Lomonosov Psychology Journal
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Article

Pogozhina I.N., Simonyan M.S., Agasaryan M.B. (2018). The problem of accom­panying individual trajectories of education in the epoch of digital childhood. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 40-55

Abstract

Relevance. The individualization of education, the rapid expansion of the sphere of digital knowledge and the risks associated with cyber-socialization put the problem of a professional psychological organization and pedagogical “accompaniment” of individual trajectories of education for children and adolescents.

Objective. Identification the invariable elements of activity to support individual learning trajectories.

Methods. Analysis of literature; synthesis of theoretical and empirical (case study) methods.

Results. According to the comparative analysis of the approaches to the mentoring organization, the structures of the activities of the tutor, the curator (facilitator), the coach, as well as the essential and formal limitations of the various approaches in solving the problems of accompanying individual learning paths identified and described. It was founds that the compared approaches have fundamentally different attitudes towards the subject of activity. Academic tutoring is more effective in modern educational environments in comparison with curatorship and coaching. The stages of accompanying the individual trajectory of learning, carried out within the framework of psychological counseling for adults, were determined empirically.

Conclusions. The acts of transformations in the structure of the activity of an academic tutor fully correlate with the stages of tutoring humanistic counseling, and can be transfer to work with children, taking into account the specifics of each particular age and personal characteristics of the pupil. A general orientation of the activity on accompanying the individual training trajectory has been develop, which can become the basis for training mentor specialists and be used in the work of tutors.

Sections: Psychology to practice;

Received: 03/14/2018
Accepted: 03/28/2018
Pages: 40-55
DOI: 10.11621/vsp.2018.02.40

Keywords: coaching; activity; orienting; individual trajectory of education; accompanying individual trajectory of education; tutoring;

Available Online 20.06.2018

Table 1.

Параметры деятельности

Тьюторство

Кураторство (фасилитация)

Коучинг

Предмет деятельности

Индивидуальная траектория образо­вания и развития учащихся (Мансветова, 2017).

Социальная внеучебная дея­тельность уча­щихся, адаптация к образовательной среде (Obrist, 2014).

Учебный и коммуникационный потенциал учащихся, а также психологи­ческие и педагоги­ческие факторы учения (Кларин, 2015).

Результат деятельности

 

Успешный выход учащегося на путь культурного и профессионального развития (Глозман, 2016).

Выполнение пла­нов и графиков в соответствии с установленными показателями, каче­ство организа­ции жизни и деятельности класса (Касицина,Крупская, 2015).

Факты, говорящие о достижении по­ставленных целей и о соблюдении сроков (Iliffe-Wood, 2014).

Акты преобразования в деятельности (процесс)

1. Определение познавательного инте­реса; 

2. Формулировка индивидуального образовательного вопроса; 

3. Постановка цели;

4. Поиск ресурсов и анализ ограниче­ний; 

5. Реализация и обсуждение; 

6. Анализ итогов; 

7. Корректировка (при необходимо­сти), обсуждение долгосрочных пер­спектив (Мансве­това,  2017).

1. Совместное со­здание мотивации к достижению це­лей; 

2. Планирование коллективной деятельности; 

3. Организация деятельности; 

4. Анализ деятель­ности, внесение корректив (Obrist, 2014).

1. Установление взаимоотношений, осознание желаний клиента;

2. Анализ текущей ситуации, ресурсов и ограничений; 

3. Пошаговый по­иск решения; 

4. Выбор варианта действий  (Iliffe-Wood, 2014).

Средства

Индивидуальные (консультации, раз­бор практиче­ских ситуаций).

Групповые (де­баты, тренинги, де­монстрация резуль­татов в группе) методики с применением информационных систем (Мансветова,  2017). 

Работа в больших группах (конферен­ции, дис­путы); работа в малых группах (бе­седа, кураторский час) (Obrist, 2014).

Преимущественно индивидуальная работа (репетитор­ство, активное слу­шание). Реже —  групповые сессии (Кларин, 2015).

Сфера приме­нения

Инклюзивное образование, сопровождение девиантных уча­щихся, детей с предпосылками ин­теллектуальной одаренности, груп­повое сопровожде­ние (Глозман, 2016).

Любая проектная деятельность (образование, меди­цина, бизнес, искусство) (Касицина, Крупская, 2015).

Деятельность по передаче опыта (Кларин, 2015).

Table 2.

Ограничения

Тьюторство

Кураторство (фасилитация)

Коучинг

Содержатель­ные 

Риски социальной изоляции учащихся, компетент­ностные ограниче­ния профессионализма, выбор кате­гории сопровождаемых учащихся. Возможность «сле­пого» перевоплощения учителя в тьютора (Глозман, 2016).

Зависимость от личных качеств ку­ратора, выполне­ние узкого круга функций, направ­ленных на соци­ально-практиче­ский аспект образовательного пространства (Obrist, 2014)

В наиболее крити­ческих случаях ко­учинг являет собой неограниченную психотерапию (Iliffe-Wood, 2014).

Формальные 

Отсутствие про­грамм подготовки и переподготовки, непроработанность кадрового фонда, отсутствие долж­ностных инструк­ций и требований (Мансветова,  2017).

Отсутствие норма­тивной базы, целе­вого финансирова­ния, методиче­ского и кадрового обеспечения (Каси­цина, Крупская, 2015).

Использование психологических средств несертифи­цирован­ными в данной сфере специалистами (Кла­рин, 2015).

Table 3.

Этапы тьюторского сопровождения в работе с детьми 

Этапы сопровождения в работе со взрослым студентом

1. Определение познавательного интереса

1. Установление контакта. Прояснение проблемной ситуации, выдвижение гипотез о факторах, влияющих на качество жизни

2. Формулировка индивидуального образовательного вопроса

3. Постановка цели

2. Сотрудничество (помощь в осознании личностных проблем и работе с ними)

4. Поиск ресурсов и анализ ограничений

5. Реализация и обсуждение

3. Работа с учебной деятельностью (построение и сопровождение индивидуальной траектории обучения)

6. Анализ итогов

4. Завершение консультирования

7. Корректировка (при необходимости),

обсуждение долгосрочных перспектив 

References

Bergman, L.R., Magnusson, D., El Khouri, B.M. (2003). Studying individual development in an interindividual context: A Person-oriented approach. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

Glozman, Zh.M. (2016). Prakticheskaya nejropsihologiya. Opyt raboty s det'mi, ispytyvayushchimi trudnosti v obuchenii[Practical neuropsychology. Experience with children who have difficulties in learning]. Moscow: Terevinf.

Iliffe-Wood,M.(2014). Coaching presence: Building consciousness and awareness in coaching interventions. London: Kogan Page.

Kasicina, N.V., Krupskaya, N.S. (2015). Pedagogicheskaya podderzhka v shkole i sistema raboty individual'nyh kuratorov[Pedagogical support in school and the system of work of individual supervisors]. Moscow: Shkol'naya liga. 

Klarin, M.V. (2015). Innovacionnoe obuchenie v obrazovanii vzroslyh. Problemy sovremennogo obrazovaniya[Problems of modern education], 4, 5—27. 

Klarin, M.V. (2016). Instrument innovacionnogo obrazovaniya: organizacionno-deyatel'nostnaya pedagogika. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek[Continuing education: XXI century], 13, 1, 86—103.

Kovaleva, T.M., Kobyshcha, E.I., Popova (Smolik), S.Yu. et al. (2012). Professiya t'yutor[Profession “tutor”]. Moscow; Tver': SFK-ofis.

Leont'ev, A.N. (1983). Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya: V 2 t.[Selected psychological works: In 2 v.]. Vol. 2. Moscow: Pedagogika.

Mansvetova, M. (2017). 50 000 znakov dlya t'yutora. Praktika t'yutorskih kompetencij[50 000 characters for the tutor. Practice of tutor competencies]. Ekaterinburg: Izdatel'skie resheniya.

Najdenova, I.S. (2016). Razvitie individual'noj traektorii obucheniya kak put' k uspekhu kazhdogo uchenika. Sovremennaya pedagogika[Modern Pedagogy],3 (40),12—14.

Obrist,H.-U. (2014). Ways of curating. N.Y.: Faber & Faber.

Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 4 oktyabrya 2000 g. № 751 g. Moskva «O nacional'noj doktrine obrazovaniya v Rossijskoj Federacii». Rossijskaya gazeta. 4 oktyabrya 2000 g. № 751 [Russian newspaper. October 4, 2000. No. 751]. URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155 g. Moskva «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya». Rossijskaya gazeta. 25 noyabrya 2013 g. № 6241 (265)[Russian newspaper. November 25, 2013 No. 6241 (265)].

Rogers,C. (1983). Freedom to learn for the 80’s. Columbus; Toronto; London; Sydney: Charles E. Merrill Company, A Bell & Howell Company, 1983. 

Shchennikov, S.A., Teslinov A.G., Chernyavskaya, A.G. (2016, eds.) Innovacionnye processy v obrazovanii. T'yutorstvo: V 2 ch.[Innovative processes in education. Tutoring: in 2 ch.] Ch. 2. Moscow: Yurajt.

Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I. (2017). Cifrovaya situaciya razvitiya mezhpokolencheskih otnoshenij: razryv i vzaimodejstvie mezhdu podrostkami i roditelyami v Internete.Mir psihologii[The world of psychology], 1(89), 134—143.

Tsvetkova, G.V.  (2013). T'yutorskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa. Tekhnologiya smyslopoiskovoj deyatel'nosti[Tutor support of the educational process. Technology of meaning search]. Volgograd: Uchitel'.

T'yutorstvo: koncepcii, tekhnologii, opyt: Yubilejnyj sbornik, posvyashchennyj 10-letiyu t'yutorskih konferencij. 1996—2005[Tutoring: concepts, technologies, experience: Jubilee collection dedicated to the 10th anniversary of tutor conferences. 1996-2005]. Tomsk: Tipografiya «M-Print», 2005. 

For citing this article:

Pogozhina I.N., Simonyan M.S., Agasaryan M.B. (2018). The problem of accom­panying individual trajectories of education in the epoch of digital childhood. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 40-55