ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №3- 128 с.

К 85-летию со дня рождения Евгении Давыдовны Хомской (1929–2004)

Глозман Ж. М. Евгения Давыдовна Хомская: краткий очерк жизненного и научного пути. //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2014.- №3 -с.3-7

Краткий биографический очерк о Евгении Давыдовне Хомской (07.08.1929—06.03.2004)

Страницы: 3-7
Ключевые слова: Хомская Евгения Давыдовна; нейропсихология;
Автор(ы): Глозман Ж.М. ;

Доступно в on-line версии с 30.09.2014

Плужников И. В. Ключевые подходы к проблеме личности в нейропсихологии // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.8-17.

В статье представлен обзор основных подходов, концепций и направ­лений исследования личности в нейропсихологии. Нейропсихиатрический подход основывается на феноменологическом описании нарушений лич­ ности у больных с различной локализацией очагов поражения головного мозга. Собственно нейропсихологические исследования личности в школе А.Р. Лурия, представленные преимущественно работами, выполненными под руководством Е.Д. Хомской, предлагают для экспериментального изучения мозговой организации личности структурно-функциональную модель, включающую в себя эмоциональные, мотивационно-регуляторные процессы и самосознание. В афазиологии постулируется, что нарушения личности вторичны по отношению к затруднениям общения, возникаю­ щим при патологии речи. Наконец, нейропсихоанализ делает предметом своих исследований церебральные механизмы бессознательных процессов и личностного функционирования на различных патологических моделях. В статье приводятся данные собственного исследования. С использова­ нием нейропсихологического метода синдромного анализа были изучены 50 больных мужского пола с расстройствами патохарактерологического спектра юношеского возраста, разделенных на две группы: шизоидное расстройство личности (30 больных) и шизотипическое расстройство личности (20 больных). Было установлено, что для обеих групп больных характерны специфические когнитивные нарушения, указывающие на дисфункцию фронто-таламо-париетальных связей. Выявлены латераль­ные различия: нейропсихологическая симптоматика, связанная с дис­функцией левого полушария, характерна для больных с шизотипическим расстройством личности, а нейрокогнитивный дефицит, указывающий на дисфункцию правой гемисферы, — для больных с шизоидным расстрой­ством личности. Обсуждаются перспективы развития нейропсихологии личности.

Поступила: 28.05.2014
Страницы: 8-17
Ключевые слова: нейрокогнитивный дефицит; нейропсихология; личность; нейропсихиатрия; афа­зиология; нейропсихоанализ; расстройства личности;
Автор(ы): Плужников И.В. ;

Доступно в on-line версии с 30.09.2014

Ковязина М. С. Синдром «расщепленного» мозга и факторы межполушарного взаимодействия // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.18-25.

В статье анализируются результаты проведенного автором комплекс­ного нейропсихологического обследования испытуемых с различной патологией мозолистого тела (МТ). Программа обследования включала также экспериментальную методику для исследования формирования фиксированной установки в гаптической сфере и методику перцептивного прайминга для исследования прайминг-эффектов. Дается характеристика синдрома «расщепленного» мозга, приводится симптоматика нарушений высших психических функций у больных с различной патологией МТ. Описывается первичная симптоматика нарушения межполушарного взаи­ модействия, вызванного патологией комиссуры. Рассматриваются взгляды отечественных и зарубежных нейрофизиологов и психофизиологов на функциональную роль различных отделов головного мозга в психике и поведении человека. Описывается нейропсихологический интегративный фактор межполушарного взаимодействия, являющийся синдромообразую­ щим при различной по этиологии патологии МТ. Этот фактор— результат взаимодействия двух ассоциативных областей мозга — может быть назван фактором формирования и воспроизведения поведенческих актов, или фактором самодетерминации психики.

Поступила: 21.05.2014
Страницы: 18-25
Ключевые слова: патология мозолистого тела; функциональная асим­метрия мозга; нейропсихологический фактор межполушарного взаимо­действия;
Автор(ы): Ковязина М.С. ;

Доступно в on-line версии с 30.09.2014

Корсакова Н.К. Нейропсихология внимания и задача Струпа // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.26-33.

Связывая интеллектуальное внимание с активностью лобных долей мозга, Е.Д. Хомская подчеркивала важность применения при его иссле­довании специальных клинико-экспериментальных психологических процедур, которые характеризуются сенсибилизированной когнитивной нагрузкой и обращены одновременно к вниманию и памяти. В данной работе в качестве такой процедуры использован вариант задачи Струпа в модификации Р.С. Шилко. Испытуемые — 50 мужчин в возрасте от 18 до 24 лет: 20 здоровых и 30 пациентов клиники НЦПЗ РАМН с диагнозом «шизофрения, начавшаяся в юношеском возрасте; приступообразная форма»; все с высшим или незаконченным высшим образованием. Меж­групповое сравнение полученных результатов на основе анализа ошибок, допускаемых испытуемыми обеих групп, показало особенности памяти и внимания, специфические для когорты больных. В отличие от здоровых испытуемых у больных наблюдались типы ошибок, которые в соответ­ствии с принятой системой их нейропсихологической квалификации (по А.Р. Лурия) характерны для нарушения функций контроля и избиратель­ности на различных этапах выполнения деятельности и уровнях регуляции внимания. Установлена высокая чувствительность методики исследования к диагностике дисфункций лобных долей мозга и к выявлению различных параметров интеллектуального внимания.

Поступила: 21.05.2014
Страницы: 26-33
Ключевые слова: когнитивная нагрузка; внимание; память; интеллектуальное внимание; лобные доли; гипофронтальность; шизофрения; нейропсихологическая квалификация ошибок;
Автор(ы): Корсакова Н.К. ;

Доступно в on-line версии с 30.09.2014

Агрис А.Р., Ахутина Т.В., Корнеев А.А. Варианты дефицита функций I блока мозга у детей с трудностями обучения // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.34-46.

В статье представлены данные нейропсихологического исследования процессов регуляции активности (функций I блока мозга) у 64 первокласс­ ников с различной успешностью в обучении. На основании нейропсихо­ логического обследования были выделены три группы детей, различаю­ щихся по параметру состояния функций I блока мозга — без признаков дефицита I блока (норма), с преобладанием замедленности-утомляемости («замедленные») и с преобладанием гиперактивности-импульсивности (ги­ перактивные). Показана тесная связь обоих вариантов дефицита I блока со снижением академической успеваемости и с ухудшением большинства по­ казателей работы II и III блоков мозга. Для гиперактивных детей в большей степени характерна слабость процессов программирования и контроля и переработки зрительно-пространственной информации, тогда как «замед­ ленные» дети демонстрируют больший в сравнении с другими группами дефицит переработки слухоречевой и кинестетической информации. В компьютерных методиках «Точки» и «Таблицы Шульте—Горбова» для детей с дефицитом I блока в целом характерно снижение продуктивности и ухуд­ шение темповых характеристик выполнения проб. Гиперактивные дети демонстрируют преобладание трудностей в наиболее сложных заданиях, предъявляющих повышенные требования к процессам программирования и контроля, а также показывают наиболее нестабильный характер вы­ полнения проб. «Замедленные» дети ухудшают продуктивность и заметно снижают скорость выполнения в заданиях средней и высокой сложности и к концу выполнения длительной серии проб. Полученные данные вносят вклад в представления о различных вариантах энергетического дефицита и их связи с проблемами обучения в начальной школе.

Поступила: 05.02.2014
Страницы: 34-46
Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности; трудности обучения; детская нейропсихология; компьютеризированные методы исследования;
Автор(ы): Агрис А.Р.; Ахутина Т. В.; Корнеев А. А.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2014

Кроткова О.А. Психофизическая проблема и асимметрия полушарий мозга // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.47-62.

В статье анализируются данные о структурной и нейрохимической асимметрии полушарий мозга, которые в совокупности с результатами нейропсихологических исследований позволяют по-новому рассматри­вать проблему мозговой реализации психических явлений. Современные исследования клеточных и молекулярных процессов в нервной системе показывают, что эндогенная активность нейронов и способ их самоор­ ганизации во многом определяются составом экстраклеточной среды. Усложнение мозга в филогенезе сопровождалось нарастанием асимметрии нервной системы, при этом формировались биологические предпосылки для дифференциации обобщенных «значений» приобретаемого опыта и связанных с индивидуальными состояниями «смыслов» пережитых впе­ чатлений. Асимметричное опосредование психических явлений клеточ­ ными и нейрогуморальными составляющими работы мозга обеспечило возможность появления языка и выраженных субъективных переживаний у человека.

Поступила: 05.06.2014
Страницы: 47-62
Ключевые слова: психофизическая проблема; асимметрия полушарий мозга; память;
Автор(ы): Кроткова О. А. ;

Доступно в on-line версии с 30.09.2014


Психология мотивации

Гордеева Т. О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.63-78.

В статье анализируется современное состояние проблемы внутренней и внешней мотивации деятельности. Рассматривается вклад отечественных авторов в ее решение, а также подход к выделению типов внутренней и внешней мотивации, предлагаемый в рамках теории самодетерминации (Э. Диси и Р. Райан). Предлагается новая концептуализация внутренней и разных типов внешней мотивации, основанная на представлениях о базовых психологических потребностях и позволяющая охарактеризовать основные типы мотивации деятельности, различающиеся по содержанию и происхождению. Внутренняя мотивация определяется как задавае­ мая базовыми потребностями человека в достижении, саморазвитии и познании (на примере внутренней мотивации учебной деятельности), отличающимися ненасыщаемостью. Функционирование внешней моти­ вации обеспечивается фрустрацией или удовлетворением потребностей в автономии, уважении и принятии. Внутри внешней мотивации выде­ляются автономный и контролируемый типы мотивации деятельности, отличающиеся по содержательной направленности, вкладу в эффектив­ность деятельности и связи с психологическим благополучием. Автономная внешняя мотивация не препятствует академическим и профессиональным достижениям и субъективному благополучию субъекта деятельности. Доминирование контролируемой мотивации связано со сниженным субъективным благополучием и не способствует академическим и про­ фессиональным достижениям.

Поступила: 12.02.2014
Страницы: 63-78
Ключевые слова: внутренняя и внешняя мотивация; базовые потреб­ности; теория самодетерминации; автономная мотивация; контролируе­мая мотивация; мотивация учебной деятельности; мотивация трудовой деятельности;
Автор(ы): Гордеева Т.О. ;

Доступно в on-line версии с 30.09.2014


Экстремальная психология

Магомед-Эминов М.Ш. Онтологическая концептуализация феномена экстремальности // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.79-91.

В статье предлагается онтологическая концептуализация феномена экстремальности, рассматриваемая с точки зрения трансформации бытия личности в неповседневном, трансординарном мире. Формулируются ме­ тодологические положения и научная логика концептуализации, которая конкретизируется в следующих понятиях: опыт бытия и небытия, работа личности, смысловая и поведенческая работа личности, позитивная и не­ гативная экстремальность, смысл жизни и смысл смерти, конструирование характера психических последствий экстремальности — психической травмы, трансформация личности.

Поступила: 17.02.2014
Страницы: 79-91
Ключевые слова: экстремальность; работа личности; предельный фе­номен; принцип связывания; смысловые структуры личности; самоидентичность; мотивация; пассивность; деятельность;
Автор(ы): Магомед-Эминов М. Ш. ;

Доступно в on-line версии с 30.09.2014


Эмпирические исследования

Кузнецова С.О., Абрамова А.А., Ениколопов С.Н., Разумова А.В. Психологические особенности враждебности у больных с шизофренией, шизоаффективными и аффективными расстройствами // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.92-103

В статье представлены результаты эмпирического исследования, по­священного изучению роли враждебности в этиопатогенезе таких психи­ческих заболеваний, как шизофрения, шизоаффективное и аффективное расстройства. Описан характер взаимосвязи общего уровня враждебности и качественных аспектов враждебности с объективными характеристи­ ками психического заболевания (длительностью и нозологической при­ надлежностью). Выборку составил 161 человек, из них в клиническую группу вошел 81 больной, находящийся на стационарном лечении в 4-м отделении клиники аффективной патологии НЦПЗ РАМН. Сравнение проводилось с контрольной группой здоровых испытуемых, в которую вошли 80 мужчин, не страдающих психическими и неврологическими расстройствами. В исследовании использовались следующие методики: семантический дифференциал (модификация А.В. Охматовской), шкала базисных убеждений, опросник конструктивного мышления, опросник Кука—Медли, опросник Басса—Перри, лицевая методика (Wechsler memory scale), тест Вагнера «Рука» (модификация А.В. Герасимова). Было установлено, что у психически больных отмечаются достоверно повышенные количественные показатели враждебности по сравнению с нормой. При психической патологии отмечается качественная специфика враждебности, выражающаяся в подозрительности, настороженности, амбивалентности, экстрапунитивности и генерализации враждебного отношения. Результаты исследования показали, что враждебность является нозонеспецифической характеристикой психических расстройств и не зависит от возраста больного и длительности заболевания.

Поступила: 10.03.2014
Страницы: 92-103
Ключевые слова: враждебность; психические заболевания; шизофре­ния; аффективное расстройство; шизоаффективное расстройство; био-­психосоциальная модель этиопатогенеза;
Автор(ы): Кузнецова С.О.; Абрамова А.А.; Ениколопов С.Н. ; Разумова А.В.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2014


Дискуссии, размышления

Носкова О.Г. Общепсихологическая теория деятельности и проблемы психологии труда // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.104-121.

В статье обсуждается соотношение общепсихологической теории деятельности и психологии труда. Представлены достижения психологии труда как научно-технической дисциплины, объединяющей конкретно-научные концепции и теории, ориентированные на задачи социальной практики. К таким концепциям отнесены: подходы и методы психоло­гического изучения профессиональной деятельности, научные проекты психологической классификации профессий; исследования проблемы внутрииндивидуальной изменчивости работоспособности человека под влиянием трудовой нагрузки, теории функциональных состояний субъ­екта труда, включающие коррекцию их неблагоприятных разновидностей; теории дифференциальной психологии и психологии развития, исполь­зуемые в профотборе и карьерном консультировании; варианты учения о психологии ошибочных действий, применяемые в управлении качеством и безопасностью труда; концепции совместной трудовой деятельности, дополняющие исследования индивидуальных форм труда; теории тру­довой мотивации; психосемантический подход в изучении профессио­нального сознания и самосознания и др. Обсуждается опыт психологии труда в психологическом изучении внешней предметной деятельности как основы анализа ментальных процессов и свойств субъекта труда. В итоге анализа сделан вывод о том, что общепсихологическая теория деятель­ности выполняет по отношению к психологии труда роль философскометодологической основы и общенаучной теории в понимании психики человека — субъекта труда; она имеет статус конкретно-научной теории применительно к задачам профессионального развития и обучения. Практические задачи психологии труда, выходящие за рамки обучения и развития, требуют разработки специальных научных концепций и теорий, дополняющих общепсихологическую теорию деятельности.

Поступила: 20.02.2014
Страницы: 104-121
Ключевые слова: теория деятельности; труд; психология труда; задачи социальной практики; научные концепции разного уровня; оценка при­менимости и достаточности научной теории;
Автор(ы): Носкова О. Г.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2014


Некрологи

Коллектив факультета психологии МГУ.Памяти Галины Михайловны Андреевой // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.122-125

31 мая с.г. после тяжелой болезни скончалась Галина Михайловна Андреева, выдающийся ученый и педагог, доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действи­тельный член Российской академии образования, заслуженный профессор Московского университета, профессор кафедры со­циальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и основатель этой кафедры.

Страницы: 122-125
Ключевые слова: некролог; Галина Михайловна Андреева;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Доступно в on-line версии с 30.09.2014

Коллектив факультета психологии МГУ.Памяти Евгения Александровича Климова // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.126-128

Психологи России понесли невосполнимую утрату. 31 мая 2014 г. после продолжительной болезни скончался Евгений Александрович Климов — ведущий российский психолог труда, заведующий лабораторией психологии профессий и конфликта факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор, академик РАО, доктор психологических наук, заслуженный профессор Мо­сковского университета.

Страницы: 126-128
Ключевые слова: некролог; Евгений Александрович Климов;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Доступно в on-line версии с 30.09.2014


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2017


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер