ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №1- 168 с.

К 40-летию КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Соловьева О.В., Стефаненко Т.Г. Введение //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2012.- №1 -с.4-8

Кафедра социальной психологии была создана на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1972 г. Галиной Михайловной Андреевой — заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором, академиком РАО, ученым, принадлежащим к первой и самой славной когорте отечественных социологов. Основатель и первый декан факультета психологии А.Н. Леонтьев пригласил Г.М. Андрееву создать на факультете кафедру, в центре внимания которой была бы не только психологическая реальность индивида, но и психологическая реальность группы, общности, социума. Вместе с Г.М. Андреевой на вновь созданную кафедру пришла и до конца своей жизни работала Лариса Андреевна Петровская, ведущий в нашей стране специалист в области психологии межличностного общения, вводивший, обосновывавший и реализовывавший на практике традицию социально-психологического тренинга как формы активного группового обучения

Страницы: 4-8
Ключевые слова: введение;
Автор(ы): Соловьева О.В.; Стефаненко Т.Г.;

Белинская Е.П. У истоков социальной психологии: сравнительный анализ «психологии масс» Г. Лебона и концепции «героев и толпы» Н.К. Михайловского// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №1 - с. 9-18

a:2:{s:4:"TEXT";s:478:"
<p>В статье проводится сравнительный анализ основных положений концепции «героев и толпы» Н.К. Михайловского и «психологии масс» Г. Лебона. Рассматривается социокультурный и интеллектуальный контекст их возникновения. Оценивается роль данных концепций в становлении и развитии предметного поля социальной психологии. Отмечается значение «субъективного метода» Н.К. Михайловского для будущего методологического поиска в рамках социального конструкционизма. </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 9-18
Ключевые слова: «психология масс» Г. Лебона; концепция «героев и толпы» Н.К. Михайловского; «психологизация» социальных наук; субъективный метод ; методология субъективной рациональности;
Автор(ы): Белинская Е.П. ;

Мельникова О.Т., Ерохин Д.О. Качественные методы как инструмент изучения ценностных ориентаций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №1 - с. 19-28

В статье рассматриваются возможности качественной методологии как средства исследования ценностных ориентаций и источников изменений в системе ценностей респондентов. Предлагается стратегия поэтапного сочетания опросных, метрических и графических методик. Описывается эмпирическое исследование роли информационной среды в генезисе и трансформации системы ценностных ориентаций представителей молодежной аудитории.

Страницы: 19-28
Ключевые слова: ценностные ориентации (ЦО); качественные методы; аксиобиографическая методика; информационная среда; социализация; молодежная аудитория;
Автор(ы): Мельникова О.Т. ; Ерохин Д.О.;

Кокурина И.Г. «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №1 - с. 29-40

Статья посвящена фундаментальной роли категории «отношение» в анализе мотивации совместной деятельности. Наряду с традиционным делением отношений на психологические (межличностные) и общественные вводится их деление на оценочные отношения и отношения зависимости. В последних выделяются особые целе-средственные отношения и соответствующие им базовые смыслообразующие мотивы совместной деятельности: преобразование, коммуникация, прагматика, кооперация, конкуренция, достижение. Предлагается модель мотивации, основанная на отношениях зависимости, и показывается ее отличие от традиционной индивидуалистической модели мотивации, основанной на оценочных отношениях. 

Страницы: 29-40
Ключевые слова: общение и деятельность; оценочные отношения и отношения зависимости; смысловые отношения; мотивация совместной деятельности; методологическая парадигма поля ; индивидуалистическая модель мотивации;
Автор(ы): Кокурина И.Г. ;

Рикель А.М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №1 - с. 41-48.

В статье описываются современные подходы к определению понятия успеха, а также некоторые факторные теории и социальные детерминанты моделей успеха в различных обществах и культурах. 

Страницы: 41-48
Ключевые слова: успех; модель успеха; факторы успеха; виды успеха; феномен дауншифтинга;
Автор(ы): Рикель А.М.;

Бовина И.Б. , Голынчик Е.О. Многополярный мир: от политологии к социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №1 - с. 49-60

a:2:{s:4:"TEXT";s:447:"
<p>В статье рассматривается понятие «многополярный мир», намечаются перспективы социально-психологических исследований формирующейся многополярности современного мирового устройства. Приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного в рамках теории социальных представлений. Анализируются представления российских студентов о многополярном мире и о странах, воспринимаемых как центры влияния в современном мире. </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 49-60
Ключевые слова: многополярный мир; теория социальных представлений; страны- центры влияния в современном мире; представления о России; студенты;
Автор(ы): Бовина И.Б. ; Голынчик Е.О. ;

Малышева Н.Г., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А. Образ России в многополярном мире: кросс-культурный анализ // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №1 - с. 61-73

В статье излагаются результаты эмпирического исследования, посвященного изучению образа России. Проанализированы представления студентов трех стран, воспринимаемых как центры влияния в современном мире, — России, США и КНР. Данные свидетельствуют об общей для всех групп студентов тенденции к этноцентризму в выборе влиятельных стран. Образ России во всех изучаемых странах имеет геополитические коннотации. Культура не занимает в представлениях ключевого положения, однако играет важную роль в эмоциональном компоненте образа. Наибольшие межкультурные различия обнаружены при анализе представлений о России как участнице международных конфликтов. 

Страницы: 61-73
Ключевые слова: кросс-культурное исследование; представления о России; многополярный мир; страны-центры влияния в современном мире; международный конфликт; пол;
Автор(ы): Малышева Н.Г. ; Стефаненко Т.Г.; Тихомандрицкая О.А.;

Баранова В.А. Социально-психологический подход к исследованию социально-территориальных общностей (на примере городского и сельского социумов)// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №1 - с. 74-84

a:2:{s:4:"TEXT";s:511:"
<p>В статье предлагается подход к исследованию определенного вида больших устойчивых социальных групп, выделенного по территориально-поселенческому критерию, — социально-территориальных общностей. Обосновывается значимость и необходимость учета этих общностей в психологических исследованиях. Выделяются возможные направления их исследования. Приводятся основные результаты эмпирического исследования воспринимаемых студентами МГУ различий между представителями городского и сельского социумов. </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 74-84
Ключевые слова: большие устойчивые социальные группы; социально-территориальные общности; горожане; селяне; региональная и средовая идентичность;
Автор(ы): Баранова В.А.;

Липатов С. А. Проблема взаимодействия человека и организации: концепции и направления исследований// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. №1. с. 85-96

В статье проводится обзор классических и современных представлений о взаимоотношениях личности и организации. Особое внимание уделяется концепции соответствия личности и организации. Рассматриваются исследования организационной приверженности и идентификации персонала с организацией. Приводится конструкционистская критика традиционных теоретических представлений, лежащих в основе концепции соответствия. Описывается концепция организационной культуры как современное направление в исследовании организаций. Делается вывод, что философия инструментальной рациональности и контроля, присущая классическим концепциям, продолжает занимать господствующее положение и в современных организационных теориях.

Страницы: 85-96
Ключевые слова: концепция соответствия личности и организации; идентификация; организационная культура; теории организации; организационная приверженность;
Автор(ы): Липатов С. А. ;

Агадуллина Е.Р., Котова М.В. Взаимосвязь воспринимаемой целостности группы и групповой активности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №1 - с. 97-105

В статье рассматриваются подходы к определению понятия «воспринимаемая целостность группы». Приводятся исследовательские данные о связи воспринимаемой целостности группы с приписыванием ей различных уровней и видов активности. 

Страницы: 97-105
Ключевые слова: социальная группа; воспринимаемая целостность группы; виды групповой активности;
Автор(ы): Агадуллина Е.Р.; Котова М.В. ;

Базаров Т.Ю., Шевченко Ю.С. Особенности изменения индивидуальных решений в ходе групповой дискуссии в виртуальных группах // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №1 - с. 106-114

a:2:{s:4:"TEXT";s:392:"
<p>В статье проводится обзор исследований, касающихся принятия решений в малых группах и групповой динамики в виртуальных группах (ВГ). Описан ряд феноменов, отличающих решение задач в ВГ от решения задач в реальных группах (РГ). Приводятся результаты исследования особенностей решения задачи в виртуальных группах, составленных из студентов факультета психологии МГУ. </p>

<p> </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 106-114
Ключевые слова: виртуальная коммуникация; виртуальные группы (ВГ); реальные группы (РГ); принятие решения; нормативное и информационное влияние; конформность;
Автор(ы): Базаров Тахир Юсупович;

Онучин А.Н. Матрицы восприятия подчиненных руководителями // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №1 - с. 115-124

В статье рассматривается связь между корпоративными моделями компетенций (КМК) и индивидуальной структурой критериев оценки руководителями своих подчиненных. На материале исследования с участием 204 руководителей различного уровня из крупной телекоммуникационной компании выявлены и описаны 4 ключевых фактора межличностного восприятия: «профессионализм», «влияние», «порядочность» и «амбициозность». Показано, что факторы «порядочность» и «профессионализм», как правило, слабо отражены в КМК. Отмечен феномен амбивалентного отношения менеджеров к характеристике «амбициозность».

Страницы: 115-124
Ключевые слова: факторы межличностного восприятия; корпоративная модель компетенций (КМК); матрица восприятия;
Автор(ы): Онучин А.Н. ;

Иванов М.А. Клиентцентрированный подход к управленческому консультированию // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №1 - с. 125-132

a:2:{s:4:"TEXT";s:456:"
<p>Статья посвящена изложению методологических принципов авторского подхода к управленческому консультированию. В качестве объекта консультирования рассматривается система, состоящая из трех элементов: клиент—организация—среда; в качестве основной цели консультирования — оптимизация взаимодействия в этой системе. Обсуждаются ценностная основа подхода, принципы взаимодействия с клиентом, позиции консультанта и клиента в процессе работы. </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 125-132
Ключевые слова: управленческое консультирование; клиентцентрированный подход; организацияцентрированный подход; системный подход; клиент; контракт; принципы взаимодействия с клиентом; процессность и экспертность в консультировании;
Автор(ы): Иванов М.А.;

Жуков Ю.М., Журавлев А.В. Психологическая поддержка масштабных преобразований: конференциальные и игровые технологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №1 - с. 133-144

a:2:{s:4:"TEXT";s:388:"
<p>Статья посвящена проблемам управления событиями в рамках программ организационного и трансорганизационного развития. Авторы обсуждают возможности и ограничения, присущие конференциальным и игровым моделям в контексте порождения и развертывания событий. Степень культурной укорененности модели определяет сферу приложения и эффективность использования того или иного подхода. </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 133-144
Ключевые слова: управление событиями; организационное развитие; конференциальные модели; игровые модели; укорененность в культуре; масштабные изменения;
Автор(ы): Жуков Ю.М. ; Журавлев А.В. ;

Фоломеева Т.В. Социально-психологический подход к исследованию потребительского поведения // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №1 - с. 145-154.

a:2:{s:4:"TEXT";s:469:"
<p>В статье рассмотрена когнитивная парадигма социально-психологических исследований потребительского поведения, в основе которой лежат идеи К. Гергена о конструировании социального мира, этнометодология Г. Гарфинкеля, теория социальных представлений С. Московиси. Предложена обобщенная концептуальная схема социально-психологического подхода к исследованию потребительского поведения. Обозначены перспективы социальной психологии потребительского поведения. </p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 145-154
Ключевые слова: потребительское поведение; социальный конструкционизм; потребительская лояльность; символическое потребление; потребительские решения;
Автор(ы): Фоломеева Т.В. ;

Винокуров Ф.Н. Опыт эмпирического исследования потребительской лояльности к бренду // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №1 - с. 155-161

В статье обсуждается специфика феномена приверженности, или лояльности потребителей к различным товарам и услугам. В качестве объекта лояльности современных потребителей рассматривается бренд — сложный социальный конструкт, носитель всех представлений потребителя о товаре или группе товаров. Приводятся результаты исследования влияния участия в интернет-сообществах на потребительскую лояльность к бренду (ПЛБ). Делается вывод, что ПЛБ может стать основой формирования и развития новых социальных групп. 

Страницы: 155-161
Ключевые слова: потребительская лояльность к бренду (ПЛБ); интернет-сообщества потребителей;
Автор(ы): Винокуров Ф.Н. ;


Юбилеи

Коллектив факультета психологии МГУ. К 60-летию Ольги Александровны Карабановой// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2012.- №1 -с.164-166.

a:2:{s:4:"TEXT";s:529:"<p>
    Ольга Александровна Карабанова родилась 14 марта 1952 г. в Нижнем Новгороде. С момента окончания факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1974 г. постоянно работает на кафедре возрастной психологии того же факультета. В 1979 г. защитила кандидатскую дис- сертацию, в 2002 г. — докторскую. Сегодня профессор О.А. Карабанова является автором более 130 научных и учебно-методических публи- каций, в том числе более 10 монографий и учебных пособий. Под ее руководством успешно защищена 21 кандидатская диссертация.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 164-166
Ключевые слова: Юбилеи; Ольга Александровна Карабанова;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Коллектив факультета психологии МГУ. К 60-летию Марины Сергеевны Егоровой // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2012.- №1 -с.162-163.

15 января 2012 г. — день юбилея Марины Сергеевны Егоровой — про- фессора, заведующей кафедрой психогенетики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, неординарного ученого и талантливого педагога.

Страницы: 162-163
Ключевые слова: Юбилеи; Марина Сергеевна Егорова;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;


Некрологи

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Витиса Казисовича Вилюнаса // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2012.- №1 -с.168.

10 ноября 2011 г. ушел из жизни профессор кафедры общей пси- хологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Витис Казисович Вилюнас.

Страницы: 168
Ключевые слова: некролог; Витис Казисович Вилюнас;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Чингиза Абильфазовича Измайлова // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2012.- №1 -с.167.

28 сентября 2011 г. скончался Чингиз Абильфазович Измайлов — известный российский психофизиолог, доктор психологических наук, профессор кафедры психофизиологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Страницы: 167
Ключевые слова: некролог; Чингиз Абильфазович Измайлов;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер