Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Особенности восприятия подростками профиля сверстника-пользователя социальных сетей

Аннотация

Актуальность исследования связана с широким распространением общения среди подростков в социальных сетях при высоком риске подвергнуться агрессии и насилию. Цель исследования - изучение особенностей восприятия подростками профилей сверстников в социальных сетях, различающихся по степени «безопасности», и готовности к осуществлению различных коммуникативных действий в зависимости от психологических особенностей. 

Гипотезы исследования.1.Существует связь между такими психологическими особенностями подростков-пользователей социальной сети как опыт отвержения/принятия в отношениях со сверстниками, когнитивные способы оценки социальнойинформации, эмоциональный интеллекти способность к дифференциации профилей сверстников-пользователей социальных сетей и коммуникативных действий в соцсетях. 2. Глазодвигательная активность подростков-пользователей социальных сетей связана со степенью привлекательности профиля сверстника. 

Методики и выборка.Были использованы методики «Привязанность к сверстникам» (Armden, Greenberg, 1987) в адаптации Бурменской Г. В. (Бурменская, 2015); Эмоциональный интеллект (Люсин, 2009); Распознавание эмоций по взгляду (Baron-Cohen et al., 2001); Когнитивные способы оценивания социальной информации (Молчанов и др., 2018) методика ай-трекинг, беседа. В исследовании приняли участие 40 подростков от 14 до 17 лет.

Результаты.Выделены три группы, различающиеся по характеру привязанности к сверстникам, эмоциональному интеллекту и когнитивным способам переработки социальной информации, составившие три типа – «идеализирующий», «селективный» и «осторожный». Показано, что «селективный тип» характеризуется самой высокой дифференциацией «опасных» и «безопасных» профилей сверстников в социальных сетях и высокой избирательностью в реализации различных коммуникативных действий. Большая привлекательность профиля отражается в большем количестве фиксаций на основной информации о пользователе, времени фиксации и количестве возвращений в зону.

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 10.08.2019

Принята к публикации: 01.10.2019

Дата публикации в журнале: 15.12.2019

Ключевые слова:

DOI: 10.11621/vsp.2019.04.21

Array

Доступно в on-line версии с: 31.08.2019

Номер 4, 2019