Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Особенности групповой дискуссии в очных и онлайн фокус-группах

Аннотация

Актуальность. Сегодня наблюдается тенденция внедрения онлайн-коммуникации в сферу научных исследований. Развитие данного тренда в социальной психологии ускорили пандемия COVID-19 и требования социального дистанцирования, затрудняющие применение качественных методов в очном формате. Использование фокус-групп в онлайн-формате стало актуальным для исследователей еще до начала пандемии, и сейчас практическая значимость изучения онлайн фокус-групп только увеличивается.

Цель. Выявление особенностей групповой дискуссии в очных и онлайн фокус-группах.

Выборка. В очных фокус-группах принимало участие 29 человек (27,9% мужчин, 72,41% женщин) от 18 до 25 лет (М = 21,1; SD = 1,95), а в онлайн — 24 человека (37,5% мужчин, 62,5% женщин) от 18 до 26 лет (М = 22,8; SD = 2,15).

Методы. Качественный контент-анализ 10 стенограмм фокус-групп, проведенных в очном и онлайн-форматах в период с 2019 по 2021 г.

Результаты. Выделены категории, отражающие особенности взаимодействия участников на каждом из этапов групповой дискуссии в онлайн и в очных фокус-группах. Выявлены особенности групповой дискуссии в очных и онлайн фокус-группах.

Выводы. (1) В очных фокус-группах направленность на себя наблюдается только в начале дискуссии, а в онлайн — преобладает на протяжении всей дискуссии; (2) в очных фокус-группах направленность участников на других выражается в частом взаимодействии и в обращении с вопросами друг к другу, а в онлайн — в предоставлении участникам возможности высказать свое мнение и в проявлении внимания к другим мнениям; (3) в онлайн фокус-группах, в отличие от очных фокус-групп, у участников не наблюдается психологическая общность членов группы; (4) эффект групповой дискуссии в очных фокус-группах заключается в стремлении участников достигнуть единого мнения по обсуждаемому вопросу, а в онлайн — в углублении обсуждения темы.

Литература

Богомолова, H. Н., Фоломеева, Т. В. (1997). Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. Москва: Магистр.

Бруннер, Е. Ю. (2021). Организация психолого-педагогических и социологических исследований онлайн. Гуманитарные науки, 55(3), 114–123.

Бусыгина, Н. П. (2019). Качественные и количественные методы исследований в психологии: учеб. пособие. Москва: Юрайт.

Варганова, Г. В. (2010). Виртуальные фокус-группы как метод научного исследования. Библиосфера, (2), 8–12.

Вафаева, Д. Б. (2020). Результаты исследования по проблемам домашнего насилия в современных условиях. Наука, образование и культура, 49(5), 82–86.

Галимов, Р. Р. (2013). Методика проведения фокус-групповых исследований в социальных сетях интернета. Практический маркетинг, 202(12), 12–19.

Гордеева, Е. Н. (2019). Использование метода фокус-групп в исследовании процесса развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел. Академическая мысль, 9(4), 113–117.

Григорьев, Д. С. (2021). Метод фокус-групп как претест анкеты для проведения опросов в кросскультурных и межстрановых сравнительных исследованиях. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 18(3), 475–488.

Гут, Ю. Н., Ткаченко, Н. С., Доронина, Н. Н., Ланских, М. В., Худаева, М. Ю., Овсяникова, Е. А. (2021). Динамика влияния самоизоляции на эмоциональное состояние студентов и преподавателей вуза. Перспективы науки и образования, 50(2), 340–352.

Данилова, А. Г., Митина, О. В. (2021). Компьютеризированный качественный анализ текста. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 44(1), 220–240. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.09

Едигарева, Ю. Г. (2010). Использование метода фокус-групп в социологическом исследовании организационной/корпоративной культуры. Вестник Саратовского государственного технического университета, 3(1), 295–298.

Лебедев, П. А. (2015). Онлайновые фокус-группы. Возможности, ограничения и особенности процедуры: монография. Москва: Проспект.

Мельникова, О. Т. (2007). Фокус-группы: Методы, методология, модерирование: учеб. пособие. Москва: Аспект Пресс.

Мельникова, О. Т., Нестерова, Е. М. (2023). Сравнительный анализ типов дизайнов смешанных методов в контексте социально-психологических исследований. Теоретическая и экспериментальная психология, 16(2), 107–126. https:// doi.org/10.11621/TEP-23-15

Мошида, С., Санада, М., Шао, Ц., Ли, Д., Такаока, Д., Андо, С., Сакакихара, Й. (2022). Факторы, влияющие на детский стресс во время пандемии COVID-19 в Японии. Современное дошкольное образование, 122(4), 69–80.

Николаева, И. А. (2022). Идеалы студенческой молодежи в соотнесении с настоящим, возможным и анти-идеальным. Образование и наука, 24(4), 168–199.

Пузанова, Ж. В., Чеховский, И. В. (2014). Здоровый образ жизни: понимание и отношение студенческой молодежи (по результатам фокус-групповых исследований). Вестник Российского университета дружбы народа. Серия: Социология, (4), 135–150.

Романова, Н. М. (2018). Представления студентов о рисках вовлечения личности в криминальную деятельность: фокус-групповое исследование. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, (4), 439–444. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-439-444

Солдатова, Г. У., Чигарькова, С. В., Кошевая, А. Г., Никонова, Е. Ю. (2022). Повседневная деятельность подростков в смешанной реальности: пользовательская активность и многозадачность. Сибирский психологический журнал, (83), 20–45.

Хорошилов, Д. А. (2013). Предмет качественного исследования как методологическая проблема социальной психологии. Национальный психологический журнал, (1), 50–61. https://doi.org/2079-6617/2013.0107

Шеляпин, Н. В. (2020). Представления о специфике семейно-брачных отношений в российской современной субкультурной группе ритмологов (по материалам фокус-группового исследования). Социология, (3), 302–317.

Якиманская, И. С. (2013). Школа как организация: применение метода фокус-группы для выявления проблем образовательной среды. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, (1), 61–67. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2013-2-1-61-66

Bruggen, E., Willems, P. (2009). A Critical Comparison of Offline Focus Groups, Online Focus Groups and E-Delphi. International Journal of Market Research, 51(3), 1–15 https://doi.org/10.1177/147078530905100301

Cater, J. (2011). Skype: A cost effective method for qualitative research. Rehabilitation Counselors & Educators Journal, 4(2), 10–17.

Gaiser, T. J. (1997). Conducting on-line focus groups: a methodological discussion. Social Science Computer Review, 15(2), 135–144. https://doi. org/10.1177/089443939701500202

Jankowski, N. W., Van Selm, M. (2005). Epilogue: methodological concerns and innovations in internet research. Virtual Methods. In: C. Hine (Ed.), (pp. 199–207). Oxford: Berg.

Jerabek, H. (2011). Merton and Lazarsfeld: Collaboration on Communication Research — Two Papers, Two Research Instruments, and Two Kindred Concepts. Sociologicky Casopis, (47), 1191–1214. https://doi.org/10.13060/00380288.2011.47.6.04

Lobe, B., Morgan, D., Hoffman, K. (2020). Qualitative Data Collection in an Era of Social Distancing. The International Journal of Qualitative Methods, (19). URL: https:// doi.org/10.1177/16094069209378) (access date: 03.06.2023).

Merton, R. K., Fiske, M., Kendall, P. L. (1956). The focused interview. A manual of problem and procedures. Glencoe: Free Press.

Morgan, D. L. (1997). Focus Groups as Qualitative Research. Newbury Park: Sage Publications.

Morgan, D. L., Lobe, B. (2011). Online Focus Groups. The Handbook of Emergent Technologies in Social Research. In: S.N. Hesse-Biber (Ed.), (pp. 199–230) Oxford: Oxford Univ. Press.

Teti, M., Schatz, E., Liebenberg, L. (2020). Methods in the time of COVID-19: The vital role of qualitative inquiries. International Journal of Qualitative Methods, (19). URL: https://doi.org/10.1177/1609406920920962 (access date: 03.06.2023).

Zinchenko, Yu. P., Morosanova, V. I., Kondratyuk, N. G., Fomina, T. G. (2020). Conscious Self-Regulation and Self-organization of Life during the COVID-19 Pandemic. Psychology in Russia: State of the Art, 13(4), 168–182. https://doi.org/10.11621/ pir.2020.0411

Скачать в формате PDF

Поступила: 23.08.2023

Принята к публикации: 30.01.2024

Дата публикации в журнале: 21.03.2024

Ключевые слова: фокус-группа; групповая дискуссия; онлайн фокус-группы; качественный контент-анализ; сравнительный анализ

DOI: 10.11621/LPJ-24-08

Доступно в on-line версии с: 21.03.2024

Номер 1, 2024