Статья
Быстрова Т.Ю., Токарская Л.В., Агильера Г.Р. Возможности гиперреальности в социализации и образовании детей с ментальными нарушениями. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.144-159
Автор(ы): Быстрова Татьяна Юрьевна; Токарская Людмила Валерьевна; Родригес Агильера Гильермо
Аннотация
Актуальность. исследования определяется возрастающим интересом социума к процессу социализации лиц с ментальными нарушениями, определяющим необходимость поиска новых средств и методов их поддержки с опорой на современные технологии.
Цели работы. Определение возможностей использования виртуальной и дополненной реальности в образовательной среде для детей с ментальными нарушениями.
Методики и выборка. Описываются результаты пилотажного исследования, включающего опрос педагогов и оценку восприятия детьми с ментальными нарушениями образов дополненной и виртуальной реальности. Под ментальными нарушениями в статье понимаются расстройства аутистического спектра, сочетающиеся с умственной отсталостью. Всего было опрошено 10 педагогов и 14 детей исследуемой группы.
Результаты. Данные опроса педагогов показали, что дети с ментальными нарушениями испытывают трудности при обработке визуальной информации; им нравится интерактивные формы, например, незавершенные, вовлекающие в достраивание, и они могут быть привязаны к определенным вещам (книгам, местам), что необходимо учитывать при разработке сценариев использования устройств с гиперреальностью.
Данные опроса детей показали, что им нравятся наиболее знакомые предметы, а сложные изображения и неизвестные символы, как правило, не воспринимаются; они склонны обращать внимание на мелкие детали предметов. В основном выбираются изображения с использованием основных цветов и холодных тонов. Наблюдения показали, что дети с ментальными нарушениями ориентируются в интерфейсе незнакомых девайсов быстрее, чем хозяева устройств. Меняя размеры изображения, они, помогают себе найти ответ на поставленный вопрос.
Выводы. Полученные данные подтвердили возможность использования гиперреальности в образовании лиц с ментальными нарушениями, конкретизировали представления об особенностях распознавания образов в условиях виртуальной и дополненной реальности. Особое внимание в работе уделялось характеристикам формы не только образов, но и технических устройств, поскольку дизайн трактуется как «адаптор» образов виртуальной и дополненной реальности к текущему состоянию реципиента.
Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования
PDF: Загрузить
Поступила: 25.07.2019
Принята к публикации: 10.09.2019
Страницы: 144-159
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.144
Ключевые слова: виртуальная реальность; дополненная реальность; гиперреальность; ментальные нарушения; образование; социализация
Доступно в on-line версии с 31.08.2019
Для цитирования статьи:
Быстрова Т.Ю., Токарская Л.В., Агильера Г.Р. Возможности гиперреальности в социализации и образовании детей с ментальными нарушениями. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.144-159