Разработка и апробация методики «Эмоциональное отношение к опасным ситуациям» для лиц подросткового и юношеского возраста с интеллектуальными нарушениями
Аннотация
Актуальность. Разработанная авторами методика «Эмоциональное отношение к опасным ситуациям» может стать одним из инструментов выявления способности подростков и лиц юношеского возраста с интеллектуальными нарушениями к безопасному поведению, оценки эффективности коррекционно-образовательной работы по формированию безопасного поведения, а также дополнить представления психологии безопасности различных социальных групп знаниями о проявлениях безопасного поведения лиц с интеллектуальными нарушениями.
Цель. Разработка, апробация и валидизация методики «Эмоциональное отношение к опасным ситуациям», предназначенной для исследования подростков и представителей юношеского возраста с сохранным и нарушенным интеллектом.
Выборка. Адаптация методики проведена на выборке из 117 обучающихся с нарушением интеллекта: 71 подросток (М = 12,8 года, SD = 0,82 года, из них 42 мальчика и 29 девочек), 46 представителей юношеского возраста (М = 16 лет, SD = 0,5 года, из них 30 юношей и 16 девушек).
Методы. Методика «Эмоциональное отношение к опасным ситуациям» состоит из 13 проблемных ситуаций, отражающих наиболее вероятные опасности для обучающихся — опасности физической, социальной, информационной и образовательной среды. Для оценки надежности методики использовался коэффициент Альфа Кронбаха для каждой из выделенных шкал. Для оценки критериальной валидности методики был использован коэффициент корреляции между шкалами эмоциональной оценки опасной ситуации и способа поведения в опасной ситуации (методика «Эмоциональное отношение к опасным ситуациям») и показателями типов реагирования на опасности (Опросник на выявление типа отношения к опасности).
Результаты. Разработана методика «Эмоциональное отношение к опасным ситуациям». Представлены результаты стандартизации методики, оценки надежности и критериальной валидности. Значения выделенных шкал по α Кронбаха показали достаточный уровень согласованности (от 0,536 до 0,697). Установлены значимые взаимосвязи шкал эмоциональной оценки и способов поведения в опасных ситуациях (опасности физической, социальной, информационной и образовательной среды) с типами реагирования на опасности (адекватный, неопределенный, тревожный, игнорирующий) у обучающихся подросткового и юношеского возраста с интеллектуальными нарушениями.
Выводы. Результаты психометрической оценки позволяют говорить о достаточно высокой надежности, внутренней согласованности шкал по выборке, а также критериальной валидности разработанной методики. Разработанная методика может использоваться для выявления эмоционального отношения к опасным ситуациям и способа поведения в них подростков и лиц юношеского возраста с интеллектуальными нарушениями.
Литература
Андреева, О.С., Сонич, Е.Д. (2018). Особенности самоотношения взрослых, перенесших разные виды насилия в семье в детском возрасте. Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии: сборник тезисов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та.
Баева, И.А., Бурмистрова, Е.В., Лактионова, Е.Б., Рассоха, Н.Г. (2006). Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. Санкт-Петербург: Изд-во «Речь». URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20087925_37328164.pdf (дата обращения: 10.11.2022).
Баева, И.А., Гаязова, Л.А., Кондакова, И.В., Лактионова, Е.Б. (2021). Психологическая безопасность и социальный интеллект подростков и юношей. Психологическая наука и образование, 26(2), 5–16.
Баранова, Ю.М. (2012). К вопросу об информационно-психологической безопасности детей и подростков в сети Интернет. Социальная психология и общество, (4), 122–129.
Березина, Т.Н. (2022). Психолого-педагогические аспекты формирования эмоциональной безопасности образовательной среды. В кн.: Психологическая безопасность образовательной среды: проблемы, ресурсы, профилактика. (С. 16–27). Москва: Изд-во «Русайнс».
Бушина, Е.В., Муминова, А.М. (2021). Адаптация русскоязычной версии опросника Ольвеуса «Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга». Социальная психология и общество, 12(2), 197–216.
Гафнер, В.В., Гризодуб, Н.В. (2021). Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та.
Гладкова, Л.Н. (2017). Обоснование уровней и экспериментальная работа по формированию социально безопасного поведения подростка. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 6(119), 33–39.
Давыдова, М.С. (2010). Формирование социальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва.
Донцов, А.И. (2020). Психология безопасности. Москва: Изд-во «Юрайт».
Дымова, Е.Н., Тарабрина, Н.В., Харламенкова, Н.Е. (2015). Психологическая безопасность и травматический опыт как модуляторы поиска социальной поддержки в трудной жизненной ситуации. Психологический журнал, 36(3), 15–27.
Зинченко, Ю.П. (2011). Методологические основы психологии безопасности. Национальный психологический журнал, 6(2), 11–14.
Зотова, О.Ю. (2011). Потребность в безопасности у представителей разных социально-экономических групп. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 34(4), 84–91.
Зотова, О.Ю. (2017). Психологическое благополучие личности: монография. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета.
Зотова, О.Ю., Тарасова, Л.В. (2018). Психологическая безопасность россиян. Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии. Сб. тезисов. Под ред. И.А. Ершовой. (С. 41–43). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та.
Кисляков, П.А., Феофанов, В.Н., Удодов, А.Г. (2017). Модель социально безопасного/опасного поведения детей с нарушениями интеллекта. Ученые записки Российского государственного социального университета, 16(3), 19–27.
Козлов, В.В., Мазилов, В.А., Фетискин, Н.П. (2018). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Изд-во МАПН; Изд-во Института Психотерапии.
Маралов, В.Г. Малышева, Е.Ю., Смирнова, О.В., Перченко, Е.Л., Табунов, И.А. (2012). Разработка теста-опросника по выявлению способов реагирования в ситуациях опасности в юношеском возрасте. Альманах современной науки и образования, 12(1), 92–96. URL: https://www.gramota.net/materials/1/2012/12-1/27.html (дата обращения: 10.11.2022).
Скрипкина, Т.П. (2000). Психология доверия. Москва: Изд-во «Академия».
Сорокина, Л.А. (2010). Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни: дисс. канд. пед. наук. Тюмень.
Харламенкова, Н.Е. (2019). Понятие психологической безопасности и его обоснование с разных научных позиций. Психологический журнал, 40(1), 28–37.
Целищева, А.А., Бакшиханова, С.С. (2019). Восприятие психологической безопасности образовательной среды подростками со склонностью к девиантному поведению. Вестник научных конференций, 1-3(41), 108–111. URL: https://ukonf.com/doc/cn.2019.01.03.pdf (дата обращения: 10.11.2022).
Шалдеева, В.И. (2017). Особенности эмоциональных реакций подростков во время экстремальных ситуаций. Амурский научный вестник, (2), 123–128.
Bar-On, R. (2006). Bar-On Model of Emotional-Social Intelligence (ESI). Psicothema, (18), 13–25. URL: https://www.psicothema.com/pdf/3271.pdf (accessed: 10.11.2022).
Kislyakov, P.A. Shmeleva, E.A., Luneva, L.F., Rybakova, A.I., Feofanov, V.N. (2018). Social and Psychological Safety of Adolescents with Intellectual Disabilities in Special and Inclusive Schools of Russia. Journal of Clinical and Diagnostic Research, 12(8), 17–20.
Mechling, L.C., Gast, D.L., Gustafson, M.R. (2009). Use of Video Modeling to Teach Extinguishing of Cooking Related Fires to Individuals with Moderate Intellectual Disabilities. Education and Training in Developmental Disabilities, 44(1), 67–79. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ864622 (accessed: 21.12.2019).
Morrison, G.M., Furlong, M.J., Morrison, R.L. (1994). School Violence to School Safety: Reframing the Issue for School Psychologists. School Psychology Review, 23(2), 236–256. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02796015.1994.12085709 (accessed: 22.12.2019).
Piccoli, V., Carnaghi, A., Grassi, M., Straga, M., Bianchi, M. (2020). Cyberbullying through the Lens of Social Influence: Predicting Cyberbullying Perpetration from Perceived Peer-Norm, Cyberspace Regulations and Ingroup Processes. Computers in Human Behavior, (102), 260–273. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.09.001
Stahl, Ch., Fritz, N. (2002). Internet Safety: Adolescents’ Self-Report. Journal of Adolescent Health, 31(1), 7–10.
Поступила: 13.07.2023
Принята к публикации: 26.08.2024
Дата публикации в журнале: 10.09.2024
Ключевые слова: опасные ситуации; эмоциональное отношение к опасностям; поведение в опасных ситуациях; методика; подростки; юношеский возраст; интеллектуальные нарушения
DOI: 10.11621/LPJ-24-33
Доступно в on-line версии с: 10.09.2024
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная