Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Интеллект, мотивация и черты Большой пятерки в регуляции решения детерминисткой задачи (П. Васона)

Интеллект, мотивация и черты Большой пятерки в регуляции решения детерминисткой задачи (П. Васона)

Аннотация

Актуальность. Актуальным является комплексное выявление взаимосвязей интеллекта, мотивации и личностных черт в решении задач, совмещающих необходимость прогностической активности и ориентировки на логическое правило.

Цель исследования.Установление роли глубинной мотивации, свойств Большой пятерки (куда входят черты экстраверсия, согласие, добросовестность, сознательность, открытость новому опыту) и интеллектав выборе стратегий и эффективности решения задач (на материале задачи П. Васона). 

Методики и выборка. Выборку составили 75 студентов и аспирантов г. Москвы и Санкт-Петербурга (Mвозраст= 21.2, SD = 2.6), решавших задачу в компьютеризованном виде.Они получали психодиагностические методики: краткий опросник Большой пятерки, опросник личностных предпочтений А. Эдвардса и интеллектуальную батарею, построенную для диагностики вербального интеллекта (русскоязычные варианты теста Милл-Хилла и теста на аналогии) и невербального (субтесты Трехмерное Вращение и Матрицы из теста ICAR).

Результаты. Флюидный интеллект был положительно связан с экстраверсией, а вербальный отрицательно связан с согласием и добросовестностью. Именно эти три черты проявили связи с эффективностью принятия решений (ПР) в задаче. Флюидный интеллект отрицательно связан с чувством вины, а вербальный интеллект положительно с мотивацией достижения. Описаны также ряд установленных связей Большой пятерки с разными видами мотивации.

Но показатели интеллекта не выступили в связях с успешностью решения задачи Васона, как и черты эмоциональная стабильность и открытость новому.

С результативностью и временем решения на разных попытках (от 1-й к 3-й) выступили разные виды мотивации автономиичувства вины, агрессии, а также на уровне статистических тенденций – мотивация достижения и самопознания.

Выводы.В целом использование методики А. Эдвардса позволяет принять общую гипотезу о вкладе неспецифической (по отношению к познавательной деятельности) мотивации в структурирование решений по задаче П. Васона. Для этой детерминистской задачи установлены позитивные связи ее решения с мотивацией автономии и стойкости в целедостижении, и негативная роль мотивации агрессии и отсутствие связей с мотивацией достижения (и другими выделенными видами мотивации).

Полная версия статьи доступна в pdf-формате.

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 04.09.2019

Принята к публикации: 11.11.2019

Дата публикации в журнале: 25.03.2020

Ключевые слова: интеллект; «Большая пятерка»; мотивация; задача Васона; опросник личностных предпочтений А. Эдвардса

Доступно в on-line версии с: 25.03.2020

Номер 1, 2020