ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3- 160 с.

Теоретические, эмпирические, экспериментальные исследования

Богоявленская Д.Б. Одаренность: ответ через полтора столетия // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.3-17.

a:2:{s:4:"TEXT";s:491:"В статье подчеркивается необходимость научно обоснованного раскрытия
понятия «одаренность». В ходе исторического экскурса в проблему раскрываются причины широкой распространенности представления об одаренности как об «уровне интеллекта выше среднестатистического». Выделение единицы анализа
одаренности (способности к развитию деятельности по своей инициативе) и
метода ее измерения («систематического наблюдения») позволило реализовать
заложенное Ф. Гальтоном понимание одаренности.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 3-17
Ключевые слова: одаренность; системное качество; диагностика; единица анализа; личность; шкалирование; способности; развитие ; гениальность;
Автор(ы): Богоявленская Д.Б.;

Александров Ю.И., Александрова Н.Л. Комплементарность культуроспецифичных типов познания (окончание) //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2010.- №3 -с.18-35

В настоящей работе с позиций системного подхода обсуждается феномен культурной специфичности типов познания — обыденного и научного. В рамках этого обсуждения выделяются особенности российской науки. Рассматриваются аналогии между этапами индивидуального акта познания и познания как процесса, разворачивающегося на уровне мировой науки. Предполагается, что взаимодействие различающихся «локальных» наук принимает характер взаимодействия, направленного на достижение глобального результата — развития мировой науки.

Поступила: 18.02.2010
Страницы: 18-35
Ключевые слова: познание;
Автор(ы): Александров Ю.И. ; Александрова Н. Л. ;

Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Сравнительный анализ результатов качественного исследования (на материале интервью) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.36-50.

Статья посвящена проблеме изучения гносеологических и практических особенностей, характерных для современных методов качественного анализа: метода матриц Майлса и Хабермана, метода обосновывающей теории Страусса и Корбин и метода дискурс-анализа. Приведены результаты сравнительного эмпирического исследования, а также авторские модели для рассмотрения аналитического инструментария с точки зрения специфики данных, особенностей кодировки первичных данных, стратегии описания полученных категорий, интерпретации результатов.

Поступила: 31.07.2009
Страницы: 36-51
Ключевые слова: качественный анализ; метод матриц; метод обосновывающей теории; дискурс-анализ; стратегии анализа данных;
Автор(ы): Мельникова О.Т. ; Хорошилов Д.А.;

Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: о возможности усовершенствования модели и теста Мэйера—Сэловея—Карузо // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.52-64.

В статье рассматриваются основные теории эмоционального интеллекта и два альтернативных подхода к его измерению. Обосновывается преимущество модели способностей Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо перед смешанными моделями Д. Гоулмана и Р. Бар-Она, а также преимущество тестов как метода измерения эмоционального интеллекта перед опросниками. Проводится критический анализ тестовых заданий MSCEIT с точки зрения их соответствия конструкту эмоционального интеллекта, модели способностей и теории эмоций. Делается вывод о возможности сокращения состава модели до трех способностей — распознавание эмоций, понимание причин эмоций, управление эмоциями. Обозначаются направления усовершенствования теста: опора на определенный круг эмоций и когнитивную теорию эмоций при разработке заданий, изменение формы предъявления заданий на видео-ситуации.

Поступила: 19.10.2009
Страницы: 52-64
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; смешанные модели; модель способностей; измерение эмоционального интеллекта; тест MSCEIT;
Автор(ы): Панкратова А.А.;

Погожина И.Н. Обучение дошкольников принципу сохранения через формирование структуры логических операций классификации и сериации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.65-75.

Экспериментальное исследование направлено на проверку возможности и эффективность формирования понимания сохранения у дошкольников через формирование у них логических операций классификации и сериации. Разработаны новые методики обучения классификации и сериации, в основе которых лежит овладение детьми действиями, входящими в состав и структуру данных логических приемов. Параллельное формирование с помощью этих новых методик логических операций классификации и сериации позволило испытуемым не только в полной мере овладеть данными приемами, но также привело к преодолению детьми феноменов несохранения. Впервые показана возможность формирования одних конкретно-операциональных структур интеллекта (понимания принципа сохранения) через другие конкретно-операциональные структуры интеллекта (состав и структуру логических операций классификации и сериации).

Поступила: 23.12.2009
Страницы: 65-75
Ключевые слова: логические операции классификация; сериация; понимание принципа сохранения; формирование конкретно-операциональных структур интеллекта;
Автор(ы): Погожина И.Н. ;

Пчелинова В.В. Дескрипторный словарь в формировании представлений психолога о мире труда // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.76-87.

В статье представлен 53-признаковый буквенно-цифровой дескрипторный словарь (ДС). ДС использовался в эмпирическом исследовании формирования представлений психолога о мире труда и о мире профессий. ДС представляет собой интегрированную картину мира труда в таких категориях анализа профессий, как предметы, цели, средства и условия труда. Шесть психологов классифицировали 2298 профессий с помощью ДС. Анализ данных показал, что все признаки категорий ДС оказались представленными в сознании психологов. У каждого психолога обнаружилось их особое сочетание, названное индивидуальной картиной мира труда. Больше всего различий в этих картинах имеется между представлениями о типах труда и группировками средств труда. Индивидуальные выборы группировок целей и условий труда показывают, что представления психологов имеют сходство

Поступила: 24.12.2009
Страницы: 76-87
Ключевые слова: дескриптор; классификация профессий; представления о мире труда; профконсультирование;
Автор(ы): Пчелинова В.В.;


Обзорно-аналитические исследования

Россохин А.В. Рефлексия измененных состояний сознания в психоанализе // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.88-104.

a:2:{s:4:"TEXT";s:474:"Психоанализ предоставляет уникальный эмпирический материал для
исследования динамики личностной рефлексии в измененных состояниях
сознания и ее влияния на различные аспекты жизнедеятельности личности.
В статье показано, что по мере углубления измененных состояний сознания в ходе психоаналитического процесса происходит активизация, углубление и качественное преобразование рефлексивных процессов личности, что приводит к формированию активного «рефлексирующего Я».
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 18.02.2010
Страницы: 88-104
Ключевые слова: личность; рефлексия; психоанализ; психоаналитический процесс; перенос; регрессия; контрперенос;
Автор(ы): Россохин А. В. ;

Шмелева И.А. Проблема взаимодействия человека с окружающей средой:области и аспекты психологического исследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.105-120.

В статье обсуждаются психологические аспекты междисциплинарной проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Обосновывается возрастание интереса к ней, обусловленное в том числе и обострением глобальных экологических проблем человечества, потребностями в психологическом обеспечении реализации концепции «устойчивого развития». Анализируются направления в западной психологии, объединенные общей научной проблемой и имеющие области предметного и методологического пересечения: экологическая психология, экопсихология, психология взаимодействия с окружающей средой и психология устойчивого развития. Рассматривается многозначность понятия «экология», широко используемого в современном психологическом дискурсе. Утверждается, что соотнесение контекста зарубежных и российских исследований будет способствовать более активному включению психологов в решение реальных проблем взаимодействия человека с окружающей средой.

Поступила: 18.02.2010
Страницы: 105-120
Ключевые слова: понятие экологии в психологии; экологическая психология; экопсихология; психология взаимодействия с окружающей средой; психология устойчивого развития;
Автор(ы): Шмелева И.А.;


Дискуссии, размышления

Петренко В.Ф. Вернем психологии сознание! // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.121-141.

Целью данной во многом полемической статьи является стремление автора рассмотреть проблему сознания (история которой насчитывает, если отталкиваться от древнегреческой, индийской и китайской философии, несколько тысячелетий) в более широком контексте современной физики и семиотики. Отсутствие значимых достижений современной психологической науки в области изучения сознания требует, на наш взгляд, пересмотра как философских и методологических оснований этой проблематики, так и системы понятий, описывающих данную область. На материале измененных состояний сознания обосновывается восходящая к Гегелю трактовка сознания как вторичного восприятия в знаковой форме или, согласно представлениям о сознании Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, как системы значений, опосредующей восприятие мира

Поступила: 18.02.2010
Страницы: 121-141
Ключевые слова: сознание; психосемантика; картина мира; редукция волновой функции; феномен Эйнштейна—Подольского—Розена; идея целостности; не локальность мира; эксперименты с гипнозом;
Автор(ы): Петренко В.Ф. ;


Психология — практике

Цветкова Л.А. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в студенческих общностях: интегративная теоретическая модель Г. Гонзалеса // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.142-151.

В статье рассматривается предложенная Г. Гонзалесом интегративная модель профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками в студенческих общностях. В данной теоретической структуре объединяются модель убеждений в отношении здоровья, теория социального научения и теория проблемного поведения. В модели Гонзалеса делается акцент на разных элементах — личностном уровне, уровне окружающей среды и уровне взаимодействия между личностью и окружающей средой. Представлены конкретные мероприятия, включенные в интегративную модель. Анализируется эффективность профилактических программ в студенческой среде. Описывается опыт применения модели в Университете Флориды (США). Делается вывод, что модель Гонзалеса может использоваться для оценки эффективности профилактических программ.

Поступила: 01.06.2010
Страницы: 142-151
Ключевые слова: студенты; злоупотребление психоактивными веществами; профилактика; модель; вмешательство; личность; среда; взаимодействие;
Автор(ы): Цветкова Л. А. ;


Научная жизнь


Юбилеи

Коллектив факультета психологии МГУ. К 80-летию Нины Николаевны Даниловой // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2010.- №3 -с.156-159.

a:2:{s:4:"TEXT";s:357:"<p>
    16 мая 2010 г. исполнилось 80 лет Нине Николаевне Даниловой — доктору психологических наук, профессору кафедры психофизиологии, заслуженному профессору МГУ им. М.В. Ломоносова, лауреату Ломо- носовской премии, Соросовскому профессору по биологии, почетному работнику высшего профессионального образования, заслуженному работнику высшей школы РФ.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 156-159
Ключевые слова: Юбилеи; Нина Николаевна Данилова;
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер