ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2020. - №1 - 160 с.

Теоретические исследования

Зиренко М.С., Корнилова Т.В. Интеллект, мотивация и черты Большой пятерки в регуляции решения детерминисткой задачи (П. Васона). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2020. — №1 — с.3-21

Актуальность. Актуальным является комплексное выявление взаимосвязей интеллекта, мотивации и личностных черт в решении задач, совмещающих необходимость прогностической активности и ориентировки на логическое правило.

Цель исследования.Установление роли глубинной мотивации, свойств Большой пятерки (куда входят черты экстраверсия, согласие, добросовестность, сознательность, открытость новому опыту) и интеллектав выборе стратегий и эффективности решения задач (на материале задачи П. Васона). 

Методики и выборка. Выборку составили 75 студентов и аспирантов г. Москвы и Санкт-Петербурга (Mвозраст= 21.2, SD = 2.6), решавших задачу в компьютеризованном виде.Они получали психодиагностические методики: краткий опросник Большой пятерки, опросник личностных предпочтений А. Эдвардса и интеллектуальную батарею, построенную для диагностики вербального интеллекта (русскоязычные варианты теста Милл-Хилла и теста на аналогии) и невербального (субтесты Трехмерное Вращение и Матрицы из теста ICAR).

Результаты. Флюидный интеллект был положительно связан с экстраверсией, а вербальный отрицательно связан с согласием и добросовестностью. Именно эти три черты проявили связи с эффективностью принятия решений (ПР) в задаче. Флюидный интеллект отрицательно связан с чувством вины, а вербальный интеллект положительно с мотивацией достижения. Описаны также ряд установленных связей Большой пятерки с разными видами мотивации.

Но показатели интеллекта не выступили в связях с успешностью решения задачи Васона, как и черты эмоциональная стабильность и открытость новому.

С результативностью и временем решения на разных попытках (от 1-й к 3-й) выступили разные виды мотивации автономиичувства вины, агрессии, а также на уровне статистических тенденций – мотивация достижения и самопознания.

Выводы.В целом использование методики А. Эдвардса позволяет принять общую гипотезу о вкладе неспецифической (по отношению к познавательной деятельности) мотивации в структурирование решений по задаче П. Васона. Для этой детерминистской задачи установлены позитивные связи ее решения с мотивацией автономии и стойкости в целедостижении, и негативная роль мотивации агрессии и отсутствие связей с мотивацией достижения (и другими выделенными видами мотивации).

Поступила: 04.09.2019
Принята к публикации: 11.11.2019
Страницы: 3-21
DOI: 10.11621/vsp.2020.01.01
Ключевые слова: интеллект; «Большая пятерка»; мотивация; задача Васона; опросник личностных предпочтений А. Эдвардса;
Автор(ы): Зиренко М.С; Корнилова Т.В.;

Доступно в on-line версии с 25.03.2020

Лисова Е.Н. Группа как объект: незрелость или деструкция?. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2020. — №1 — с.22-33

Актуальность. Изучение «полюса» объектности группы значимо для более полного представления о закономерностях ее развития. Наличие сведений о неполноте и непостоянстве субъектных проявлений группы до сих пор не рассматривалось с позиции разных форм ее функционирования в качестве объекта. Это ограничивало осмысление сущности тех общностей, которые не развили субъектный потенциал.

Цель. Выработать адекватные системно-субъектному подходу теоретические основы изучения групповой объектности.

Метод. Теоретический анализ проблемы групповой объектности с позиции системно-субъектного подхода.

Результаты. В статье обозначены признаки группы как объекта, отражающие не только внутренние, но и внешние ее связи: неразвитость разных форм активности; морально-психологический ущерб для общности и ее социального окружения. Рассмотрены внешнегрупповые и внутригрупповые факторы групповой объектности, показано действие механизмов ее развития, носящих защитный характер. Выделены формы групповой объектности с учетом охвата групповой жизнедеятельности, устойчивости проявления и этапа функционирования группы.

Вывод. Опора на комплексный анализ внутри- и межгрупповых факторов и признаков объектности группы позволяет квалифицировать, являются ли ее проявления незрелостью или деструкцией. Устойчивость объектности как вариант незрелости или деструкции группы является перспективным направлением ее изучения.

Поступила: 30.07.2019
Принята к публикации: 10.11.2019
Страницы: 22-33
DOI: 10.11621/vsp.2020.01.02
Ключевые слова: группа как объект; незрелость группы; деструкции; фиксации дезинтеграции; внутригрупповое отчуждение; социальная декатегоризация;
Автор(ы): Лисова Е.Н.;

Доступно в on-line версии с 25.03.2020

Рикель А.М., Филатова К.В. Сходство аттитюдов и возникновение аттракции: новый взгляд на классическую проблему. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2020. — №1 — с.34-54

Актуальность. Изучение аттракции с точки зрения факторов, определяющих ее возникновение, является наиболее общепринятой парадигмой в современной социальной психологии. При этом принципиальная новизна проведенного исследования заключается в дифференциации фактора сходства установок (рассмотрение позитивных и негативных аттитюдов), которая не вводилась в предшествующих работах как теоретического, так эмпирического характера. В то же время представляется очевидным, что фактор сходства установок обладает слишком глобальным характером и нуждается в явной диверсификации. В связи с этим разделение аттитюдов на негативные и позитивные имеет явную эмпирическую осмысленность: насколько совпадение в каком-либо негативном отношении оказывается более значимым, чем в позитивном?

Цель. Определение степени влияния совпадения негативных и позитивных аттитюдов на становление аттракции по отношению к незнакомцам у женщин.

Методики. Исследование включало 2 этапа. Выборка на первом этапе составила 162 человека, на втором – 47 человек (в данной статье приведены данные только женской части выборки); средний возраст участников исследования – 19 лет. В качестве основного методического аппарата исследования использовалась модифицированная методика «поддельного незнакомца» Д. Бирна. Статистическая обработка полученных данных включала однофакторный дисперсионный анализ и последующую оценку значимости различия в динамике возникающей аттракции в случае введения дополнительной информации в виде позитивных и негативных установок, соответствующих собственным установкам респондентов. 

Результаты. Было показано, что введение дополнительной информации, содержащей компоненты аттитюдов, совпадающих с собственными установками респондента, оказывает значимое влияние на возникновение аттракции. Проанализированы различия между совпадением так называемых позитивных и негативных установок. Авторами исследования предложен ряд интерпретаций полученных результатов в русле актуальных для современной социально-психологической науки концепций, относящимся к различным теоретическим ориентациям (психоанализ, когнитивизм, интеракционизм и пр.).

Вывод.В случае совпадения негативных установок рост возникающей аттракции к объекту оказывается более значимым, чем в случае совпадения позитивных. Данный вывод был сделан относительно женской выборки, однако в дальнейшем предполагается уточнение роли гендерного фактора в случае данной зависимости.

Поступила: 10.09.2019
Принята к публикации: 14.11.2019
Страницы: 34-54
DOI: 10.11621/vsp.2020.01.03
Ключевые слова: эмоциональные отношения; аттракция; факторы аттракции; социальные установки; позитивные и негативные установки;
Автор(ы): Рикель А.М.; Филатова К.В.;

Доступно в on-line версии с 25.03.2020


Методика и методология современной психологии

Арестова О.Н., Осипян Г.А., Взорин Г.Д., И.В. Малиновская, Маслова М.В. Методика исследования качества жизни в связи с нарушениями зрительной функции. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2020. — №1 — с.55-76

Актуальность.Исследования качества жизни (КЖ) являются одним из самых актуальных направлений психологического и медицинского изучения. При огромном количестве западных исследований в области КЖ, связанного со здоровьем, они крайне малочисленны в отечественной науке, а специализированные исследования КЖ в связи с проблемами зрения практически отсутствуют.

Цели: 

  1. Разработка специализированной русскоязычной анкеты КЖ в связи с нарушениями зрительной функции и проведенным лечением.

  2. Исследование соотношения субъективной оценки общего состояния офтальмологических пациентов и их зрительной функции вследствие заболевания, ожиданий в отношении лечения и субъективной оценки эффектов лечения.

Методика и выборка. Пилотажное исследование проведено с использованием разработанной специализированной анкеты КЖ при нарушении зрения, включающей три блока вопросов. Первый блок посвящен оценке состояния различных компонентов зрительной функции до лечения, второй блок оценивает ожидания респондента в адрес различных эффектов лечения, в третьем блоке оцениваются полученные вследствие лечения результаты. Респонденты – 19 пациентов с диагнозом кератоконус с различной степенью потери зрения.

Результаты. Подтверждена диагностическая ценность разработанной анкеты, выявлены способы ее доработки до уровня стандартизованного опросника КЖ, произведено соотнесение трех блоков (априорная оценка ожидания в отношении лечения, оценка результатов лечения), изучен динамический аспект КЖ. Субъективная оценка состояния зрения до и после лечения не связана с объективными показателями зрения и предположительно детерминирована личностными характеристиками респондента. Ожидания пациентов в отношении лечения имеют малодифференцированный и субъективный характер. Отмечается априорная недооценка личностно значимых составляющих КЖ, а инструментальные аспекты переоцениваются.

Выводы:

  1. Разработанная анкета обнаружила чувствительность в отношении изучаемых феноменов субъективных оценок. Более широкое применение методики требует проведения процедур стандартизации и оценки валидности.

  2. Оценки респондентами состояния собственной зрительной функции до и после лечения имеют крайне субъективный характер и мало связаны с объективными показателями остроты зрения.

Психологически важным эффектом лечения, хотя и недооцениваемым пациентами априорно, является разработка жизненных планов, появление позитивной временной перспективы, улучшение эмоционального состояния и самоотношения.

Поступила: 19.11.2019
Принята к публикации: 22.01.2020
Страницы: 55-76
DOI: 10.11621/vsp.2020.01.04
Ключевые слова: качество жизни; зрительная функция; субъективные оценки; объективные результаты лечения; динамика качества жизни;
Автор(ы): Арестова О.Н.; Осипян Г.А.; Взорин Г. Д.; Малиновская И. В.; Маслова М. В.;

Доступно в on-line версии с 25.03.2020


Эмпирические исследования

Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г., Гайдамашко И.В. Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2020. — №1 — с.77-95

Актуальность. Исследование направлено на развитие представлений о феномене надежности осознанной саморегуляции человека как психологическом ресурсе достижения целей в условиях стресса. В профессиях, предъявляющих повышенные требования к стрессоустойчивости человека, надежность осознанной саморегуляции рассматривается как один из важных факторов, обеспечивающих надежность деятельности профессионала. Данное исследование носит междисциплинарный характер и находится на пересечении общей психологии, психологии саморегуляции, психологии труда, профессиональной и экстремальной психологии.

Цель. Исследовать надежность саморегуляции как универсального и специального регуляторного ресурса достижения целей на примере деятельности специалистов профессий высокого риска.

Методика. Три группы представителей профессий высокого риска: военнослужащие морской флотилии (N = 139), военнослужащие воздушной авиации (N = 33), спасатели (N = 123) и для сравнения группа педагогов (N = 154) тестировались по методике В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ» для определения индивидуальных особенностей осознанной саморегуляции человека и ее надежности в стрессовых условиях.

Результаты. Обосновано понимание регуляторной надежности как универсального и специального регуляторного ресурса устойчивости достижения цели и безошибочности действий в психологически напряженных условиях. Выявлены значимые различия в показателях осознанной саморегуляции и ее надежности в психологически напряженных условиях между представителями профессий высокого риска и представителями массовой профессии. Внутри каждой профессиональной выборки обнаружены значимые различия в показателях саморегуляции между группами экспертов и новичков. У пилотов и моряков значимые различия между экспертами и новичками касаются только одного регуляторного показателя «надежности саморегуляции». У педагогов получены противоположные результаты: значимые различия между экспертами и новичками выявлены между всеми регуляторными показателями, за исключением одного единственного показателя – надежности саморегуляции.

Выводы. Установлено, что надежность осознанной саморегуляции является профессионально-значимой компетенцией для экстремальных профессий, предъявляющих особые требования к стрессоустойчивости человека. Надежность осознанной саморегуляции является также универсальным ресурсом, от сформированности которого зависит эффективность деятельности в психологически напряженных ситуациях. Показано, что у представителей профессий высокого риска регуляторная надежность является специальным профессиональным ресурсом, который повышается по мере накопления профессионального опыта.

Поступила: 12.08.2019
Принята к публикации: 10.10.2020
Страницы: 77-95
DOI: 10.11621/vsp.2020.01.05
Ключевые слова: стресс; профессии высокого риска; надежность осознанной саморегуляции; регуляторные ресурсы;
Автор(ы): Моросанова В.И. ; Кондратюк Н.Г.;

Доступно в on-line версии с 25.03.2020

Смирнова Я.К. Специфика совместного внимания и модели психического у дошкольников с атипичным развитием. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2020. — №1 — с.96-123

Актуальность. В статье рассматривается проблема соотношения навыков совместного внимания и социально-когнитивного развития ребенка. Исходя из анализа предыдущих исследований типично развивающихся детей, демонстрирующих отзывчивость к основополагающим социальным признакам, значимым является выявление признаков атипичного развития, когда ребенок не учитывает, какой объект (событие) или какие аспекты этого объекта (события) находятся в фокусе внимания собеседника. Решение вопроса, какие именно аспекты совместного внимания связаны с нормативным развитием ребенка, делает актуальным сравнения контрастных групп с разными формами атипичного развития. Для исследования в качестве основного был использован показатель понимания намерений другого по направлению взгляда, как один из аспектов совместного внимания.

Цель. Целью исследования стало сравнение развития социального познания и совместного внимания у типично развивающихся детей и детей с разными формами атипичного развития для выявления соотношения модели психического и когнитивных нарушений.

Методы. На выборке дошкольников с типичным развитием и дошкольников с задержкой психического развития, нарушением слуха, нарушением речи и нарушением зрения были применены методики для оценки понимания детьми намерений, желаний, интересов других по поведенческим проявлениям: «Тест на ошибочное мнение» «Салли-Энн»; задача «Что хочет Чарли?» и др. Так же применено разработанное задание для оценки способности использовать направление взгляда персонажа на картинке для определения его намерений.

Результаты. Выявлены «первично-психологические» характеристики атипичного развития ребенка, ставящие на первое место нарушения социальной коммуникации. Выделены несколько вариантов нарушения совместного внимания через определение намерений по направлению взгляда. Показано, что определение намерений по направлению взгляда связано с нормативным возрастным становлением ребенка. Симптоматика дефицита данного навыка вариативна в зависимости от специфики атипичного развития ребенка.

Выводы.Обнаружено, что вторичные отклонения в развитии социального познания специфичны для определенного первичного дефекта. Ограниченный приток информации при нарушении анализатора создает необычные условия для накопления опыта социального взаимодействия у детей, необходимого для формирования модели психического.

Поступила: 12.08.2019
Принята к публикации: 24.11.2019
Страницы: 96-123
DOI: 10.11621/vsp.2020.01.06
Ключевые слова: внимание; совместное внимание; социальное познание; возрастное развитие; дошкольный возраст; теория разума; ментальная модель; задержка психического развития; аутизм; дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие);
Автор(ы): Смирнова Я.К.;

Доступно в on-line версии с 25.03.2020

Деева Т.М. Усвоение простых закономерностей в исследованиях имплицитного научения. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2020. — №1 — с.124-142

Актуальность. Согласно современным эмпирическим данным, неосознанно обработанная информация может оказывать существенное влияние на поведение человека во всех сферах деятельности. Сведения о механизмах такой обработки фрагментарны и зачастую противоречивы. Для исследования имплицитного научения, то есть процесса неосознанного получения знания, в экспериментальной психологии традиционно применяются различные подходы, ни в одном из которых не получены окончательные ответы относительно степени осознанности и абстрактности усваиваемого знания. Изучение имплицитного усвоения простых закономерностей позволяет более тщательно рассмотреть вопрос о существовании неосознаваемого знания и степени его влияния на решение различных когнитивных задач. Использование такого подхода дает возможность применять более строгие критерии выявления эксплицитного знания и предполагает получение более чистых экспериментальных эффектов имплицитного научения. 

Цель работы. Рассмотреть и проанализировать опыт применения экспериментальных техник, связанных с усвоением простых закономерностей в исследованиях имплицитного научения.

Метод. Обзор и анализ исследований с использованием простых закономерностей в области имплицитного научения.

Результаты. В статье рассмотрены исследования в рамках экспериментальных парадигм «усвоение инвариантных характеристик» и «обнаружение скрытых ковариаций». Представлены наиболее значимые экспериментальные исследования, их результаты и последующая критика, повлиявшая на совершенствование экспериментальных процедур. Описаны проблемы использования различных типов заданий в обучающей и тестовой частях. Обозначены основные возможности и ограничения использования данных парадигм для выявления эффекта имплицитного научения. Рассмотрены дальнейшие перспективы применения описанных техник с учетом необходимости более строгого подхода к измерению степени осведомленности испытуемых.

Выводы. Экспериментальные подходы, связанные с использованием простых закономерностей, могут оказаться перспективными для исследования механизмов имплицитного формирования и усвоения ассоциаций. 

Поступила: 11.10.2019
Принята к публикации: 25.12.2019
Страницы: 124-142
DOI: 10.11621/vsp.2020.01.07
Ключевые слова: имплицитное научение; усвоение инвариантов; обнаружение скрытых ковариаций;
Автор(ы): Деева Т. М.;

Доступно в on-line версии с 25.03.2020


На факультете психологии — история и современность

Липатов С. А. Проблемы концептуализации социальных эмоций и коллективных переживаний в современной социальной психологии: к 70-летнему юбилею Т.Г. Стефаненко // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 1. С. 143–160.

Актуальность. Традиционным для социально-психологического исследования является изучение большой социальной группы как субъекта социальных представлений, а не переживаний, – иными словами, в имеющихся исследованиях внимание обращается преимущественно на когнитивный компонент «группового ответа» на те или иные социальные события. Т.Г. Стефаненко утверждала, что социально-психологический подход к изучению изменений в обществе должен включать в себя анализ не только процессов социального познания относительно вновь появившихся или трансформированных социальных объектов, но и эмоциональных реакций, неосознанных ожиданий и страхов, вызванных переменами, общих чувств и переживаний. Эта позиция предполагает включение новых категорий в понятийный аппарат психологического знания, а также уточнение содержания уже имеющихся категорий. В данном случае речь идет о такой категории, как коллективные переживания.

Цель. Описание тех теоретических и эмпирических проблем, исследованием которых Т.Г. Стефаненко непосредственно занималась в рамках исследовательского проекта «Переживание социальных проблем представителями различных социальных групп современного Российского общества» (Российский гуманитарный научный фонд, 2012-2014).

Метод. Обзор и анализ исследований, посвященных изучению переживаний, коллективных переживаний и социальных эмоций.

Результаты. Рассмотрены основные подходы к изучению переживаний, коллективных переживаний и социальных эмоций в отечественной и зарубежной психологической литературе. Понятие «коллективные переживания» сопоставлено с категорией «переживание», разработанной в отечественной общей психологии, а также конструктом «коллективные (социальные) эмоции», разрабатываемым в зарубежной социальной психологии. Приведено краткое описание результатов международного кросс-культурного исследования эмоциональных переживаний – вины, стыда сожаления, смущения и т.п., в котором принимала участие Т.Г. Стефаненко.

Заключение. Несмотря на отсутствие единства в концептуализации коллективных переживаний и методологические трудности, изучение социальных переживаний и эмоций представляется плодотворным подходом при проведении эмпирических социально-психологических исследований особенностей восприятия и интерпретации различных социальных процессов на уровне обыденного сознания.

Поступила: 05.02.2020
Принята к публикации: 15.02.2020
Страницы: 143-160
DOI: 10.11621/vsp.2020.01.08
Ключевые слова: переживание; коллективные переживания; социальные/коллективные/групповые эмоции; вина; стыд; Т.Г. Стефаненко;
Автор(ы): Липатов С. А. ;

Доступно в on-line версии с 25.03.2020



О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2020


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер