Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков:ценностно-смысловой аспект. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.37-59

Автор(ы): Коньшина Татьяна Михайловна; Пряжников Николай Сергеевич; Садовникова Татьяна Юрьевна

Аннотация

Актуальность. Необходимость изучения самоопределения подростков в условиях значительных социокультурных изменений в России начала XXIв.

Цель. Изучение ценностно-смысловой ориентировки современных российских старшеклассников на этапе предварительного профессионального самоопределения. 

Методы. Методика изучения личной профессиональной перспективы (ЛПП) Н.С. Пряжникова; метод контент-анализа. 

Выборка. 240 учащихся (133 девушки, 107 юношей) 9—11-х классов московских средних общеобразовательных школ в возрасте 14—17 лет. 

Результаты. Анализ ответов подростков на вопросы методики ЛПП показал: 1) в 72.5% ответов респонденты воспринимают честный труд как ценность; 2) в 81.7% ответов подростки признаютнеобходимость и ценность профессионального образования после школы; 3) в 62.8% ответов респонденты высказывают сомнения, а авторы 23.3% высказываний отрицают ценность сложного и квалифицированного труда в России; 4) 57.3% ответов старшеклассников свидетельствуют о готовности уехать из России или о возможности такого решения.

Выводы. 1. В иерархии ценностно-смысловых ориентаций современных старших подростков в сфере предварительного профессионального самоопределения наиболее представлены ценности саморазвития, получения качественного образования, карьерных достижений, личного успеха, перспективы профессионального развития и достойной оплаты труда. 2. Демонстрируя высокий уровень ориентировки в современной социально-экономической ситуации (экономический кризис в России), старшие подростки рассматривают позитивные изменения в обществе как условие признания обществом ценности сложного и квалифицированного труда, ценности честного труда и ценности труда и образования именно в России. 3. В материалах исследования достаточно широко представлены ответы без обоснования, которые могут отражать статус моратория в ценностно-смысловом самоопределении подростков в сфере труда и профессионального образования. 4. Современная экономическая ситуация в России воспринимается обследованными старшими подростками как неблагополучная. Более половины респондентов рассматривают возможность получения образования и/или переезда на постоянное местожительство за границу как вариант своего профессионального будущего.

Разделы журнала: Эмпирические исследования

PDF: /pdf/vestnik_2018_3/vestnik_2018-3_3_Konshina.pdf

Поступила: 08.06.2018

Принята к публикации: 22.06.2018

Страницы: 37-59

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.37

Ключевые слова: старший подростковый возраст; личная профессиональная перспектива; ценности; ценностно-смысловая ориентировка; предварительное профессиональное самоопределение

Доступно в on-line версии с 07.09.2018

Введение

Личностное и профессиональное самоопределениетрадиционно считается центральной задачей развития и ключевым психологическим новообразованием старшего подросткового и юношеского возрастов (Божович, 2008; Карабанова, 2016; Кон, 1994; Эльконин, 2011).

Кризисное состояние общества в РФ, значительные социальные изменения, затронувшие как ведущие институты социализации на этапе подросткового возраста (семью и школу), так и систему высшего профессионального образования, определяют высокий уровень требований к автономии и ответственности личности, ставят перед современными выпускниками школ сложную задачу самоопределения в условиях быстрых социальных изменений (ценностный плюрализм общества, социальная неопределенность, модернизация системы образования и т.д.) (Карабанова, 2018; Asmolov, 2016). Возрастает важность ценностно-смыслового самоопределения личности в различных «пространствах» самоопределения (Пряжников, 2017). Феномен межпоколенческого разрыва в отношениях подростков и родителей (Карабанова, 2016; Коньшина, Садовникова, 2016) создает новые условия самоопределения подростков. Изменения в механизмах передачи опыта между поколениями, в том числе и в сфере выбора профессии и получения образования, приводят, по мнению исследователей, к возникновению рисков в профессиональном самоопределении части популяции подростков и требует организации психологического сопровождения с привлечением и обучением родителей (Арендачук, 2017; Зеленкина и др., 2016).

Период, когда перед личностью стоят задачи выбора профессии (или ее вынужденной смены) и реализации своего выбора, Е.А. Климов (1990, 2004) характеризовал как фазу оптации. Для изучения представлений оптантов об избираемой области трудовой деятельности, способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста им была предложена схема построения «Личного профессионального плана», который должен включать: главную цель, задачи последующих 2—3 лет, более отдаленные цели; пути и средства достижения ближайших целей; внешние препятствия на пути достижения цели; внутренние условия достижения цели; запасные варианты (Климов, 1990). Построение схемы личного профессионального плана Е.А. Климов описывал как мысленное представление будущего, когда оптант активно исследует возможности достижения профессиональной мечты — получения выбранной профессии (Климов, 2004).

 Н.С. Пряжников (1996) дополнил схему Е.А. Климова, введя в нее вопросы, направленные на выявление ценностно-смысловой ориентировки респондентов в сфере профессионального самоопределения. Модифицированный вариант схемы получил название «Личная профессиональная перспектива» (ЛПП). Эта методика, представляющая собой содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения подростка, активноиспользуется в профориентационной работе специалистов в РФ. Позднее методика ЛПП была расширена автором с учетом особенностей современного российского общества (Пряжников, 2016). Новая версия методики содержит 23 вопроса, нацеленных на выявление следующих компонентов ЛПП:

  1. осознание ценности честного труда;
  2. осознание необходимости дальнейшего образования и самообразования;
  3. учет и прогнозирование ситуации в стране (в экономике, политике, на рынке труда);
  4. общая ориентировка в мире профессий (на основе систематизации по определенным признакам и соответствующих типологий);
  5. выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями;
  6. выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов пути к главной цели;
  7. знание выделенных целей: профессий, учебных заведений, мест работы;
  8. представление о своих внутренних возможностях и недостатках, которые могут повлиять на достижение целей;
  9. представление о путях использования возможностей и преодоления недостатков; 
  10. представление о внешних возможностях и препятствиях;
  11. представление о путях использования внешних возможностей и преодоления внешних препятствий на пути к целям;
  12. система резервных вариантов выбора;
  13. реальные действия по достижению целей;
  14. готовность к корректировке планов и перспектив по мере получения новой информации и изменения самой личности;
  15. нахождение личностных смыслов в конкретных профессиональных выборах, планах и перспективах (Там же).

Стержнем, «ядром» и профессиональных планов, и профессиональных перспектив, и конкретных карьерных выборов является ценностно-смысловая сфера (Зеер, Рудей,2008; Карабанова, 2016; Климов, 2004; Пряжников, 2016;Helkama, 2004). Иерархию ценностных ориентаций (ЦО) личности определяют особенности социальной ситуации развития (Л.С. Выготский, О.А. Карабанова). Структура ЦО современных российских подростков и юношей отличается выраженной ориентацией на достижения и личный успех при снижении значимости заботы о благополучии других людей и общества (Буреломова, 2013; Молчанов, 2016; Karabanova,Bukhalenkova, 2016). Ценностная система российских подростков отражает изменения, происшедшие в социуме. Современные старшеклассники ориентированы на достижение личного благополучия, которое связано в их представлении с профессиональной компетентностью, саморазвитием, самореализацией, собственным материальным благополучием и социальным признанием (Белинская, Тихомандрицкая, 2012; Буреломова, 2013; Садовникова, 2016). На первый план начинают выдвигаться интеллектуальные ценности, затем волевые и соматические (Feldstein,2011). Характер осознания ценностей как значимых и доступных специфически связан с типом преобладающей мотивации подростка (мотивацией достижения, учебно-познавательной мотивацией, мотивацией аффилиации, престижа и конкуренции) (Вартанова, 2016). ЦО выступают и как критерий, и как движущая сила профессионального самоопределения (Головаха, 2000; Закревская, 2015; Коньшина, Садовникова, 2016; Молчанов, 2016; Садовникова, 2016).

Цель данной работы состояла в изучении ценностно-смыслового аспекта ЛПП в контексте предварительного профессионального самоопределения современных российских старших подростков.

Метод исследования —контент-анализ (Богомолова и др., 2006) ответов респондентов на 4 вопроса методики ЛПП, направленных на выявление их ценностно-смысловой ориентировки в разных сферах профессионального самоопределения (табл. 1).

Выборка. 240 учащихся 9—11-х классов средних общеобразовательных школ г. Москвы в возрасте 15—18 лет(M=15.87;SD=0.895): 66 (27.5%) девятиклассников, 98 (40.8%) десятиклассников и 76 (31.7%) одиннадцатиклассников. Гендерный состав выборки: 133 девушки (55.4 %) и 107 юношей (44.6 %). Исследование проведено в 2016 г.

Таблица 1

Вопросы методики ЛПП, отражающие ценностно-смысловой аспект предварительного профессионального самоопределения подростков (ППСП)

Номер и содержание вопроса методики ЛПП

Ценностно-смысловой аспект ППСП

1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему вы так считаете («да» или «нет»)?

Осознание ценности честного труда — ценностно-нравственная основа профессионального самоопределения 

2. Стоит ли учиться после окончания школы, ведь можно и так устроиться на работу? Почему («да» или «нет»)?

Осознание необходимости и ценности профессионального образования после школы 

3. Когда, по-вашему, наступят лучшие времена (когда за сложный и квалифицированный труд будут хорошо платить)? Кратко обоснуйте свои прогнозы.

Смысл и ценность сложного и квалифицированного труда; общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения 

13. Собираетесь ли вы в перспективе уехать в другие страны? Почему?

Смысл и ценность труда и образования в России или за рубежом 

Результаты

Ввиду того, что некоторые респонденты иногда давали более одного ответа, количество ответов на отдельные вопросы не совпадает с количеством участников исследования.

1. О ценности честного труда

Методом контент-анализа было выделено 258 ответов 240 респондентов на вопрос № 1 методики ЛПП: «СтОит ли в наше время честно трудиться? Почему вы так считаете («да» или «нет»)?» Выявлено 4 типа ответов: «да», «и да, и нет», «нет», «отсутствие ответа». 187 ответов респондентов (72.5%) отнесены нами к типу «да»; 35 ответов (13.5%) — к типу «нет». Т.е. в обследованной выборке старшеклассников преобладают ответы, показывающие, что респонденты воспринимают честный труд как ценность. При этом вызывает тревогу выявление группы подростков, не считающих честный труд ценностью.

Из табл. 2, где представлены категории смыслового обоснования ответов «да» и «нет» на этот вопрос, видно, что авторы примерно трети положительных ответов (34.2%) и примерно шестой части отрицательных (17.1%) никак не аргументировали свое мнение. Отсутствие обоснований связано с возрастными особенностями старшего подросткового возраста: рефлексия формируется как возрастное новообразование на протяжении всего периода подростничества (Д.Б. Эльконин, И.С. Кон). Эмпирически показано, что преобладающими статусами идентичности в профессиональной сфере в подростковом возрасте являются «мораторий», «предрешение» и «диффузная идентичность» (Карабанова, 2016; Коньшина, Садовникова, 2016). Лаконичный ответ может отражать социальную норму, присвоенную без рефлексии и кризиса выбора, т.е. по типу «предрешения». Возможно также, что несколько прямолинейная формулировка вопроса ориентирует подростков на следование принципу социальной желательности.

Таблица 2

Примеры ответов для выделенных категорий обоснования ответов «ДА» и «НЕТ»

на вопрос № 1 ЛПП о ценности честного труда

№ п/п

Категории обоснования

Кол-во ответов (%)

Примеры ответов

Ответ «ДА»

1

Нет обоснования

64 (34.2)

«Думаю да» (дев., 15 лет, 9 кл.); «Да» (юн., 15 лет, 10 кл.); «Стоит» (юн., 17 лет, 11 кл.).

2

Самоуважение, саморазвитие

37 (19.8)

«Трудиться стоит в любое время, как минимум для саморазвития» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Да, это идет от воспитания, всегда, здорово осознавать, что ты честно выполнил свою работу и тебе за нее не стыдно» (юн., 17 лет, 11 кл.).

3

Моральный императив

31 (16.6)

«Мне кажется да. “Учение и труд всё перетрут”» (дев., 14 лет, 9 кл.); «Честно трудиться надо во все времена!» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Да, потому что иначе нельзя» (дев., 17 лет, 11 кл.). 

4

Благо общества

23 (12.3)

«Да, для общественного развития» (дев., 15 лет, 9 кл.); «Да. Т.к. честный труд принесет намного более лучший результат и принесет пользу обществу» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Да. Честный труд хорошо влияет на общество» (дев., 17 лет, 11 кл.). 

5

Успех, карьера

18 (9.6)

«Да. Если ты хорошо трудишься, то будешь востребован» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Да, так как только так можно преуспеть» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Да, чтобы добиться чего-то в жизни, добиться своих поставленных целей в жизни» (юн., 16 лет, 11 кл.).

6

Награда, поощрение

10 (5.4)

«Да. Так как чест. труд всегда награждается» (дев., 14 лет, 9 кл.); «Да, потому что мне кажется, что честность награждается» (дев., 15 лет, 10 кл.); «Да, чтобы в последствии заработать деньги» (дев., 17 лет, 11 кл.).

7

Социальный контроль

4 (2.1)

«Да. Потому-что к НЕ честному труду можно отнести незаконные виды деятельности» (юн., 14 лет, 9 кл.); «Стоит. Да. Меньше шансов попать в места заключения и можно спать по ночам» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Да, т.к. современные законодательства следят за нелегальностью труда» (дев., 17 лет, 11 кл.).

Ответ «НЕТ»

1

Ситуация в обществе 

20 (57.2)

«Нет, не стоит. В частности в России, многие вопросы решаются за деньги, есть деньги, есть и в какой-то степени власть» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Нет. Всё можно купить» (дев., 17 лет, 10 кл.); «Нет, ворам всегда солнце светит все обманывают» (юн., 16 лет, 11 кл.).

2

Личное благополучие 

 

9 (25.7)

«Не стоит, ведь это редко приносит счастье» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Чтобы облегчить себе жизнь, нужно уметь лавировать» (дев., 15 лет, 10 кл.); «Нет, не имеет смысла» (юн., 18 лет, 11 кл.).

3

Нет обоснования

6 (17.1)

«Нет» (юн., 16 лет, 9 кл.); «Нет» (дев., 16 лет, 10 кл.).

Примечание. Пунктуация и орфография в ответах респондентов сохранены.

Пятую часть (19.8%) ответов «да» можно интерпретировать как внутреннее признание ценности, т.е. важности и значимости честного труда для саморазвитияи самоуважения, что свидетельствует о внутреннем локусе контроля респондентов. Такие обоснования, как моральный императиви стремление к успеху в жизни, а также желание принести пользу обществу, также можно отнести к внутренне присвоенной ценности честного труда. Однако в части высказываний, содержащих положительный ответ, респонденты рассчитывают на награду, поощрение за честный трудили ссылаются на социальный контроль, что можно расценить как внешний локус контроля.

Авторы ответов «нет» преимущественно объясняют свой выбор отсутствием социального контроля, т.е. внешними обстоятельствами. Существуют и высказывания, обоснованные отсутствием личного смыслав честном труде.

2.  О необходимости и ценности профессионального образования после школы

Методом контент-анализа было выделено 257 ответов 240 респондентов на вопрос № 2 методики ЛПП: «СтОитли учиться после окончания школы, ведь можно и так устроиться на работу? Почему («да» или «нет»)?» 210 (81.7%) ответов были квалифицированы как положительные («да»); 25 (9.7%) — как амбивалентные («и да, и нет»), 6 (2.4%) — как отрицательные («нет») и 16 (6.2%) — как отсутствие ответа. Таким образом, можно утверждать, что для большинства обследованных старшеклассников высшее образование является ценностью.

Из табл.3,где представлены категории обоснования ответа «да» на этот вопрос, видно, что значительная часть положительных ответов обосновывается стремлением респондентов к саморазвитию и знаниям, признанием важности высшего образования для дальнейшего трудоустройства и успешного построения карьеры, желанием принести пользу обществу.

У респондентов, давших амбивалентный ответ(«и да, и нет»), наиболее представлены категории обоснования «зависит от человека или ситуации»(52.0%), «если этого требует общество» (20.0%), «можно совмещать работу и учебу»(12.0%).

Таким образом, абсолютное большинство респондентов считают важным и необходимым получение высшего и профессионального образования после окончания школы. Амбивалентные ответы апеллируют к сложившейся в обществе РФ ситуации или к особенностям положения семьи подростка и уникальности личностного выбора человека. Интересно, что пятая часть респондентов, не давших однозначного ответа, признают, что высшее образование — ценность и требование современного общества, однако не пишут об этой ценности для себя лично.

Таблица 3

Примеры ответов для категорий обоснования ответа «ДА» на вопрос № 2 ЛПП о ценности высшего образования

№ п/п

Категории обоснования

Кол-во ответов

(%)

Примеры ответов

1

Ценности саморазвития, знаний

61 (29.0)

«Да, чтобы повысить уровень знаний» (дев., 14 лет, 9 кл.); «Да, т.к. нужно всё время совершенствоваться» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Да, саморазвитие никогда не мешало человеку» (юн., 17 лет, 11 кл.).

2

Трудоустройство и карьера

59 (28.1)

«Да, без высшего трудно устроиться на хорошую работу» (юн., 14 лет, 9 кл.); «Да. Сейчас, без высшего образования никуда не примут» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Высш. образование даёт право идти по карьерному росту» (юн., 17 лет, 11 кл.).

3

Моральный императив

34 (16.2)

«Стоит, ведь работа должна быть высокооплачиваемой» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Да, образование — это “социальный лифт”, кроме того образование даёт возможность на успешное будущее» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Да. Высшее образование обеспечит лучшее положение в обществе и заработную плату» (дев., 17 лет, 11 кл.).

4

Нет обоснования

34 (16.2)

«Да» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Стоит учиться» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Да, стоит» (дев., 17 лет, 11 кл.).

5

Высшее образование как ценность

19 (9.1)

«Ты никому не нужен со средним образованием» (дев., 15 лет, 9 кл.); «Да, для получения высшего образования» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Да, родители хотят, чтобы у меня было высшее образование» (дев., 17 лет, 11 кл.). 

6

Благо общества

3 (16.2)

«Стоит. Чтобы уметь качественно выполнять свои обязанности» (дев., 15 лет, 9 кл.); «Да, стоит, если есть желание принести максимальную пользу обществу» (юн., 15 лет, 10 кл.).

3. О ценности сложного и квалифицированного труда в современном российском обществе

Методом контент-анализа было выделено 245 ответов 240 подростков на вопрос № 3 методики ЛПП: «Когда, по-вашему, наступят лучшие времена (когда за сложный и квалифицированный труд будут хорошо платить)? Кратко обоснуйте свои прогнозы». В ответах на этот вопрос респонденты выразили широкий спектр мнений: «уже сейчас», «скоро», «нескоро», «никогда», «при условии…», «не знаю», отсутствие ответа.

Авторы 12 ответов (4.9%) считают, что в России квалифицированный труд ценится уже сейчас. Примеры (орфография и пунктуация сохранены): «За труд физический не знаю. За умственный вроде и так хорошо платят» (юн., 16 лет, 9 кл.); «Они уже наступили, ведь квалиф и слож труд всегда хорошо ценился» (юн., 15 лет, 10 кл.); «Я считаю, что хорошим специалистам (научным исследователям) хорошо платят, особенно при владении иностранным языком и имением работы заграницей» (дев., 16 лет, 11 кл.).

