ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2019. - №4 - 208 с.

Теоретические и эмпирические исследования

Батенова Ю.В. Интенсификация цифрового опыта дошкольника: когнитивные последствия. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.4-20

Актуальность. Широкое использование персональных цифровых устройств в повседневной жизни привело к неизбежному интересу к ним и детей дошкольного возраста. Тем не менее, до сих пор мало что известно о характере влияния использования новых технологий на когнитивные навыки дошкольников. 

Цели работы. Интеграция и анализ ключевых эмпирических данных, представленных в имеющихся на данном этапе научных работах, а также выявление связи между продолжительностью использования информационных технологий и когнитивных способностей старших дошкольников.

Методы. В ходе исследования нами было использовано три теста, позволяющих осуществить оценку когнитивных навыков старших дошкольников в течение года: «Телевизор», «Твой словарный запас», «Лабиринт».

Результаты. Результаты исследования раскрывают характер взаимосвязи между когнитивными изменениями детей и их пользовательской активностью на персональном цифровом устройстве (компьютере), прочно вошедшем в жизнедеятельность не только семьи, но и дошкольной образовательной организации. В результате проведенного теоретического анализа данных нам удалось выстроить архитектонику настоящего исследования, логика которого, а также использование методов математической статистики позволили говорить о достоверности полученных фактов. 

Вывод. Результаты показали, что согласно концепции развития когнитивных навыков у детей старшего дошкольного возраста время, проведенное за компьютером, влияет положительно на отдельные показатели когнитивного развития, что отчетливо наблюдается в результатах тестов спустя один год.

Поступила: 05.07.2019
Принята к публикации: 25.07.2019
Страницы: 4-20
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.04
Ключевые слова: информационные технологии; дети старшего дошкольного возраста; компьютеры; время; когнитивные навыки;
Автор(ы): Батенова Ю. В.;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Алмазова О.В., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Агарков Д. В., Денисенко С.О., Левшина М. А., Лысая Т.Е., Марьин С. С., Самуйлова О.С. Особенности восприятия подростками профиля сверстника-пользователя социальных сетей. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.21-43

Актуальность исследования связана с широким распространением общения среди подростков в социальных сетях при высоком риске подвергнуться агрессии и насилию. Цель исследования - изучение особенностей восприятия подростками профилей сверстников в социальных сетях, различающихся по степени «безопасности», и готовности к осуществлению различных коммуникативных действий в зависимости от психологических особенностей. 

Гипотезы исследования.1.Существует связь между такими психологическими особенностями подростков-пользователей социальной сети как опыт отвержения/принятия в отношениях со сверстниками, когнитивные способы оценки социальнойинформации, эмоциональный интеллекти способность к дифференциации профилей сверстников-пользователей социальных сетей и коммуникативных действий в соцсетях. 2. Глазодвигательная активность подростков-пользователей социальных сетей связана со степенью привлекательности профиля сверстника. 

Методики и выборка.Были использованы методики «Привязанность к сверстникам» (Armden, Greenberg, 1987) в адаптации Бурменской Г. В. (Бурменская, 2015); Эмоциональный интеллект (Люсин, 2009); Распознавание эмоций по взгляду (Baron-Cohen et al., 2001); Когнитивные способы оценивания социальной информации (Молчанов и др., 2018) методика ай-трекинг, беседа. В исследовании приняли участие 40 подростков от 14 до 17 лет.

Результаты.Выделены три группы, различающиеся по характеру привязанности к сверстникам, эмоциональному интеллекту и когнитивным способам переработки социальной информации, составившие три типа – «идеализирующий», «селективный» и «осторожный». Показано, что «селективный тип» характеризуется самой высокой дифференциацией «опасных» и «безопасных» профилей сверстников в социальных сетях и высокой избирательностью в реализации различных коммуникативных действий. Большая привлекательность профиля отражается в большем количестве фиксаций на основной информации о пользователе, времени фиксации и количестве возвращений в зону.

Поступила: 10.08.2019
Принята к публикации: 01.10.2019
Страницы: 21-43
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.21
Ключевые слова: социальные сети; подростковый возраст; когнитивные способы переработки информации;
Автор(ы): Алмазова Ольга Викторовна; Долгих А.Г.; Молчанов С. В.; Агарков Д. В.; Денисенко С. О.; Левшина М. А.; Лысая Т. Е.; Марьин С. С.; Самуйлова О. С.;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Ковалёв А. И., Роголева Ю. А., Егоров С.Ю. Сравнение эффективности применения технологий виртуальной реальности с традиционными образовательными средствами. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.44-58

Актуальность. Технологии виртуальной реальности (ВР) позволяют пользователям получать большой объем визуальной информации за короткое время, и это является важной особенностью для использования ВР в образовании. В условиях цифровизации образования эффективность использования ВР в качестве инструмента совершенствования процессов обучения является открытым вопросом. Несмотря на наличие ряда исследований, посвящённых этой проблеме, однозначных выводов сделано не было, многие факторы, влияющие на этот процесс, остаются неизученными.

Цель. Изучение особенностей усвоения учебного материала, представленного на иностранном языке посредством применения ВР.

Методика. Были отобраны 29 участников юношеского возраста (22 женщины, 7 мужчин), обладающих уровнем знания английского языка не ниже, чем порогового уровня (B1 по классификации CEFR). Было использовано три типа специально подготовленных стимулов: текст, 2D-видео и ВР-среда. Эффективность обучения проверялась с помощью теста на знание материала до и после каждого эксперимента. ВР-стимулы были предъявлены с помощью системы Samsung Gear VR. 

Результаты. Было показано, что ВР-формат наряду с текстовым форматом оказались одинаково эффективными при усвоении лицами юношеского возраста учебной информации, представленной на английском языке. В то время как двумерный видеоряд оказался наименее эффективным средством. Также обнаружена отрицательная корреляция между изначальным уровнем знаний и приростом в знаниях после экспериментальной серии.

Выводы. Виртуальная реальность предлагает эффективный способ улучшения процесса обучения, но традиционные методы обучения продолжают играть важную роль в образовании. Лица юношеского возраста в современном мире обладают уже необходимыми сформированными способами использования ВР как учебного средства в образовательных целях.

Благодарности: Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ №18-29-22049.

Поступила: 10.08.2019
Принята к публикации: 02.09.2019
Страницы: 44-58
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.44
Ключевые слова: виртуальная реальность; цифровое образование; иностранный язык; образовательный процесс; информационная среда;
Автор(ы): Ковалев А.И.; Рогалева Ю. А.; Егоров С. Ю.;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Войскунский А.Е., Арестова О.Н., Солодов М.Ю. Психологические особенности чтения электронного текста. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.59-79

Актуальность. Электронный текст все шире применяется в обыденной жизни, профессиональной и образовательной деятельности. В настоящее время психологические особенности работы с такого рода текстами недостаточно изучены, что создает значительные риски и не позволяет использовать новые возможности, предоставляемые цифровыми технологиями. 

Целью исследования является изучение особенностей характерного для электронного текста параллельного чтения (по сравнению с последовательным чтением).

Методы и выборка. Модифицированные для работы онлайн методики «Смысловые отношения», шкала «Аналитичность-холистичность», «Сложные аналогии». Испытуемые - 45 человек от 18 до 58 лет.

Результаты. Обнаружены индивидуальные предпочтения в работе с параллельным и последовательным предъявлением текста. В целом работа с параллельным предъявлением текста менее успешна, что указывает на ее большую когнитивную сложность, обнаружена прямая связь эффективности этой работы с холистическим стилем мышления и уровнем вербального интеллекта. Успешность работы в параллельном режиме чтения зависит от когнитивных особенностей и способностей субъекта. Параллельное чтение является более сложной когнитивной задачей и требует более высокого уровня интеллектуального и когнитивного развития субъекта, чем последовательное чтение.

Поступила: 31.08.2019
Принята к публикации: 08.10.2019
Страницы: 59-79
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.59
Ключевые слова: цифровизация; гипертекст; когнитивные стили; электронный текст; параллельное чтение; нелинейный текст;
Автор(ы): Войскунский А. Е.; Арестова О.Н.; Солодов М.Ю.;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Погожина И.Н., Сергеева М.В., Егорова В.А. Цифровая компетентность и детство — уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.80-106

Актуальность. Переход от аналоговой экономики к цифровой сопровождается цифровизацией всех сфер жизни, в частности, сферы образования, и, согласно распоряжению правительства РФ, требует пересмотра целей, учебного содержания и разработки новых средств, обеспечивающих обучение в течение всей жизни человека, а также построения новых компетентностных моделей. 

Цель. Сопоставительный логико-категориальный анализ различных моделей, описывающих цифровые компетенции на основе обзора отечественных и зарубежных исследований. Определение содержания и места цифровых компетенций в современных компетентностных моделях.

Метод. Теоретический критический анализ и синтез литературы по проблемам цифровой компетентности.

Результаты.Вектор развития экономики в РФ на ближайшие 10 лет сместится на развитие экономики знаний. Компетенции, востребованные на рынке труда при аналоговой экономике (профессии категорий «Правило» и «Умение»), будут вытеснены компетенциями профессий категории «Знание». Данный переход создаёт ряд проблем: 1) современное поколение учащихся отличается от поколения, к обучению которого готовили нынешних педагогов. Это проявляется в том, что ученики подкованы гораздо лучше своих учителей в сфере использования цифровых технологий, так как были погружены в цифровую среду с раннего детства; 2) отсутствует единый подход к определению понятия «цифровая компетентность». В первой части представлен анализ имеющихся определений, содержания и видов цифровой компетентности. Во второй – сравнение различных моделей цифровых компетенций. В третьей – противоречивость результатов эмпирических исследований о пользе и вреде цифровых технологий для психического развития детей.

Выводы. 1. Повсеместная цифровизация создаёт необходимость разработки новой компетентностной модели для экономики знаний. 2. Понятие «цифровая грамотность» содержательно включено в понятие «цифровая компетентность» по принципу «часть-целое». 3. Наука предоставляет всё больше результатов положительного влияния цифровой среды на развитие психики и поведения человека. 4. Необходим планомерный подход к формированию цифровой компетентности в виде специализированных образовательных программ, базирующихся на обобщенных ориентировочных основах действия (ООД) с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Поступила: 20.07.2019
Принята к публикации: 08.09.2019
Страницы: 80-106
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.80
Ключевые слова: компетенции; экономика знаний; цифровая экономика; цифровизация; цифровая грамотность;
Автор(ы): Погожина И.Н. ; Сергеева М.В.; Егорова В.А.;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Карабанова О.А., Георгиевская М.А. Представления об этических нормах интернет-общения у пользователей юношеского возраста с различным уровнем развития морального сознания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.107-125

Социализация личности в современном мире происходит в пространстве сети-Интернет и социальных сетях, трансформируя традиционные способы коммуникации на основе этических норм конструирования межличностного Интернет-общения. Базовыми нормами являются персональная ответственность за совершаемые действия в сети, в том числе за противоправные действия; уважение и равноправие партнеров по коммуникации; конфиденциальность, защита авторского права, неприкосновенность личной жизни. 

Актуальность проблемы соблюдения этических норм в Интернет-общении в юношеском возрасте обусловлена его значимостью в жизнедеятельности подростков и юношей, а также задачами развития этого возраста. 

Цель исследования. Выявление представлений об этических нормах коммуникации в Интернет-общении у пользователей юношеского возраста с различным уровнем развития морального сознания. 

Задачи1) разработка и апробация авторской методики «Этические дилеммы в Интернет-общении» (ЭДИ); 2) выявление представлений респондентов об этических нормах коммуникации в Интернет-общении и стратегиях разрешения этических дилемм, 3) исследование связи между уровнем развития морального сознания респондентов и их ориентацией на соблюдение базовых этических норм коммуникации в Интернет-общении.

Методики. Были использованы методики: авторская методика ЭДИ, включающая этические дилеммы; опросник «Справедливость-Забота» (С. В. Молчанов). 

Выборка. 61 испытуемый юношеского возраста.

Результаты. Обнаружено неоднозначное отношение пользователей Интернет-сети юношеского возраста к соблюдению этических норм коммуникации и дифференцированное отношение к различным по содержанию этическим нормам. Высокая готовность следования норме была выявлена для защиты авторского права, низкая – для неприкосновенности личной жизни и персональной ответственности за совершаемые в сети действия. Выявлены и описаны стратегии решения этических дилемм в Интернет-общении. Получила подтверждениегипотезао связи уровня развития морального сознанияи отношения пользователей юношеского возраста к соблюдению базовых этических норм коммуникации в Интернет-общении.

Поступила: 05.08.2019
Принята к публикации: 08.10.2019
Страницы: 107-125
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.107
Ключевые слова: Интернет; электронное общение; медиа-коммуникация; подростковый возраст; моральная компетентность; этические нормы;
Автор(ы): Карабанова О.А. ; Георгиевская М.А.;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Поляков С.Д., Белозерова Л.А., Вершинина В.В., Данилов С.В., Кривцова Н.С. «Клиповое мышление» у старшеклассников истудентов:опыт исследования. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.126-143

Актуальность. Статья посвящена исследованию феномена «клипового мышления». Обозначается связь данной тематики с современными социокультурными процессами.

В статье заявлены методологические основания проведённого исследования (культурно-исторический подход и «стилевая парадигма» изучения когнитивных процессов). С нашей точки зрения в работах последних лет выделены наиболее значимые концептуальные идеи и экспериментальные данные в изучении «клипового мышления».

Отмечается, что пока не сложилось однозначного научного понимания феномена «клипового мышления» и недостаточно методик для его изучения. 

Основнойцелью проведенного исследования стало изучение «клиповости-целостности» мышления старшеклассников и студентов.

Методика и выборка. В статье описана авторская методика изучения «клиповости-целостности» мышления, а также результаты ее апробации на выборке старших школьников (89 человек) и студентов университета (76 человек). 

Результаты. В ходе исследования было выявлено, что доля студентов, обладающих системным (целостным) мышлением существенно выше, чем в выборке школьников. У школьников (в сравнении со студентами) выраженное «клиповое» мышление встречается в полтора раза чаще. 

В качестве основных факторов, определяющих выявленные особенности мышления, авторы рассматривают возрастно-типичные особенности респондентов и особенности социокультурной ситуации развития, характеризующейся, в том числе, изменением основного информационного носителя.

Выводы. Возможности разработанной методики позволили авторам уточнить задачи исследования когнитивных особенностей старшеклассников и студентов в той части, которая относится к феномену «клипового мышления» и его соотношения с «целостным мышлением».

Поступила: 08.07.2019
Принята к публикации: 10.09.2019
Страницы: 126-143
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.126
Ключевые слова: «клиповое мышление»; системное мышление; старшеклассники; студенты;
Автор(ы): Поляков С.Д.; Белозерова Л.А.; Вершинина В.В.; Данилов С.В.; Кривцова Н.С.;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Быстрова Т.Ю., Токарская Л.В., Агильера Г.Р. Возможности гиперреальности в социализации и образовании детей с ментальными нарушениями. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.144-159

Актуальность. исследования определяется возрастающим интересом социума к процессу социализации лиц с ментальными нарушениями, определяющим необходимость поиска новых средств и методов их поддержки с опорой на современные технологии. 

Цели работы. Определение возможностей использования виртуальной и дополненной реальности в образовательной среде для детей с ментальными нарушениями.

Методики и выборка. Описываются результаты пилотажного исследования, включающего опрос педагогов и оценку восприятия детьми с ментальными нарушениями образов дополненной и виртуальной реальности. Под ментальными нарушениями в статье понимаются расстройства аутистического спектра, сочетающиеся с умственной отсталостью. Всего было опрошено 10 педагогов и 14 детей исследуемой группы. 

Результаты. Данные опроса педагогов показали, что дети с ментальными нарушениями испытывают трудности при обработке визуальной информации; им нравится интерактивные формы, например, незавершенные, вовлекающие в достраивание, и они могут быть привязаны к определенным вещам (книгам, местам), что необходимо учитывать при разработке сценариев использования устройств с гиперреальностью. 

Данные опроса детей показали, что им нравятся наиболее знакомые предметы, а сложные изображения и неизвестные символы, как правило, не воспринимаются; они склонны обращать внимание на мелкие детали предметов. В основном выбираются изображения с использованием основных цветов и холодных тонов. Наблюдения показали, что дети с ментальными нарушениями ориентируются в интерфейсе незнакомых девайсов быстрее, чем хозяева устройств. Меняя размеры изображения, они, помогают себе найти ответ на поставленный вопрос.

Выводы. Полученные данные подтвердили возможность использования гиперреальности в образовании лиц с ментальными нарушениями, конкретизировали представления об особенностях распознавания образов в условиях виртуальной и дополненной реальности. Особое внимание в работе уделялось характеристикам формы не только образов, но и технических устройств, поскольку дизайн трактуется как «адаптор» образов виртуальной и дополненной реальности к текущему состоянию реципиента.

Поступила: 25.07.2019
Принята к публикации: 10.09.2019
Страницы: 144-159
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.144
Ключевые слова: виртуальная реальность; дополненная реальность; гиперреальность; ментальные нарушения; образование; социализация;
Автор(ы): Быстрова Т.Ю.; Токарская Л.В.; Родригес А.Г.;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Кружкова О.В., Воробьева И.В. Личностные особенности под- ростков, юношей и молодежи, вовлеченных в среду Ин- тернет: зоны уязвимости для экстремистского воздействия вусловиях цифровизации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.160-185

Актуальность. Цифровизация современного общества вносит изменения в жизненный уклад многих слоев населения. Однако, если для старших поколений Интернет является инструментом, то для подростков, юношей и молодых людей – это уже полноценная среда их жизнедеятельности. Именно Интернет-ресурсы на сегодняшний день используются наиболее часто для вовлечения молодежи в экстремистские группы, их радикализации. В научном дискурсе активно обсуждается роль Интернета в социализационных процессах, ставятся вопросы о профилактике негативного воздействия Интернет-среды, изучаются технологии и механизмы реализации экстремистского воздействия в сети. Однако, важно понимать, что личность реципиента, ее особенности имеют существенное значение для формирования сензитивности к Интернет-воздействию, в том числе экстремистского характера. 

Целью нашего исследования стало выявление личностных предикторов вовлеченности подростков, юношей и представителей молодежи в Интернет-среду, а также анализ данных особенностей личности с позиции уязвимости для экстремистского воздействия через Интернет.

Методы исследования. Социологическая анкета для анализа вовлеченности респондентов в Интернет-среду, адаптированные психодиагностические методики HEXACO, «Темная триада», модифицированная проективная методика «Домики». 

Выборка. 2051 человек (528 респондентов подросткового возраста 13-15 лет, 686 респондентов юношеского возраста 16-20 лет, 836 респондентов молодого возраста 21-29 лет).

Результаты. исследования показали, что 16,9 % респондентов характеризуются максимальной вовлеченностью и погруженностью в цифровую среду. По сравнению с контрастной группой респондентов, менее активно погруженных в Интернет-среду, вовлеченные подростки, юноши и молодые люди характеризуются устойчивым комплексом личностных особенностей (нарциссизм, макиавеллизм, неспособность прощать, неорганизованность, отрицательный фон настроения и др.). Также определены поведенческие маркеры и зоны уязвимости для респондентов, характеризующихся максимальной вовлеченностью и погруженностью в цифровую среду, при реализации экстремистского воздействия на них.

Выводы. Выявленные личностные особенности подростков, юношей и представителей молодежи, активно вовлеченных в Интернет среду, позволяют в дальнейшем определить и конкретизировать профилактические меры для предотвращения радикализации данной группы.

Поступила: 30.07.2019
Принята к публикации: 10.09.2019
Страницы: 160-185
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.160
Ключевые слова: личность; Интернет; информационная среда; вовлеченность; молодежный экстремизм ; киберсоциализация; цифровизация;
Автор(ы): Кружкова О.В.; href="/author/detail.php?Author=8134">Vorobyeva, Irina V./ Воробьева И.В.;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019


Психология — практике

Родионова М.Х., Барчукова Г.В., Романина Е.В. Выявление значимых показателей, способствующих формированию индивидуального стиля деятельности на контингенте юных игроков в настольный теннис. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.186-199

Актуальность. За последние несколько лет в настольном теннисе произошли значительные изменения, связанные как с естественным процессом его развития, так и с существенными изменениями в правилах соревнований. Все это привело к необходимости внесения коррективов в содержание соревновательной и тренировочной деятельности. 

Целью нашего исследования является изучение индивидуально-психологических характеристик теннисистов, влияющих на выбор ими индивидуального стиля деятельности в процессе игры. Для достижения этой цели были выбраны следующие методы.

Методы. Анализ и обобщение научно-методической литературы; психологические методики исследования: «Теппинг-тест» Е. П. Ильина и корректурная проба – Кольца Ландольта; программа «КРИС» В. Сивицкого, Е. Загузова (для комплексной оценки психологической подготовленности спортсмена); многофакторный опросник Р. Б. Кеттелла (подростковый вариант-14-факторная модель); статистический анализ Спирмена и графическое изображение.

Выборка. Исследование проводилось на контингенте юных игроков в настольный теннис обоего пола в возрасте 10-16 лет различного уровня подготовки (стаж занятий варьируется от 3 до 7 лет) в количестве 61 человека. Предметом исследования стали индивидуально-психологические характеристики теннисистов (стаж, гендер, психическая работоспособность), а также были определены значимые факторы, влияющие на успешность в соревнованиях: лидерство, эмоциональная стабильность, экстраверсия. Полученные результаты исследования выявили следующие корреляции: между психомоторными показателями и психической работоспособностью - у мальчиков (p<0,05); связь между временем реакции на движущийся объект (РДО) и коэффициентом функциональной асимметрии левой и правой рук у теннисистов обоего пола – функциональная (p<0,05). В качестве статистически значимых факторов: у мальчиков – это групповая сплоченность, у девочек – «экстраверсия» (потребность в общении).

Результаты. У мальчиков-теннисистов стаж занятий коррелируется с лидерством и эмоциональной устойчивостью (p<0,05). Таким образом, возраст, стаж и гендерный фактор могут способствовать успешному выступлению на соревнованиях, однако, следует учитывать, что эффективным спортсменам присущи реализм, адекватная постановка целей, сохранение стабильной самооценки к фактору неуспеха (Матыцин, 1990).

Поступила: 20.07.2019
Принята к публикации: 25.08.2019
Страницы: 186-199
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.186
Ключевые слова: индивидуальный стиль деятельности; индивидуально-психологические особенности; критерии эффективности на соревнованиях; игроки в настольный теннис;
Автор(ы): Родионова М.Х.; Барчукова Г.В.; Романина Е.В.;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019


На факультете психологии

К юбилею Александра Ивановича Донцова. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.200-203

Этот год является юбилейным для Александра Ивановича Донцова - доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, академика РАО, Заслуженного профессора Московского университета, талантливого ученого и педагога. 

А. И. Донцов родился 15 октября 1949 г. во Львове в семье служащих. Родители – отец, Иван Иванович Донцов, финансист, и мать – Мария Алексеевна Донцова, преподаватель русского языка и литературы, в значительной степени повлияли на формирование и становление интеллектуальных способностей и интересов сына.

После окончания средней физико-математической школы № 52 во Львове А. И. Донцов поступает на факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, который заканчивает в 1972 году. Большое влияние на формирование его как ученого оказали профессора Г. М. Андреева, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, П. Я. Гальперин. 

Общий стаж научно-педагогической работы А. И. Донцова на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова составляет 45 лет.

После окончания аспирантуры и защиты в 1975 году кандидатской диссертации «Теоретические принципы и опыт экспериментального исследования групповой сплоченности», выполненной под руководством профессора Г. М. Андреевой, А. И. Донцов преподает в МГУ сначала в должности ассистента, затем доцента кафедры социальной психологии.

В 1988 году А. И. Донцов защищает докторскую диссертацию «Психологические основы интеграции коллектива». В 1989 году становится профессором, в 2002 году – Заслуженным профессором МГУ.

Поступила: 15.10.2019
Принята к публикации: 15.10.2019
Страницы: 200-203
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.200
Ключевые слова: Юбилеи;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Доступно в on-line версии с 31.08.2019



О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2020


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер