ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2- 168 с.

К 110-летию со дня рождения АЛЕКСАНДРА РОМАНОВИЧА ЛУРИЯ

Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В. Предисловие //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2012.- №2 -с.5-7

Александр Романович Лурия (1902—1977) относится к плеяде психологов, внесших фундаментальный вклад в развитие отечественной и мировой психологии и имеющих неоспоримый научный и личностный авторитет. Наряду с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым А.Р. Лурия разрабатывал проблемы общественно-исторической (социальной) и генетической (биологической) детерминации психики человека, си- стемной организации психических функций и знакового (речевого) опосредования высших психических функций (ВПФ), мозговых механизмов психики, нормального и аномального онтогенеза, аффективных состояний, кросс-культурной психологии, сознания и многие другие.

Страницы: 5-7
Ключевые слова: введение;
Автор(ы): Корсакова Н.К. ; Микадзе Ю.В. ;

Корсакова Н.К. Нейропсихологический фактор: наследие А.Р. Лурия и задачи развития нейропсихологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 8-15.

a:2:{s:4:"TEXT";s:418:"На основании анализа работ А.Р. Лурия, относящихся к различным периодам становления и развития нейропсихологии, выделяются основные направления дальнейшей разработки проблемы нейропсихологического фактора. Предлагаются возможные аспекты дифференцированного изучения структурных составляющих пространственного фактора в соответствии с его функциональной многозначностью в системном строении высших психических функций. ";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 8-15
Ключевые слова: нейропсихология; нейропсихологический фактор; функциональная многозначность; симптом; синдром; пространственный анализ и синтез;
Автор(ы): Корсакова Н.К. ;

Ковязина М.С., Кузнецова Д.А. Особенности синдрома нарушения межполушарного взаимодействия при патологии мозолистого тела // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 16-22.

На сегодняшний день остается открытым вопрос о качественной специфике нейропсихологических синдромов при различной патологии главной комиссуры мозга — мозолистого тела (МТ). Нами были обследованы 30 больных с различной патологией МТ. Все больные проходили через процедуру фиксированной установки Д.Н. Узнадзе. Анализ результатов показал связь между функционированием фиксированной установки и состоянием левой гемисферы головного мозга. Наиболее выраженные нарушения динамики формирования установки демонстрировали испытуемые с патологией МТ. При этом в стандартном нейропсихологическом обследовании больные с патологией МТ демонстрировали дефицит задних отделов правого полушария. Таким образом, можно говорить не о латерализованном, а о диссоциативном характере синдрома межполушарного взаимодействия. 

Страницы: 16-22
Ключевые слова: синдромы нарушения межполушарного взаимодействия; мозолистое тело; фиксированная установка в гаптической сфере;
Автор(ы): Ковязина М.С. ; Кузнецова Д.А. ;

Полонская Н.Н. Как и что я вижу (диалог с больной, страдающей тотальной агнозией) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 23-30.

a:2:{s:4:"TEXT";s:438:"
<p>В статье рассматривается редкий случай всех видов зрительных агнозий: предметной, буквенной, зрительно-пространственной, агнозии на лица и цвета у больной с двусторонним поражением височно-теменно-затылочных отделов головного мозга. Изложение клинических данных ведется от лица страдающего человека, который анализирует свои потери, борется за сохранение своей личности, пытается адаптироваться к разрушенной болезнью жизни. </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 23-30
Ключевые слова: отдельный случай; виды зрительных агнозий; ассоциативная зрительная агнозия; зрительная память; узнавание объектов ;
Автор(ы): Полонская Н.Н. ;

Глозман Ж.М. О субъектности луриевской нейропсихологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 31-36.

Статья определяет и анализирует понятие субъектности нейропсихологии, его связь с культурно-исторической психологией, историческую закономерность развития субъектной нейропсихологии для творчества А.Р. Лурия и значение этого подхода для эффективного развития нейропсихологии. 

Страницы: 31-36
Ключевые слова: луриевский подход в нейропсихологии; динамика исследования взаимодействия мозга и поведения; культурно-историческая психология; детская нейропсихология;
Автор(ы): Глозман Ж.М. ;

Соколова Е.Т. Культурно-историческая и клинико-психологическая перспектива исследования феноменов субъективной неопределенности// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. №2. с. 37-48

В статье анализируются некоторые социокультурные предпосылки и личностные предиспозиции, обусловливающие современное многообразие проявлений феноменов субъективной неопределенности и двойственности. Подчеркивается, что для создания «реальной клинической психологии» (термин А.Р. Лурия) необходимо прослеживание связи между ресурсными и психопатологическими аспектами феноменов субъективной неопределенности и современной культурной средой с ее деструктивными идеалами, мифологемами, манипулятивными медиатехнологиями и все пронизывающей идеей деконструкции. Сравниваются способы моделирования переживания неопределенности в экспериментальной ситуации, патопсихологическом обследовании и проективной психодиагностике. Приводится аргументация в пользу трактовки дефицитарных проявлений субъективной неопределенности как диагностического критерия глубины личностного расстройства.

Страницы: 37-48
Ключевые слова: пограничная личностная организация и психопатология ; экспериментальное моделирование; индивидуально-стилистические особенности трансформации; феномены субъективной неопределенности; социокультурные, личностные и клинические предпосылки; проективная парадигма;
Автор(ы): Соколова Е. Т.;

Бурлакова Н.С. О новых возможностях культурно-исторического анализа в клинической психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 49-56.

В статье исследуются возможности дальнейшего развития культурно-исторического подхода Л.С. Выготского и А.Р. Лурия в двух направлениях: со стороны дальнейшего анализа способов и средств опосредования психики в условиях социальной и культурной стратификации современного общества и со стороны применения культурно-исторического анализа к теориям и концептуальному аппарату клинической психологии. Доказывается необходимость изучения знания в клинической психологии в контексте культурно-исторического опыта его формирования. Показывается, что анализ культурно-исторических условий развития данного знания, его границ, функций и определенного исторического смысла способствует более глубокому пониманию психологической клиники и психотерапии. 

Страницы: 49-56
Ключевые слова: культурно-исторический подход Л.С. Выготского и А.Р. Лурия; культурно-исторический анализ; эпистемология клинической психологии; концепции личности в клинической психологии;
Автор(ы): Бурлакова Н.С. ;

Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Синдромный подход в психологии телесности (на примере исследования больных с пролапсом митрального клапана) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 57-67.

В статье обсуждается вопрос о возможности приложения методологии синдромного анализа психических явлений к проблемному полю психологии телесности. Представлен пример построения психосоматического синдрома у больных с пролапсом митрального клапана с использованием методов качественного и статистического анализа данных лонгитюдного клинико-психологического исследования 290 пациентов. Показано, что данный синдром является многоуровневым и его структура задается несколькими факторами: мотивационным (доминирование мотива избегания неудач и нереализованность потребности в сохранении удовлетворяющей самооценки), фактором нарушений эмоциональной регуляции, а также психофизиологическим фактором. Обсуждается возможность использования психосоматического синдрома в качестве инструмента для решения не только диагностических, но и прогностических задач, как в клинической психологии, так и в медицине. 

Страницы: 57-67
Ключевые слова: психосоматический синдром; факторы психосоматического синдромогенеза; пролапс митрального клапана; эмоциональное напряжение; эмоциональная регуляция; мотивация избегания неудач; потребность в сохранении удовлетворяющей самооценки;
Автор(ы): Первичко Е. И. ; Зинченко Ю. П.;

Бардышевская М.К. Проблемы исследования эмоционально-личностного развития ребенка в рамках уровневой модели // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 68-74.