Авторы 22 ответов (9.0%) считают, что лучшие времена настанут скоро. Из них более половины (14 ответов)не стали обосновывать свое мнение, а авторы 8 ответов предположили, что можно ожидать скорых изменений в обществе, правительстве или состоянии экономики, которые позволят повысить ценность качественного труда. Примеры: «Через 20 лет, когда российская экономика поднимется» (юн., 14 лет, 9 кл.); «В скором будущем, когда люди поймут что эти профессии важны» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Возможно, это произойдет в 2020 году. Или же когда будет смена президента» (юн., 17 лет, 11 кл.).

Предположение, что ценность качественного труда повысится в России нескоро, содержится в 18 ответах (7.4%). В 11 из них нет обоснования (например: «Я не заглядывала так далеко» — дев., 15 лет, 9 кл.; «В далеком будущем» — юн., 15 лет, 10 кл.; «Думаю, не скоро» — дев., 17 лет, 11 кл.). Авторы еще 7 ответов выражают осторожную надежду на то, что ситуация должна измениться со временем, хотя, возможно, это время — отдаленное будущее. Примеры: «Не думаю, что скоро, т.к. экономическая ситуация в РФ не из лучших» (дев., 14 лет, 9 кл.); «Не скоро. Люди, которые могут на это повлиять, мало вовлечены в процесс или не заинтересованы вовсе» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Очень нескоро. Труд очень сильно обесценен сейчас, и, думаю, когда у нас в стране всё с экономикой будет в порядке, тогда и оцениваться труд будет лучше» (юн., 17 лет, 11 кл.). 

57 ответов (23.3%) отнесены к типу никогда. Из табл. 4, где представлены примеры и категории обоснования ответов этого типа на вопрос № 3, видно, что некоторые высказывания респондентов очень эмоциональны, имеют негативную окраску и свидетельствуют о пессимистичной оценке возможности признания ценности профессионализма в России.

В 64 ответах (26%) содержалось указание на условие, при котором квалифицированный труд станет ценным для российского общества. Примеры: «когда люди перестанут думать только о себе, и будут оценивать людей по их заслугам» (дев., 15 лет, 9 кл.); «Когда люди почувствуют на своей “шкуре” всю несправедливость» (дев., 15 лет, 10 кл.), «наступят лучшие времена, когда в стране будут больше получать зарплату люди с важной для жизни профессией, а не клоуны из телевизора» (юн., 17 лет, 11 кл.).

Ответ не знаюбыл зафиксирован в 27 случаях (11%); отказ от ответа — в 45 (18.37%). Неготовность подростка дать определенный ответ, возможно, связана с не полностью решенной задачей ценностного самоопределения на данном возрастном этапе, а также с невысоким уровнем ориентировки в социально-экономической ситуации в мире и в России (Sadovnikova, 2017).

Таблица 4

Примеры ответов для категорий обоснования ответа «Никогда» на вопрос № 3 методики ЛПП о ценности сложного и квалифицированного труда в РФ

№ п/п

Категории обоснования

Кол-во ответов

(%)

Примеры ответов

1

Нет обоснования

22 (38.6)

«НИ-КО-ГДА!» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Никогда :(» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Никогда» (юн., 16 лет, 11 кл.).

2

Проблема в современном обществе  (в мире)

20 (35.1)

«Как мне кажется — никогда. Систему сложно сломить» (дев., 15 лет, 9 кл.); «никогда, т.к. люди порочные существа (дев., 16 лет, 10 кл.); «Такое не случится, пока действует капиталистическая система (капитал сосредоточен у незаинтересованных лиц)» (юн., 16 лет, 11 кл.).

3

В России — никогда (невозможно именно в России)

8 (14.0)

«В России? Когда солнце взойдет на Западе, горы уступят рекам, и ветер подует в другую сторону» (дев., 15 лет, 9 кл.); «В России: никогда» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Никогда. По крайней мере, в нашей стране — точно. Правительство, играющее в чехарду, ничего не изменит» (юн., 18 лет, 11 кл.).

4

Это невозможно в принципе, по каким-либо причинам

7 (12.3)

«Никогда, ведь в скором времени все заменит робототехника» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Никогда не наступит. Лучших времен небывает» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Думаю, никогда. Это такой баланс, который нарушать нельзя» (дев., 17 лет, 11 кл.).

В целом восприятие нашими респондентами ситуации в современном российском обществе нельзя назвать оптимистичным. Более половины ответов (62.8%) свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что респонденты сомневаются в ценности сложного и квалифицированного труда в РФ и соответственно в возможности его достойной оплаты (типы ответов «не скоро», «при условии», «не знаю», «отсутствие ответа»). А 23.3% ответов «никогда» прямо указывают на то, что респонденты не верят в наступление «лучших времен».

4.О смысле и ценности труда и образования в России или за рубежом

Методом контент-анализа был выделен 241 ответ 240 респондентов на вопрос № 13 ЛПП: «Собираетесь ли вы в перспективе уехать в другие страны? Почему?»

81 ответ (33.6%) был квалифицирован как положительный («да»), 73 (30.6%) — как отрицательные («нет»),57 (23.7%) содержали слово «возможно» или указание на некоторое условие, при котором переезд станет вероятен, 18 респондентов (7.5%) отказались отвечать. Таким образом, более половины респондентов (57.3%) или уже готовы уехать из России, или рассматривают возможность такого решения, а 30.2% не имеют таких планов.

Из табл. 5,где представлены категории и примеры обоснований ответов «да», «нет» и «возможно» на данный вопрос, видно, что главной причиной возможного переезда за рубеж старшеклассники считают более высокий уровень жизни за границей, чем в России, более качественное образование и признание ценности квалифицированного труда.В 43.8% ответов «нет» обоснования отсутствуют, а в 34.2% случаев основанием решения «не уезжать» выступает любовь к России.

Основными мотивами эмиграции у старшеклассников, по нашим данным, являются профессиональная самореализация и достижение материального благополучия. Ответы «без обоснования» мы интерпретируем как низкий уровень осознанности своей жизненной ситуации подростком, незнание реальных возможностей получения образования и недостаточную ориентировку в ситуации начального этапа профессиональной деятельности в современном обществе РФ. В целом полученные данные выглядят тревожно и свидетельствуют о важности задачи формирования гражданской идентичности старшеклассников в рамках психолого-педагогического сопровождения их профессионального самоопределения.

Таблица 5

Примеры высказываний для категорий обоснования ответов «ДА», «ВОЗМОЖНО», «НЕТ» на вопрос № 13 методики ЛПП

№ п/п

Категории обоснования

Кол-во ответов

(%)

Примеры ответов

Ответ «ДА»

1

За границей лучше, чем в России — там ценят труд и лучше образование

57 (70.4)

Да, Россия не перспективна» (дев., 14 лет, 9 кл.); «Да. Чтобы получить достойное образование, которое будут принимать в остальных странах для подтверждения квалификации» (дев., 15 лет, 9 кл.); «Да, там больше зарплаты и условия» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Собираюсь, в других странах жить лучше, чем в Москве (деньги, люди, климат)» (дев., 17 лет, 11 кл.); «В Америку, там врачей больше ценят» (юн., 15 лет, 9 кл.); «в Германию, для проф. квалификации» (дев., 16 лет, 10 кл.).

2

Опыт, учеба,  работа

16 (19.8)

«На некоторое время, для расширения кругозора и обучения» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Да, чтобы построить свою карьеру (юн., 16 лет, 10 кл.), «да, собираюсь. Чтобы продолжить образование» (дев., 17 лет, 11 кл.).

3

Нет обоснования

8 (9.9)

«уже» (юн., 14 лет, 9 кл.), «да» (дев., 15 лет, 10 кл.), «Да» (юн., 16 лет, 11 кл.).

Ответ «ВОЗМОЖНО»

1

Только на время: расширить кругозор

24 (42.1)

«Да. Чтобы увидеть мир» (дев., 15 лет, 9 кл.); «Я бы не хотела уехать из России, но на год или на 2, почему бы и нет» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Очень бы хотелось: хочется увидеть мир и познакомиться с разными людьми, узнать культуру и традиции других стран» (юн., 17 лет, 11 кл.).

2

За границей выше уровень жизни, лучше перспективы

15 (26.3)

«Может быть. Для поиска лучшей жизни» (дев., 15 лет, 9 кл.); «У немцев может быть. Там уровень жизни пенсии, как у нас зарплаты выше» (юн., 15 лет, 10 кл.); «возможно, в других странах перспективы больше» (юн., 17 лет, 11 кл.).

3

Если смогу

9 (15.8)

«Не знаю смогу ли, но хотелось бы» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Возможно, если будут позволять средства для переезда, проживания и возможности найти работу» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Хотелось бы, но я не настолько хорошо знаю английский язык» (дев., 17 лет, 11 кл.).

4

Нет обоснования

8 (14.0)

«возможно» (дев., 15 лет, 9 кл.); «может быть» (дев., 16 лет, 10 кл.), «возможно, может» (юн., 17 лет, 11 кл.).

Ответ «НЕТ»

1

Нет обоснования

32 (43.8)

«НЕТ» (юн., 15 лет, 9 кл.); «нет» (дев., 16 лет, 10 кл.); «нет, не собираюсь» (дев., 17 лет, 11 кл.).

2

Люблю Россию

25 (34.2)

«Нет не собираюсь; я патриот своей страны» (юн., 14 лет, 9 кл.); «Нет, люблю Россию» (юн., 15 лет, 10 кл.); «Нет, в России мне хорошо живется» (дев., 17 лет, 11 кл.).

3

Не вижу смысла

5 (6.8)

«нет, не за чем» (юн., 14 лет, 9 кл.); «нет, а зачем?» (юн., 16 лет, 10 кл.), «нет, зачем» (юн., 17 лет, 11 кл.).

4

Нет возможности

5 (6.8)

«Нет. Там дорого. Лень, ступор, комплексы» (дев., 15 лет, 9 кл.); «нет, нету денег» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Нет, не собираюсь. Проблемы с английским языком» (юн., 17 лет, 11 кл.).

5

Здесь семья, друзья

4 (5.5)

«Бывают обстоятельства при которых приходится, но большого желания нет. В России вся моя семья — и я могу получить образование только в России» (дев., 15 лет, 9 кл.); «Нет, здесь мои друзья и мама» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Нет, вся моя семья живет в РФ» (юн., 17 лет, 11 кл.).

6

В России — лучше

2 (2.7)

«нет. В среде комиксов Россия пока слаба, и потому здесь не будет особо жесткой конкуренции» (дев., 14 лет, 9 кл.); «Нет, не очень там любят русских, а я иностранцев недолюбливаю» (юн., 16 лет, 11 кл.).

Обсуждение результатов

Для большинства обследованных нами старших подростков честный труд является ценностью. В основе такого выбора лежит стремление к самоуважению и саморазвитию. Такие обоснования, как моральный императив (ценность «честность») и стремление к успехув жизни, а также желание принести пользу обществу также можно отнести к присвоенной ценности честного труда. Наши результаты во многом согласуются с данными исследования представлений подростков о том, какими личностными качествами должен обладать выпускник школы (Собкин и др., 2010): «культурный образованный человек» (52.7%) (ценность образования), «добросовестный дисциплинированный работник» (29.7%) (ценность честного труда), «человек, добивающийся в жизни своего» (20.0%) (ценность самореализации и достижения успеха).

У части подростков выявлена связь представлений о ценности честного труда с внешним локусом контроля. Так, некоторые авторы ответов «да» рассчитывают на награду, поощрение за честный труд или ссылаются на социальный контроль. Подростки, которые не считают честный труд ценностью, указывают на отсутствие социального контроля в обществе РФ или отсутствие личного смысла в честном труде. Полученные данные «перекликаются» с результатами работ других авторов. По данным упомянутого выше исследования В.С. Собкина и коллег, подростки более ориентированы на роль исполнителя, чем на проявление творческой активности, а также больше ценят возможность добиваться своих целей, чем умение взять на себя ответственность. При исследовании связи развития личностной автономии подростков и их ответственности были выделены группы испытуемых с разным уровнем развития ответственности (Молчанов и др., 2017). Многие современные исследователи отмечают изменение характера детства (Поливанова, 2011; Feldstein, 2011). Сложность самоопределения личности в современном мире приводит к удлинению периода детства (Толстых, 2015). Безусловно, условия взросления отражаются в особенностях профессионального самоопределения современных подростков.

Согласно нашим данным высшее профессиональное образование является внутренней, присвоенной и осознанной ценностью для большинства участников исследования. Значительная часть подростков руководствуется стремлением к саморазвитию и знаниям, соображениями трудоустройства и построения карьеры, нацеленностью на успешность в жизни, желанием принести пользу обществу. Однако есть и ответы, отражающие ориентацию подростков на ценности, не связанные с познанием и саморазвитием, напримерна материальное благополучие и социальное одобрениеЧасть испытуемых считают, что высшее образование важно не всегда, а при выполнении некоторых условий. Большинство из них считают, что выбор в пользу высшего образования после окончания школы зависит от человека или ситуации. Пятая часть испытуемых, не давших однозначного ответа, признают, что высшее образование — ценность и требование современного общества, т.е. демонстрируют ее осознание на уровне социальных нормативов, однако не делают такой выбор в своей жизни. Результаты отражают статус моратория в формировании профессиональной идентичности подростков, низкий уровень их психологической готовности к профессиональному самоопределению (Арон, 2017; Карабанова, 2016; Коньшина, Садовникова, 2016).

БОльшая часть участников нашего исследования продемонстрировала высокую ориентировку в социально-экономической ситуации в РФ. Более половины подростков высказали сомнения в ценности сложного и квалифицированного труда в России, причем около половины из нихдопустили возможность «положительных сдвигов», например, достойной оплаты такого труда, связывая их с решением проблемсовременного российского общества. Авторы почти четверти высказываний, однако, считают, что перемены невозможны. Более оптимистичные прогнозы принадлежат немногочисленной группе респондентов, считающей, что «хорошие времена» настанут скороили уже настали. Разнообразие мнений характерно для современного общества в РФ (Asmolov, 2013; Молчанов и др., 2017). Принадлежность к разным социальным стратам семей подростков определяет разный личный опыт старшеклассников, формирование ценностей которых определяется и «призмой» личного опыта (Арон, 2013; Буреломова, 2013; Пряжников, 2017).

Более половины респондентов рассматривают переезд за границу как вариант развития своей профессиональной и личной жизни. Основной причиной такого решения испытуемые называют более высокий уровень жизни за границей, чем в России. Почти треть респондентов не планируют уезжать из России.

Значительные социокультурные изменения в РФ, проникновение информационных технологий во все сферы жизни, повышение уровня жизни сделали реальным выбор возможности обучения и работы за рубежом для выпускников школ, и эта возможность оказывается важной составляющей при построении жизненных планов современными подростками. Часть ответов указывает на существование причин, которые делают невозможным (или затрудненным) планирование отъезда в другие страны: недостаточный уровень знания иностранного языка, невозможность материальной поддержки со стороны родителей и т.д. По данным В.С. Собкина и Т.А. Мурсалиева (2011), подростки из более обеспеченных семей, с более высоким уровнем образования обоих родителей, чаще задумываются о возможности переезда в другие страны.

Выводы

  1. В иерархии ценностно-смысловых ориентаций современных старших подростков в сфере предварительного профессионального самоопределения наиболее представлены ценности саморазвития, получения качественного образования, карьерных достижений, личного успеха, перспективы профессионального развития и достойной оплаты труда.

  2. Демонстрируя высокий уровень ориентировки в современной социально-экономической ситуации (экономический кризис), российские старшие подростки рассматривают позитивные изменения в обществе как условие признания обществом ценности сложного и квалифицированного труда, ценности честного труда и ценности труда и образования именно в России.

  3. В материалах исследования достаточно широко представлены ответы без обоснования, которые могут отражать статус моратория в ценностно-смысловом самоопределении подростков в сфере труда и профессионального образования.

  4. Современная экономическая ситуация в России воспринимается обследованными старшими подростками как неблагополучная. Более половины респондентов рассматривают возможность получения образования и/или переезда на постоянное местожительство за границу как вариант своего профессионального будущего.

Список литературы

Арендачук И.В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 1 (17). С. 70—76.

Арон И.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. 2013. № 3 (11). С. 20—27.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Проблемы социализации: история и современность: учеб. пособие. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013.

Богомолова Н.Н., Малышева Н.Г., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ // Социальная психология: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Т.В. Фоломеевой. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 131—163.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. [и др.]: Питер, 2008. (Серия Мастера психологии).

Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2013.

Вартанова И.И.Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников // Национальный психологический журнал. 2016. № 4 (24). С. 115—121.

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. С. 256—269.

Закревская О.В. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2015. 

Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008.

Зеленкина Т.Д., Пряжникова Е.Ю., Сергеева М.Г. Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников. Курск: Региональный финансово-экономический ин-т, 2016.

Карабанова О.А. Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2016. № 3. С. 54—62.

Карабанова О.А. Семья как пространство развития личности // Мир психологии. 2018. № 1. С. 37—45.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Просвещение,1990.

Климов Е.А. Введение в психологию труда: учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Моск. ун-та; Академия, 2004.

Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1994.

Коньшина Т.М., Садовникова Т.Ю. Привязанность к матери и идентичность старших подростков в сфере профессионального самоопределения // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 189—198.

Молчанов С.В. Морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2016. № 3. С. 81—86.

Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Запуниди А.А.Личностная авто­номия как фактор развития ответственности подростков // Национальный психологический журнал. 2017. № 1 (25). С. 82—88.

Поливанова К.Н. Изменение детства: проверка гипотезы // На пороге взросления: Сборник тезисов участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития / Науч. ред. Л.Ф. Обухова, И. Корепанова. М.: МГППУ, 2011. С. 48—60.

Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Дисс. ... докт. пед. наук. Екатеринбург, 1996. 

Пряжников Н.С. Профориентология: Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2016.

Пряжников Н.С.Методы ориентировки в психологических «пространствах» самоопределе­ния // Национальный психологический журнал. 2017. № 3 (27). С. 144—150.

Садовникова Т.Ю. Ценностные основания и социально-экономические условия самоопределения современных российских подростков в сфере труда // Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 12—15 октября 2016 г.) / Под ред. Ю.П. Зинченко, А.Б. Леоновой, О.Г. Носковой. М.: ООО «Акрополь», 2016. Электронное издание — 1 CD (17 Mb) ISBN 978-5-98807-076-4. С. 900—904.

Собкин В.С., Буреломова А.С., Смыслова М.М. Идеалы современного российского подростка // Образовательная политика. 2010. № 9—10. С. 59—64.

Собкин В.С., Мурсалиев Т.А. Эмиграционные планы старшеклассников (по материалам опроса старшеклассников Москвы и Риги) // Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). С. 126—130.

Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 7—24.

Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. учреждений  высш. проф. образования. М.: Академия, 2011.

 

Asmolov A.G. Psychology of modernity as a social situation of development: Challenges of uncertainty, complexity and diversity // Procedia — social and behavioral sciences. 2016. N 233. P. 27—34. doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.122

Feldstein D.I. A changing child in changing world: Psychological and educational problems of the new school // Psychology in Russia: State of the Art. 2011. N 4. P. 383—396. https://doi.org/10.11621/pir.2011.0026

Helkama K. Values, role-taking and empathy in moral development // Nouvelle revue do psychologie sociale. 2004. Vol. 3. N 1—2. P. 103—111.

Karabanova O.A., Bukhalenkova D.A. Perception of success in adolescents // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2016. N 233. P. 13—17. doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.116

Sadovnikova T.Yu. Adolescents’ economic socialization in the modern Russia: Experience of investigation // 18th European Conference on Developmental Psychology (ECDP2017). Utrecht, Netherlands, 29 August – 1 September, 2017. Abstract book. P. 447—448.

Для цитирования статьи:

Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков:ценностно-смысловой аспект. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.37-59