.А. (2023). Динамика развития рабочей памяти у детей в возрасте с 5 до 7 лет в период социальной изоляции: роль экранного времени и количества детей в семье. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(3), 396–410. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.307

Голзицкая, А.А., Кисельникова, Н.В., Маркова, С.В. (2018). Опросник PARI как методика исследования родительских установок. Вопросы психологии, (3), 147–157.

Головей, Л.А., Савенышева, С.С., Энгельгардт, Е.Е. (2016). Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников. Социальная психология и общество, 7(3), 18–32. https://doi.org/10.17759/sps.2016070302

Крайлюк, А.И. (2015). Родительские установки: теоретические аспекты. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, (3), 78–82.

Кричевец, А.Н., Корнеев, А.А., Рассказова, Е.И. (2019). Основы статистики для психологов. Москва: Акрополь.

Марковская, И.М. (2005). Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Санкт-Петербург: Речь.

Морозюк, С.Н., Морозюк, Ю.В., Кузнецова, Е.С. (2022). Алгоритм консультативной работы с матерями со стилем родительского отношения «Строгость санкций». Современное дошкольное образование, 4(112), 62–68. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-4112-62-68

Наследов, А.Д. (2007). Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Санкт-Петербург: Речь.

Равен, Дж.К., Корт, Дж., Равен, Дж. (2002). Руководство для Прогрессивных Матриц Равена и Словарных Шкал: Раздел 2: Цветные Прогрессивные Матрицы (включая Параллельные версии Теста). Москва: Когито-Центр.

Сиднева, А.Н., Асланова, М.С., Бухаленкова, Д.А. (2022). Особенности развития математических способностей первоклассников, обучающихся по разным образовательным программам. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 45(3), 119–144. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.03.07

Смирнова, Е.О. (2019). Специфика современного дошкольного детства. Национальный психологический журнал, 34(2), 33–40. https://doi.org/10.11621/npj.2019.0207

Собкин, В.С., Калашникова, Е.А. (2023). Жизненная позиция матерей и отцов учащихся начальной, основной и старшей школы. Теоретическая и экспериментальная психология, 16(2), 50–71. https: //doi.org/10.11621/TEP-23-12

Тарасова, С.Ю. (2023). Психологические риски подростков, обучающихся в условиях повышенной учебной нагрузки. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(1), 280–302. https://doi.org/10.11621/vsp.2023.01.12

Трошихина, Е.Г., Данилова, М.В. (2023). Мать и дочь: взаимосвязь психологического благополучия и родительских установок в разные периоды взрослости. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(2), 199–213. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.205

Юдина, Е.Г. (2022). Детская игра как территория свободы. Национальный психологический журнал, (3), 13–25. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303

Bornstein, M.H., Lansford, J.E. (2019). Culture and family functioning. In: B.H. Fiese, M. Celano, K. Deater-Deckard, E.N. Jouriles, M.A. Whisman (Eds.), APA Handbook of Contemporary Family Psychology: Applications and Broad Impact of Family Psychology. Vol. 2. (pp. 417–436). Washington: American Psychological Association.

Correa, W., Minetto, M., Cappellaro-Kobren, R., Kruszielski, L. (2019). Parental beliefs on child development of children with developmental delays. Paidéia (Ribeirão Preto), (29). https://doi.org/10.1590/1982-4327e2928

Gavrilova, M.N., Sukhikh, V.L., Veresov, N.N. (2023). Toy Preferences among 3-to-4-Year-Old Children: The Impact of Socio-Demographic Factors and Develop mental Characteristics. Psychology in Russia: State of the Art, 16(2), 72–84. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0206

Korkman, M., Kirk, U., Kemp, S.L. (2007). NEPSYII. Administrative manual. San Antonio: Psychological Corporation.

Kornienko, D.S. (2016). Child temperament and mother’s personality as a predictors of maternal relation to child. Procedia-Social and Behavioral Sciences, (233), 343–347.

Liu, P., Kryski, K., Smith, H., Joanisse, M., Hayden, E. (2020). Transactional relations between early child temperament, structured parenting, and child outcomes: A three-wave longitudinal study. Development and Psychopathology, 32(3), 923–933. https://doi.org/10.1017/S0954579419000841

Miller, S.A. (1988). Parents’ Beliefs about Children’s Cognitive Development. Child Development, 59(2), 259–285. https://doi.org/10.2307/1130311

Parmar, P., Harkness, S., Super, C.M. (2004). Asian and Euro-American parents’ ethnotheories of play and learning: Effects on preschool children’s home routines and school behaviour. International Journal of Behavioral Development, 28(2), 97–104. https://doi.org/10.1080/01650250344000307

Ridao, P., López-Verdugo, I., Reina-Flores, C. (2021). Parental Beliefs about Childhood and Adolescence from a Longitudinal Perspective. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(4), 1760. https://doi.org/10.3390/ijerph18041760

Schober, P., Boer, C., Schwarte, L.A. (2018). Correlation Coefficients: Appropriate Use and Interpretation. Anesthesia and Analgesia, 126(5), 1763–1768. https://doi.org/10.1213/ANE.0000000000002864

Sleddens, E.F., O’Connor, T.M., Watson, K.B., Hughes, S.O., Power, T.G., Thijs, C., De Vries, N.K., Kremers, S.P. (2014). Development of the Comprehensive General Parenting Questionnaire for caregivers of 5–13-year-olds. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 11(15), 1–14. https://doi.org/10.1186/1479-5868-11-15

Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I. (2022). Multitasking as a Personal Choice of the Mode of Activity in Russian Children and Adolescents: Its Relationship to Experimental Multitasking and its Effectiveness. Psychology in Russia: State of the Art, 15(2), 113–123. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0208

Wang, L., Yang, C., Jiang, D., Zhang, S., Jiang, Q., Rozelle, S. (2022). Impact of Parental Beliefs on Child Developmental Outcomes: A Quasi-Experiment in Rural China. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(12), 7240. https://doi.org/10.3390/ijerph19127240

Скачать в формате PDF

Поступила: 09.12.2023

Принята к публикации: 23.04.2024

Дата публикации в журнале: 28.06.2024

Ключевые слова: родительские убеждения; структурированность; спонтанность; когнитивное развитие; социально-эмоциональное развитие

DOI: 10.11621/LPJ-24-18

Доступно в on-line версии с: 28.06.2024

Номер 2, 2024