Article
Pogozhina I.N., Simonyan M.S., Agasaryan M.B. (2018). The problem of accompanying individual trajectories of education in the epoch of digital childhood. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 40-55
Abstract
Relevance. The individualization of education, the rapid expansion of the sphere of digital knowledge and the risks associated with cyber-socialization put the problem of a professional psychological organization and pedagogical “accompaniment” of individual trajectories of education for children and adolescents.
Objective. Identification the invariable elements of activity to support individual learning trajectories.
Methods. Analysis of literature; synthesis of theoretical and empirical (case study) methods.
Results. According to the comparative analysis of the approaches to the mentoring organization, the structures of the activities of the tutor, the curator (facilitator), the coach, as well as the essential and formal limitations of the various approaches in solving the problems of accompanying individual learning paths identified and described. It was founds that the compared approaches have fundamentally different attitudes towards the subject of activity. Academic tutoring is more effective in modern educational environments in comparison with curatorship and coaching. The stages of accompanying the individual trajectory of learning, carried out within the framework of psychological counseling for adults, were determined empirically.
Conclusions. The acts of transformations in the structure of the activity of an academic tutor fully correlate with the stages of tutoring humanistic counseling, and can be transfer to work with children, taking into account the specifics of each particular age and personal characteristics of the pupil. A general orientation of the activity on accompanying the individual training trajectory has been develop, which can become the basis for training mentor specialists and be used in the work of tutors.
Sections: Psychology to practice;
Received: 03/14/2018Accepted: 03/28/2018
Pages: 40-55
DOI: 10.11621/vsp.2018.02.40
Keywords: coaching; activity; orienting; individual trajectory of education; accompanying individual trajectory of education; tutoring;
Available Online 20.06.2018
Table 1.
Параметры деятельности |
Тьюторство |
Кураторство (фасилитация) |
Коучинг |
Предмет деятельности |
Индивидуальная траектория образования и развития учащихся (Мансветова, 2017). |
Социальная внеучебная деятельность учащихся, адаптация к образовательной среде (Obrist, 2014). |
Учебный и коммуникационный потенциал учащихся, а также психологические и педагогические факторы учения (Кларин, 2015). |
Результат деятельности
|
Успешный выход учащегося на путь культурного и профессионального развития (Глозман, 2016). |
Выполнение планов и графиков в соответствии с установленными показателями, качество организации жизни и деятельности класса (Касицина,Крупская, 2015). |
Факты, говорящие о достижении поставленных целей и о соблюдении сроков (Iliffe-Wood, 2014). |
Акты преобразования в деятельности (процесс) |
1. Определение познавательного интереса; 2. Формулировка индивидуального образовательного вопроса; 3. Постановка цели; 4. Поиск ресурсов и анализ ограничений; 5. Реализация и обсуждение; 6. Анализ итогов; 7. Корректировка (при необходимости), обсуждение долгосрочных перспектив (Мансветова, 2017). |
1. Совместное создание мотивации к достижению целей; 2. Планирование коллективной деятельности; 3. Организация деятельности; 4. Анализ деятельности, внесение корректив (Obrist, 2014). |
1. Установление взаимоотношений, осознание желаний клиента; 2. Анализ текущей ситуации, ресурсов и ограничений; 3. Пошаговый поиск решения; 4. Выбор варианта действий (Iliffe-Wood, 2014). |
Средства |
Индивидуальные (консультации, разбор практических ситуаций). Групповые (дебаты, тренинги, демонстрация результатов в группе) методики с применением информационных систем (Мансветова, 2017). |
Работа в больших группах (конференции, диспуты); работа в малых группах (беседа, кураторский час) (Obrist, 2014). |
Преимущественно индивидуальная работа (репетиторство, активное слушание). Реже — групповые сессии (Кларин, 2015). |
Сфера применения |
Инклюзивное образование, сопровождение девиантных учащихся, детей с предпосылками интеллектуальной одаренности, групповое сопровождение (Глозман, 2016). |
Любая проектная деятельность (образование, медицина, бизнес, искусство) (Касицина, Крупская, 2015). |
Деятельность по передаче опыта (Кларин, 2015). |
Table 2.
Ограничения |
Тьюторство |
Кураторство (фасилитация) |
Коучинг |
Содержательные |
Риски социальной изоляции учащихся, компетентностные ограничения профессионализма, выбор категории сопровождаемых учащихся. Возможность «слепого» перевоплощения учителя в тьютора (Глозман, 2016). |
Зависимость от личных качеств куратора, выполнение узкого круга функций, направленных на социально-практический аспект образовательного пространства (Obrist, 2014) |
В наиболее критических случаях коучинг являет собой неограниченную психотерапию (Iliffe-Wood, 2014). |
Формальные |
Отсутствие программ подготовки и переподготовки, непроработанность кадрового фонда, отсутствие должностных инструкций и требований (Мансветова, 2017). |
Отсутствие нормативной базы, целевого финансирования, методического и кадрового обеспечения (Касицина, Крупская, 2015). |
Использование психологических средств несертифицированными в данной сфере специалистами (Кларин, 2015). |
Table 3.
Этапы тьюторского сопровождения в работе с детьми |
Этапы сопровождения в работе со взрослым студентом |
1. Определение познавательного интереса |
1. Установление контакта. Прояснение проблемной ситуации, выдвижение гипотез о факторах, влияющих на качество жизни |
2. Формулировка индивидуального образовательного вопроса |
|
3. Постановка цели |
2. Сотрудничество (помощь в осознании личностных проблем и работе с ними) |
4. Поиск ресурсов и анализ ограничений |
|
5. Реализация и обсуждение |
3. Работа с учебной деятельностью (построение и сопровождение индивидуальной траектории обучения) |
6. Анализ итогов |
4. Завершение консультирования |
7. Корректировка (при необходимости), обсуждение долгосрочных перспектив |
References
Bergman, L.R., Magnusson, D., El Khouri, B.M. (2003). Studying individual development in an interindividual context: A Person-oriented approach. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
Glozman, Zh.M. (2016). Prakticheskaya nejropsihologiya. Opyt raboty s det'mi, ispytyvayushchimi trudnosti v obuchenii[Practical neuropsychology. Experience with children who have difficulties in learning]. Moscow: Terevinf.
Iliffe-Wood,M.(2014). Coaching presence: Building consciousness and awareness in coaching interventions. London: Kogan Page.
Kasicina, N.V., Krupskaya, N.S. (2015). Pedagogicheskaya podderzhka v shkole i sistema raboty individual'nyh kuratorov[Pedagogical support in school and the system of work of individual supervisors]. Moscow: Shkol'naya liga.
Klarin, M.V. (2015). Innovacionnoe obuchenie v obrazovanii vzroslyh. Problemy sovremennogo obrazovaniya[Problems of modern education], 4, 5—27.
Klarin, M.V. (2016). Instrument innovacionnogo obrazovaniya: organizacionno-deyatel'nostnaya pedagogika. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek[Continuing education: XXI century], 13, 1, 86—103.
Kovaleva, T.M., Kobyshcha, E.I., Popova (Smolik), S.Yu. et al. (2012). Professiya “t'yutor”[Profession “tutor”]. Moscow; Tver': SFK-ofis.
Leont'ev, A.N. (1983). Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya: V 2 t.[Selected psychological works: In 2 v.]. Vol. 2. Moscow: Pedagogika.
Mansvetova, M. (2017). 50 000 znakov dlya t'yutora. Praktika t'yutorskih kompetencij[50 000 characters for the tutor. Practice of tutor competencies]. Ekaterinburg: Izdatel'skie resheniya.
Najdenova, I.S. (2016). Razvitie individual'noj traektorii obucheniya kak put' k uspekhu kazhdogo uchenika. Sovremennaya pedagogika[Modern Pedagogy],3 (40),12—14.
Obrist,H.-U. (2014). Ways of curating. N.Y.: Faber & Faber.
Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 oktyabrya 2000 g. № 751 g. Moskva «O nacional'noj doktrine obrazovaniya v Rossijskoj Federacii». Rossijskaya gazeta. 4 oktyabrya 2000 g. № 751 [Russian newspaper. October 4, 2000. No. 751]. URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155 g. Moskva «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya». Rossijskaya gazeta. 25 noyabrya 2013 g. № 6241 (265)[Russian newspaper. November 25, 2013 No. 6241 (265)].
Rogers,C. (1983). Freedom to learn for the 80’s. Columbus; Toronto; London; Sydney: Charles E. Merrill Company, A Bell & Howell Company, 1983.
Shchennikov, S.A., Teslinov A.G., Chernyavskaya, A.G. (2016, eds.) Innovacionnye processy v obrazovanii. T'yutorstvo: V 2 ch.[Innovative processes in education. Tutoring: in 2 ch.] Ch. 2. Moscow: Yurajt.
Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I. (2017). Cifrovaya situaciya razvitiya mezhpokolencheskih otnoshenij: razryv i vzaimodejstvie mezhdu podrostkami i roditelyami v Internete.Mir psihologii[The world of psychology], 1(89), 134—143.
Tsvetkova, G.V. (2013). T'yutorskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa. Tekhnologiya smyslopoiskovoj deyatel'nosti[Tutor support of the educational process. Technology of meaning search]. Volgograd: Uchitel'.
T'yutorstvo: koncepcii, tekhnologii, opyt: Yubilejnyj sbornik, posvyashchennyj 10-letiyu t'yutorskih konferencij. 1996—2005[Tutoring: concepts, technologies, experience: Jubilee collection dedicated to the 10th anniversary of tutor conferences. 1996-2005]. Tomsk: Tipografiya «M-Print», 2005.
For citing this article:
Pogozhina I.N., Simonyan M.S., Agasaryan M.B. (2018). The problem of accompanying individual trajectories of education in the epoch of digital childhood. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 40-55