В статье рассматриваются проблемы развития уровневой модели эмоциональной регуляции, базирующейся на синтезе различных подходов. Вводится понятие «уровень развития аффективно-поведенческого комплекса», позволяющее анализировать эмоционально-личностное развитие ребенка преимущественно в рамках этологии человека. Ставится проблема изучения развития механизмов «перешифровки» опыта реализации аффективно-поведенческих комплексов в подвижные символические образы, связанные с динамикой поведения привязанности, и в устойчивые ядерные структуры личности.

Страницы: 68-74
Ключевые слова: эмоциональное развитие; аффективно-поведенческий комплекс; организации; привязанность; ядерные структуры личности; типология развития;
Автор(ы): Бардышевская М.К. ;

Плужников И.В. Синдромный подход в изучении нейрокогнитивного дефицита при психической патологии //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2012.- №2 -с.75-83

Статья посвящена проблеме использования основных принципов синдромного нейропсихологического анализа в психиатрической клинике. Приводятся основные условия реализации синдромного подхода А.Р. Лурия в клинике психических заболеваний: учет психопатологии, концептуализация особенностей работы головного мозга, внимательное отношение к изучаемой психологической реальности. Анализируются перспективы дальнейшего развития нейропсихологии в психиатрии, в том числе в методическом и методологическом ракурсе.

Страницы: 75-83
Ключевые слова: нейрокогнитивный дефицит; нейропсихология; психопатология; синдромный анализ; нейропсихологический фактор; нейропсихологический синдром;
Автор(ы): Плужников И.В. ;

Ахутина Т. В., Матвеева Е. Ю., Романова А. А. Применение луриевского принципа синдромного анализа в обработке данных нейропсихологического обследования детей с отклонениями в развитии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 84-95.

Актуальной проблемой современной нейропсихологии является создание единой батареи тестов для оценки высших психических функций (ВПФ), совмещающей достоинства качественного и количественного подходов. В этом отношении требует доработки и «Методика нейропсихологического обследования детей 6—9 лет», созданная на основе батареи тестов А.Р. Лурия в лаборатории нейропсихологии МГУ. Данная статья посвящена описанию важного шага количественной обработки нейропсихологических данных — выделению обобщенных показателей (индексов). Описанная процедура статистического анализа результатов нейропсихологического обследования в значительной мере воспроизводит логику эксперта, осуществляющего качественный (синдромный) анализ картины нарушения ВПФ. Выделение индексов рассматривается на примере обработки данных обследования 98 детей младшего школьного возраста с трудностями обучения и 33 детей с расстройствами аутистического спектра. 

Страницы: 84-95
Ключевые слова: нейропсихология; диагностика ВПФ; качественный анализ; количественная оценка нейропсихологических данных; трудности обучения; аутизм;
Автор(ы): Ахутина Т. В.; Матвеева Е. Ю.; Романова А.А.;

Микадзе Ю.В. Некоторые методологические вопросы качественного и количественного анализа в нейропсихологической диагностике // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 96-103.

В статье рассматривается роль различных методических подходов в нейропсихологической диагностике, в частности, ориентированных на качественный и количественный анализ, с точки зрения тех задач, которые могут ставиться перед нейропсихологом в клинической практике. 

Страницы: 96-103
Ключевые слова: синдромный анализ; психометрические тесты; структура дефекта; степень выраженности нарушения; качественная и количественная оценка результатов;
Автор(ы): Микадзе Ю.В. ;

Балашова Е. Ю., Шевелькова О. А. Определение времени по часам в нейропсихологической диагностике: новая жизнь классической методики // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 104-111.

a:2:{s:4:"TEXT";s:471:"В статье обсуждаются различные вопросы, связанные с применением в нейропсихологическом обследовании методики определения времени по реальным и «немым» часам. Рассматривается психологическое строение навыка определения времени по часам, его связь с возрастными, образовательными и гендерными факторами. Особое внимание уделяется оценке возможностей использования методики при диагностике оптико-пространственных функций в современной социокультурной ситуации. ";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 104-111
Ключевые слова: определение времени по часам; нейропсихологическая диагностика; индивидуальные различия; норма и патология;
Автор(ы): Балашова Е. Ю.; Шевелькова О.А.;

Цветкова Л.С., Цветков А.В. Произвольный и непроизвольный уровни структуры и протекания психических процессов в восстановительном обучении // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 112-116.

В статье проанализированы произвольный и непроизвольный уровни структуры психических процессов при их поражении и восстановлении. Представлены возможные подходы к решению проблемы методов восстановления высших психических функций.

Страницы: 112-116
Ключевые слова: нейропсихологическая реабилитация; произвольный и непроизвольный уровни протекания высших психических функций; опора на смысл;
Автор(ы): Цветков А.В. ; Цветкова Л.С. ;

Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Нейропсихология и школа // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 116-123.

Цель статьи — ознакомление широкого круга психологов, педагогов, дефектологов и воспитателей (в том числе работающих в группах и классах инклюзивного обучения) с основами нейропсихологии детского возраста и нейропсихологического подхода к диагностике, профилактике и коррекции трудностей обучения. За последние 10—20 лет возникла новая область психологической науки и практики — школьная нейропсихология. Построенная на идеях Л.С. Выготского и А.Р. Лурия школьная нейропсихология активно внедряется в психолого-педагогическую практику, эффективность ее методов подтверждается специальными исследованиями. К сожалению, далеко не все работники просвещения и даже коллеги-психологи представляют задачи и методы этого подхода к помощи детям. Данная статья направлена на заполнение этого пробела.

Страницы: 116-123
Ключевые слова: нейропсихология; трудности обучения; нейропсихологическая диагностика; коррекционно-развивающее обучение;
Автор(ы): Ахутина Т. В.; Пылаева Н.М.;

Коллектив авторов. Комментарии рецензентов//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2012.- №2 -с.123-137

Комментарии рецензентов.

Страницы: 123-137
Ключевые слова: комментарии;
Автор(ы): Коллектив авторов;


Обзорно-аналитические исследования

Натович Е.А., Тхостов А.Ш., Теперик Р.Ф. Патологическая зависимость от азартных игр: психоаналитический подход // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 138-151.

В психоаналитической концепции сложно выделить единый психологический механизм возникновения и развития патологической игры. Ряд психоаналитиков полагают, что пристрастие к азартным играм является одним из вариантов склонности к риску. Они выдвигают несколько гипотез о психических структурах, вовлеченных в формирование патологического поведения, и о механизмах, на которых оно базируется. Однако, несмотря на видимые разногласия, существующие точки зрения не исключают, а, скорее, дополняют и расширяют друг друга. По мнению исследователей, бессознательная цель патологической игры — проигрыш, а не выигрыш. Он является поводом для аутоагрессии, при этом по-разному трактуются причины возникновения чувства вины. Психический мазохизм и эротизация боли указываются как основные источники бессознательных переживаний игрока. 

Страницы: 138-151
Ключевые слова: патологический гемблинг; склонность к азартным играм; рискованное поведение ; психоанализ; невроз;
Автор(ы): Теперик Р.Ф. ; Тхостов А.Ш. ;

Россохин А.В. Исследования рефлексии измененных состояний сознания в психоанализе (часть 2) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №2 - с. 152-167.

Психоанализ предоставляет уникальный эмпирический материал для исследования динамики личностной рефлексии в измененных состояниях сознания (ИСС) и ее влияния на различные аспекты жизнедеятельности личности. В первой части статьи\*\, посвященной транферентным и контртранферентным ИСС, было показано, что по мере углубления ИСС в ходе психоаналитического процесса происходит активизация и качественное преобразование рефлексивных процессов личности, что приводит к формированию активного «рефлексирующего Я». В данной (второй) части статьи детально анализируется рефлексивная активность личности в контртрансферентных и совместных трансферентно-контртрансферентных ИСС. 

Страницы: 152-167
Ключевые слова: личность; рефлексия; психоанализ; измененное состояние сознания; психоаналитический процесс; перенос; контрперенос; регрессия;
Автор(ы): Россохин А. В. ;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер