ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3- 144 с.

Теоретические и эмпирические исследования

Мельникова О. Т., Хорошилов Д. А. Методологические принципы качественных исследований в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с. 4-17

В статье рассматриваются фундаментальные принципы качественных исследований — контекстуальной чувствительности, понимания, интерпретативной реконструкции и рефлексивности. Принцип контекстуальной чувствительности ориентирует качественные исследования на изучение явления в его социокультурном и диалогическом окружении, а принцип понимания — на изучение субъективных значений и смысловых позиций различных групп. Принципы интерпретации и рефлексивности дают ответ на вопрос о методологическом инструменте качественного исследования — как связываются между собой данные и формулируются аналитические обобщения, оценка валидности которых предполагает отслеживание и контроль влияния рефлексивных и ценностных установок самого исследователя. Названные принципы, сформулированные на основе теоретического анализа и практического опыта работы с качественными методами, доказывают правомерность их объединения в единый методологический подход, который реализуется в различных направлениях и стратегиях качественного анализа данных. Авторами подчеркивается концептуальное единство качественных исследований и лежащей в их основе общей методологии.

Поступила: 15.03.2013
Страницы: 4-17
Ключевые слова: качественные исследования; контекстуальная чувствительность; понимание; интерпретация; рефлексивность; полифония; голос;
Автор(ы): Хорошилов Д.А.; Мельникова О.Т. ;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Моросанова В.И., Щебланова Е.И., Бондаренко И.Н., Сидиков В.А. Взаимосвязь психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с. 18-32

Для ответа на вопрос, почему интеллектуально одаренные дети могут не иметь высокой академической успеваемости, проведен всесторонний анализ взаимосвязей психометрического интеллекта, осознанной саморегуляции (СР) учебной деятельности и академической успеваемости одаренных подростков. Выборка: 87 учащихся в возрасте 14—16 лет в гимназии «Созвездие», обучающихся по специальной программе «Одаренный ребенок». Сопоставление средних показателей выборки исследования с выборками стандартизации теста KFT и опросника ССУДМ показало, что одаренные подростки превосходят своих «обычных» сверстников по общему уровню осознанной СР и регуляторным процессам планирования, моделирования и программирования. Выявлены взаимосвязи всех регуляторных процессов, общего уровня осознанной СР и интеллекта с успеваемостью по гуманитарным и математическим дисциплинам. Также показано, что именно осознанная СР учеников во многом определяет их академическую успеваемость. Сделан вывод, что успешное обучение обеспечивается не только интеллектуальной одаренностью, но и лучшей самоорганизацией учебной активности. Высокой успеваемости достигают учащиеся, проявляющие инициативу в регуляции процесса приобретения знаний и своей активности в школе. Таким образом, инициативность и самостоятельность являются связующим звеном между мотивационной сферой, интеллектом и системой осознанной СР субъекта учебной деятельности.

Страницы: 18-32
Ключевые слова: саморегуляция; одаренные подростки; интеллект; инициатива; самостоятельность;
Автор(ы): Моросанова В.И. ;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Величковский Б.Б., Румянцев М.А., Морозов М.А. Новый подход к проблеме «прикосновения Мидаса»: идентификация зрительных команд на основе выделения фокальных фиксаций// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с. 33-45

Надежная идентификация произвольных зрительных команд пользователя является основной проблемой при создании глазодвигательных интерфейсов. В работе обосновано использование фокальных зрительных фиксаций пользователя как индикатора зрительных команд. Описаны два эксперимента, в которых оценена эффективность этого подхода в простом управляемом взором интерфейсе. Показано, что точность идентификации не отличается от точности, достижимой с помощью широко применяемого метода регистрации времени пребывания. Одновременно продемонстрировано, что использование фокальных фиксаций приводит к снижению уровня зрительного утомления и ускоряет работу. Обсуждаются перспективы идентификации зрительных команд на основе фокальных фиксаций в глазодвигательных интерфейсах различных типов.

Ключевые слова: зрительные команды; управление взором; проблема прикосновения Мидаса; фокальные фиксации; глубина внимания; зрительное утомление;
Автор(ы): Величковский Б. Б.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Матюшкина А.А. Феноменология решения творческой проблемы// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с.46-58.

В работе представлены взгляды А.М. Матюшкина на процесс реше- ния творческой проблемы. Проводится сопоставительный анализ про- блемной ситуации и творческой проблемы. Выявляются структурные, процессуальные и контекстные отличия, позволяющие рассматривать творческую проблему как специфичный объект мышления, порождаю- щий новую феноменологию. Проведенное эмпирическое исследование решения творческой проблемы в контексте реальной профессиональной деятельности субъекта с использованием метода интервью выявило ряд процессуальных особенностей. Так, для субъекта творческого мышле- ния наряду с критериями субъективной новизны процесса и результата, выражающими его интерес к проблеме, значимыми в оценке являются критерии объективной новизны продукта решения и возможности его профессиональной реализации.

Поступила: 28.03.2013
Страницы: 46-58
Ключевые слова: творческая проблема; проблемная ситуация; феноменология решения творческой проблемы; этапы решения творческой проблемы;
Автор(ы): Матюшкина A.A.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Ларионова Е.В. Магнитно-резонансная спектроскопия в исследовании мнестической деятельности// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с.59-72.

Цель данной работы — реализация дифференцированного структурно- го исследования памяти путем соотнесения данных нейропсихологического исследования ее параметров с данными, полученными методом нейрови- зуализации по биохимическим характеристикам мозга. В исследовании приняли участие 20 женщин в возрасте от 24 до 75 лет, основная группа старше 52 лет. Данные магнитно-резонансной спектроскопии (МРС) были проанализированы по двум направлениям — возрасту испытуемых и об- ласти мозга. Анализировались следующие компоненты спектра: глутамин, глицин, глицерофосфохолин, креатин, N-ацетиласпартат/малат, метионин, N-ацетиласпартат, пролин, лактат/треонин. Найдены значимые различия, позволяющие говорить о вероятной роли правой нижнетеменной коры в мнестической деятельности (выявлены многочисленные значимые корреля- ции параметров памяти со спектром N-ацетиласпартат в данной области). Обнаружены также связи с мнестической деятельностью спектров глицеро- фосфохолина и креатина в левом гиппокампе: увеличение их концентрации коррелирует с улучшением продуктивности и прочности запоминания, уменьшением количества ошибок. Обратное влияние на мнестическую деятельность, вероятно, оказывает лактат/треонин в правом гиппокампе.

Поступила: 29.10.2012
Страницы: 59-72
Ключевые слова: мнестическая деятельность; нейропсихологическое обследование; магнитно-резонансная спектроскопия;
Автор(ы): Ларионова Е.В.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Журавлёва М.О. Развитие эмоционального интеллекта у будущих психологов: программа и результаты тренинга// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с.73-82.

В статье излагаются результаты формирующего эксперимента по раз- витию эмоционального интеллекта (ЭИ) будущих психологов с помощью специально организованного социально-психологического тренинга. В ис- следовании участвовали 102 студента-психолога 3-го и 4-го курсов Севасто- польского городского гуманитарного университета (52 — экспериментальная группа; 50 — контрольная). Программа тренинга включала теоретический материал по проблеме эмоций и ЭИ; задания и упражнения, практикуемые в тренингах по развитию ЭИ, актерских способностей, личностному росту, а также специально разработанные автором. Для диагностики уровня разви- тия ЭИ до и после тренинга использовались методика оценки ЭИ Н. Холла, опросник «ЭмИн» Д. Люсина, методика коммуникативной толерантности В. Бойко, методика определения «помех» в установлении эмоциональных контактов В. Бойко, авторская модификация методики “Th e Facial Meaning Sensitive Test” Г. Дейла. У участников тренинга зафиксировано статистически значимое повышение общего уровня ЭИ и расширение эмоционального опыта, что в свою очередь привело к снижению контроля эмоций.

Поступила: 25.12.2012
Страницы: 73-82
Ключевые слова: студенты-психологи; эмоциональный интеллект; эмоциональные способности; тренинг;
Автор(ы): Журавлёва М.О.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013


Обзорно-аналитические исследования

Рассказова Е.И. Психологические и поведенческие факторы ипохондрических расстройств// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с.83-101.

В последнее время в психиатрии и соматической медицине отмечается повышение интереса исследователей к психологическим и поведенческим факторам, участвующим в этиологии и патогенезе ипохондрических расстройств (ИР). Данная работа посвящена обобщению современных психологических подходов к ИР. В первой части рассматривается место психологических феноменов в диагностике ИР: демонстрируется необходи- мость установления иерархических и системных связей между развитием и динамикой соматических симптомов, не имеющих органических оснований, генерализованной тревоги и тревоги в отношении здоровья. Во второй ча- сти анализируются факторы, предрасполагающие к ИР, — соматосенсорная амплификация, тревога в отношении здоровья, мотивационно-личностные факторы, «поведение в болезни», «ипохондрический» дискурс, принятый в современном обществе. С позиций психологии телесности и культурно- исторического подхода в психосоматике обсуждаются особенности дина- мики симптоматики при доминировании каждого из факторов. Рассматри- вается возможность построения психологической модели ипохондрии.

Поступила: 12.01.2013
Страницы: 83-101
Ключевые слова: ипохондрическое расстройство; соматосенсорная амплификация; тревога в отношении здоровья; «поведение в болезни»; психология телесности; психологическая модель ипохондрии;
Автор(ы): Рассказова Е.И.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Ковязина М.С. Гендерные и мануальные различия и мозолистое тело (обзор литературы) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с.102-111.

В статье приводятся работы, обосновывающие правомерность поиска зависимостей между морфометрическими показателями МТ и показателями функциональной асимметрии мозга. В экспериментальных работах, на- правленных на исследование этих зависимостей, получены неоднозначные результаты. Исследования по влиянию мужского полового гормона на раз- меры МТ анализируются в первом разделе. Во втором разделе статьи рассма- триваются работы, пытающиеся найти закономерности между размерами МТ и степенью выраженности функциональных асимметрий. Результаты этих исследований интересны в рамках дискуссии о функции (тормозящей и/или возбуждающей) МТ и о его влиянии на формирование анатомических и функциональных асимметрий. Особый интерес представляют работы тре- тьего раздела, так как в них высказываются предположения о зависимости размеров МТ от совпадения речевой и мануальной асимметрий.

Поступила: 10.06.2013
Страницы: 102-111
Ключевые слова: индивидуальные различия; мозолистое тело;
Автор(ы): Ковязина М.С. ;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013


На факультете психологии

Базаров Т. Ю., Губайдуллина А. Д., Туниянц А. А. Опыт разработки и проведения курса «Профессиональная социализация психолога» на факультете психологии филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с. 112-126.

В статье обсуждается проблема первого этапа профессиональной социализации студентов-психологов, существующая в современной системе высшего профессионального образования, обозначается статус данной проблемы в современной психологической литературе. Дается описание предложенного авторами курса «Профессиональная социализация психолога»: перечисляются образовательные цели учебной дисциплины и основные принципы, раскрывается содержание 5 разделов, обозначаются формы контроля знаний. Анализируются результаты опроса студентов-первокурсников, проведенного авторами после окончания курса. Обсуждаются три основных аспекта: общее впечатление студентов о курсе, формальные и неформальные эффекты обучения. Делается вывод о роли разработанного курса в профессиональной социализации студентов-психологов. На основании двухлетней работы выдвигается перечень перспективных направлений дальнейшего совершенствования курса с целью повышения его эффективности в решении выявленных проблем первого этапа профессиональной социализации психологов.

Поступила: 27.03.2013
Страницы: 112-126
Ключевые слова: профессиональная социализация; студенты-психологи; социально-психологическая адаптация; программа курса «Профессиональ- ная социализация психолога»; обратная связь;
Автор(ы): Базаров Тахир Юсупович;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013


Психология — практике

Пузеп Л.Г.,Ривера А.И.,Терещенко Ю.А. Влияние педагогической практики на формирование мотивационной и компетентностной готовности выпускника педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с.127-134.

В статье представлены результаты исследования мотивационной и компетентностной готовности выпускника педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности. Определены основные показатели этой готовности: 1) наличие положительной профессиональной мотивации (ПМ); 2) положительное экспертное мнение руководителей баз практики о сформи- рованности и проявлении студентами компетенций в процессе выполнения профессиональной деятельности; 3) успешная сдача студентами итоговой экзаменационной сессии. Тенденции в изменении ПМ студентов в период прохождения педагогической практики выявлялись с помощью «Методики мотивации профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. Реана. Для определения успешности прохождения практики использовал- ся разработанный авторами «Лист экспертных оценок», в который включены задания на практику, а также компетенции, формируемые в процессе учебной деятельности. Представленная методика отслеживания позволила выявить у респондентов (n=9) позитивную тенденцию в изменении ПМ и компетенции, проявляемые ими в ходе педагогической практики. Сделан вывод о возмож- ности применения данной методики в любом педагогическом вузе, имеющем профиль подготовки «Практическая психология в образовании».

Поступила: 21.11.2012
Страницы: 127-134
Ключевые слова: профессиональная мотивация; компетенции; готовность к профессиональной деятельности; студенты-педагоги;
Автор(ы): Пузеп Л.Г.; Ривера А.И.; Терещенко Ю.А.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013


Научная информация

Болеев Т.К.,Гущина В.Д. Психологическое профилирование и коррекция подростков с криминальным поведением // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с.135-141.

В статье дается характеристика преступности несовершеннолетних (состояние и тенденции) в Республике Казахстан. Описываются способы психологического профилирования и коррекции подростков с криминаль- ным поведением.

Поступила: 01.12.2012
Страницы: 135-141
Ключевые слова: подростки; криминальное поведение; психологический профиль; коррекция; комплексный метод;
Автор(ы): Болеев Т.К.; Гущина В.Д. ;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013


Некрологи

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Юрия Константиновича Стрелкова // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2013.- №3 -с.142-144

8 июня 2013 г. после тяжелой и продолжительной болезни ушел из жизни Юрий Константинович Стрелков, заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии факультета психологии, заслуженный профессор Московского университета.

Страницы: 142-144
Ключевые слова: некролог; Юрий Константинович Стрелков;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2017


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер