Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Семенов И.Н. Вклад А.Н. Леонтьева в развитие психологии мышления, инженерной психологии и эргономики. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.3-20

Автор(ы): Семенов И.Н.

Аннотация

Актуальность. Научная и научно-организационная деятельность психолога с мировым именем А.Н. Леонтьева вызывает постоянный интерес специалистов в области человекознания, методологов и историков психологии. В связи с 115-летним юбилеем этого выдающегося ученого представляется актуальным напомнить читателям о малоизученных аспектах его жизнетворчества.

Цель. Описание вклада А.Н. Леонтьева в разработку инженерно-психологических, эргономических и рефлексивно-акмеологических проблем в 1950—1970-х гг.

Методы. Науковедческий анализ с позиций рефлексивной психологии и персонологии; методологический анализ.

Результаты. Подробно освещены недостаточно отраженные в историко-научной литературе аспекты научного наследия А.Н. Леонтьева, такие как его фундаментальные исследования продуктивного мышления и научной деятельности, а также прикладные разработки в области инженерной психологии и эргономики. Показан фундаментальный вклад ученого в современное человекознание и в институциональное строительство психологической науки.

Выводы. Научное творчество А.Н. Леонтьева в сфере психологии носит междисциплинарный характер, поскольку в нем синтезированы методологические ориентациисовременного человекознания — естественно-научная, технико-кибернетическая, социогуманитарная. Венцом огромной научно-организационной деятельности А.Н. Леонтьева стала масштабная институциализация отечественной психологии, которая потребовала от него не меньше прозорливости и интуиции, ума и воли, дипломатии и энергии, чем его выдающаяся творческая деятельность на ниве человекознания в сфере философии, психологии, эргономики и педагогики.

Разделы журнала: К 115-летию со дня рождения Алексея Николаевича Леонтьева (1903—1979)

PDF: /pdf/vestnik_2018_3/vestnik_2018-3_1_Semenov.pdf

Поступила: 20.06.2018

Принята к публикации: 04.07.2018

Страницы: 3-20

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.03

Ключевые слова: А.Н. Леонтьев; персонология; психология; философия; методология; деятельность; мышление; эргономика; науковедение

Доступно в on-line версии с 07.09.2018

Введение

Научная деятельность и жизненный путь Алексея Николаевича Леонтьева (1903—1979) — психолога с мировым именем, многолетнего лидера советской психологии, создателя психологической теории деятельности, основателя факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова — многократно и глубоко анализировались (см., напр.: А.Н. Леонтьев и современная психология…, 1983; Леонтьев и др., 2005; Леонтьев [электронный ресурс]). Наиболее разносторонний и тщательный анализ трудов А.Н. Леонтьева принадлежит его научной династии (сын А.А. Леонтьев и внук Д.А. Леонтьев), соратникам по культурно-исторической психологии (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин), последователям в созданной им общепсихологической школе (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, В.А. Иванников, C.Д. Смирнов, О.К. Тихомиров и мн. др.), а также дискутирующим оппонентам (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов).

Естественно, что достижения теории деятельности А.Н. Леонтьева учитывались в различных психологических концепциях, в том числе в научных школах психологии научного творчества М.Г. Ярошевского и психологии творческого мышления Я.А. Пономарева, а также в школе инженерной психологии и эргономики В.П. Зинченко и В.М. Мунипова. Поскольку последние два направления развития идей А.Н. Леонтьева недостаточно подробно отражены в историко-психологических работах, то представляется актуальным обратиться к их науковедческой рефлексии и методологическому анализу.

Роль А.Н. Леонтьева в развитии советской психологии познавательной деятельности и продуктивного мышления

К изучению мышления А.Н. Леонтьев испытывал интерес в течение всей своей научной жизни: от первой публикации по тестологии «практического интеллекта» (Леонтьев, 1929) через характеристику умственного развития ребенка (Леонтьев, 1950) и фундаментальную статью «Мышление» в «Философской энциклопедии» (Леонтьев, 1964) до последнего прижизненного сборника по познавательной деятельности (Психология…, 1978) и посмертных статей о соотношении логического и психологического аспектов мышления (Леонтьев, 2003). Эволюция представлений А.Н. Леонтьева о психологических механизмах мышления имеет свою логику развития, которая формировалась в опоре на классическую психологию мышления, достижения культурно-исторической традиции и в конструктивной оппозиции к школе С.Л. Рубинштейна.

Изучение мыслительных процессов имеет богатую философско-научную традицию как в мировой (ассоцианизм, бихевиоризм, Вюрцбургская школа, гештальтизм, пиажизм, когнитивизм), так и в отечественной психологии (А.А. Потебня, И.М. Сеченов, Н.Я. Грот, Н.О. Лосский, Г.Г. Шпет, И.И. Лапшин и др.). Однако к началу занятий А.Н. Леонтьева наукой в 1920-е гг. психология делала лишь первые шаги (М. Вертгеймер, О. Зельц, К. Дункер, Ж. Пиаже) в экспериментальном изучении мыслительных процессов, в том числе в нашей стране (П.П. Блонский, Н.В. Крогиус, А.П. Нечаев). К началу 1930-х гг. в культурно-исторической традиции велись как экспериментальные (А.Р. Лурия, Ж.И. Шиф, Л.С. Сахаров), так и теоретические изыскания (Л.С. Выготский), особенно относительно связи мышления и воображения с речью. До войны под руководством А.Н. Леонтьева в созданной им Харьковской школе психологии деятельности мыслительные и познавательные процессы изучались рядом его учеников (В.И. Аснин, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Г.Д. Луков). Во время войны психология обогатилась изучением феноменологии проявлений мышления в «уме полководца» (Б.М. Теплов). В 1950-е гг. первые эксперименты с мышлением стали проводиться на кафедре психологии МГУ под руководством П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна (подробнее об этом см.: Семенов, 2012).

Так, под руководством выходца из философско-методологической школы неокантианства профессора МГУ С.Л. Рубинштейна его ученики аспиранты и курсовики (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, В.Н. Пушкин и др.) вели изучение психологических аспектов функционирования логических операций (анализ, синтез, абстракция, обобщение и т.п.) в мыслительных процессах. При этом С.Л. Рубинштейн продолжал традицию изучения О. Зельцем и М. Вертгеймером соотношения логического и психологического в мышлении  (Рубинштейн, 1958) на материале поиска решения геометрических задач (лишь с середины 1960-х гг. В.Н. Пушкин и Д.Б. Богявленская переключились на шахматные задачи).

В противовес этому доцент МГУ П.Я. Гальперин обратился к традиции изучения М. Вертгеймером и К. Дункером психологии продуктивного мышления на материале решения задач «на смекалку» (или «на соображение»), поручив своему курсовику Я.А. Пономареву экспериментально исследовать мыслительные процессы, обеспечивающие ориентировку субъекта в условиях этих задач. Далее эти эксперименты были продолжены под руководством А.Н. Леонтьева в дипломных работах Я.А. Пономарева и Ю.Б. Гиппенрейтер, что позднее было отражено в их совместной публикации (Леонтьев и др., 1981). В середине 1950-х гг. А.Н. Леонтьев теоретически обобщил свою психологическую рефлексию этого опыта экспериментального исследования творческого мышления в специальной работе (Леонтьев, 1954) и позднее — в лекциях по общей психологии (Леонтьев, 2000).

Мне посчастливилось лично слушать эти лекции А.Н. Леонтьева в 1965—1967 гг. и параллельно вести под руководством П.Я. Гальперина эксперименты по изучению механизмов творческого мышления на материале дискурсивного решения задач «на соображение». Результаты этих экспериментов опубликованы под редакцией А.Н. Леонтьева (Семенов, 1976, 1977), равно как и первая в стране теоретико-экспериментальная монография Я.А. Пономарева (1960) по психологии творческого мышления. Эксперименты по его моделированию были продолжены на рубеже 1960—1970-х гг. Я.А. Пономаревым и И.Н. Семеновым в созданном М.Г. Ярошевским в Институте истории естествознания и техники (ИИЕиТ) АН СССР секторе психологии научного творчества, где стал также работать и А.Н. Леонтьев, изучая — в развитие своих идей о способностях (Леонтьев, 1960) — теоретические проблемы научного и художественного творчества (Леонтьев, 1991).

Отталкиваясь от философско-методологического обсуждения на заседаниях этого сектора и Ученого совета ИИЕиТ ярких и содержательных докладов А.Н. Леонтьева по науковедению, искусствознанию, психологии творчества, его ученики и последователи  в дальнейшем выстраивали собственные исследования и научные школы: М.Г. Ярошевский — общей и социальной психологии научного творчества и теоретического человекознания, Я.А. Пономарев — методологии человекознания и общей и педагогической психологии творчества, И.Н. Семенов — методологии человекознания и эргономики, а также общей и рефлексивной психологии, акмеологии, персонологии и педагогики творчества.

Другим общепсихологическим направлением развития идей А.Н. Леонтьева о мышлении (Леонтьев, 1964) стали эксперименты О.К. Тихомирова по изучению в 1960—1970-е гг. эвристик человека (по сравнению с эвристиками ЭВМ) в структуре мыслительной деятельности. Интенсификацию А.Н. Леонтьевым этих экспериментов в конце 1960-х гг. я наблюдал лично, участвуя в них в процессе работы в группе (Э.Д. Телегина, В.А. Терехов, Ю.Е. Виноградов, Л.П. Гурьева, И.Н. Семенов) по экспериментальной инженерной психологии О.К. Тихомирова, когда он в развитие деятельностного подхода приступил к построению смысловой теории мыслительной деятельности (Тихомиров, 1969). В 1970-е гг. О.К. Тихомиров на основе этой теории стал вести в МГУ общепсихологические исследования роли эвристик и эмоций в процессе мышления человека (на материале решения шахматных задач), перейдя потом к изучению в МГУ и ИП АН СССР психологических механизмов творческой мыслительной деятельности и далее — к инженерно-психологическим разработкам проблем автоматизации мышления в контексте кибернетической проблематики проектирования систем искусственного интеллекта. К этой инженерно-психологической реализации концепции деятельности А.Н. Леонтьева сложились существенные предпосылки в его научной школе.

В 1960—1970-е гг. А.Н. Леонтьев стремится решить две главные организационно-стратегические задачи, связанные с институциональным развитием в стране психологической науки через создание двух ее ведущих учреждений: научно-образовательного (в виде необходимого стране психологического факультета МГУ) и научно-исследовательского (в виде Института психологии в системе АН СССР).

Первую задачу ему удалось решить посредством преобразования отделения психологии философского факультета МГУ в психологический факультет. Этому способствовала не только громадная научная, педагогическая и организационная работа А.Н. Леонтьева, но и логика развития мировой психологии. В августе 1966 г. в Москве должен был состояться (впервые в СССР) 18-й Международный психологический конгресс. К его открытию и было приурочено создание двух факультетов психологии: в МГУ (декан А.Н. Леонтьев) и в ЛГУ (декан Б.Г. Ананьев).

Гораздо сложнее было добиться решения второй старатегической задачи — открытия Института психологии в АН СССР. При всегдашней нехватке в стране бюджетных средств для развития фундаментальной науки единственным был путь ее финансирования через обслуживание практическим человекознанием военно-прикладных  разработок. А это потребовало интенсивного развития инновационных инженерно-психологических исследований, проводимых с привлечением новейших достижений когнитивной психологии, психофизиологии движений и профессионального образования. Необходимо было создавать научное обеспечение технического прогресса в сфере нарождавшейся компьютерной автоматизации труда и кибернетизации управления. Для реализации этой задачи А.Н. Леонтьев (при поддержке других лидеров советской психологии — Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурия, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова) развернул теоретические и экспериментальные исследования в сфере инженерной психологии с опорой на достижения крупных специалистов по психологии труда (С.Г. Геллерштейн, К.М. Гуревич, Д.Ю. Панов, К.К. Платонов), а также на потенциал молодых талантливых ученых (Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко, Е.П. Кринчик, А.А. Крылов,  Б.Ф. Ломов, В.М. Мунипов, А.И. Назаров, В.Д. Небылицын, В.Н. Пушкин, В.Ф. Рубахин, О.К. Тихомиров, В.Д. Шадриков и др.).

Помимо участия в создании в стране инженерной психологии (Леонтьев, 1967; Леонтьев, Кринчик, 1966; Леонтьев, Ломов, 1963; Леонтьев, Панов, 1962), А.Н. Леонтьев поддержал также в начале 1970-х гг. развитие ее проектно-прикладного направления в виде эргономики как комплексной научной дисциплины. Это потребовало специальной разработки системной методологии прикладного изучения оперативной деятельности (Алексеев, Семенов, 1977) в контексте формирования эргономики  (Зинченко и др., 1972). В связи с этим в начале 1970-х гг. А.Н. Леонтьев поддержал создание В.П. Зинченко в МГУ кафедры психологии труда и инженерной психологии (подробнее об этом см.: Мунипов, Зинченко, 2001) и отдела эргономики во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) при АН СССР и Госкомитете по науке и технике Совмина СССР, а также в этом отделе — лаборатории методологических исследований деятельности во главе с философом Э.Г. Юдиным и позднее — группы методологии эргономики под руководством Н.Г. Алексеева и И.Н. Семенова, где велись также теоретико-экспериментальные исследования оперативной и творческой деятельности и началось изучение рефлексии в эргономическом контексте принятия решений (Семенов и др., 1977). Наладить международное сотрудничество по инженерной психологии и эргономике стран — членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) помог громадный авторитет академика АПН СССР А.Н. Леонтьева, который позднее был избран президентом Международной эргономической ассоциации.

Роль А.Н. Леонтьева в развитии методологии эргономики

Этот концептуально-организационный опыт пригодился, когда в 1975 г. мы с Н.Г. Алексеевым по приглашению известного философа Э.Г. Юдина стали работать в созданной им лаборатории методологических исследований деятельности в отделе эргономики ВНИИТЭ. После внезапной смерти Э.Г. Юдина в начале 1976 г. руководители ВНИИТЭ В.М. Мунипов и В.П. Зинченко взяли курс на изучение и разработку методологических проблем эргономики на материале инженерно-психологического анализа оперативной деятельности в системах «человек — машина — предмет труда — производственная среда». Методологическими средствами такого анализа послужили сделанные в ИИЕиТ Э.Г. Юдиным наработки в области системно-деятельностного подхода, а теоретической базой для этого явилась общепсихологическая концепция деятельности А.Н. Леонтьева и ее инженерно-психологическая модификация, осуществленная В.П. Зинченко применительно к изучению и проектированию операторской деятельности.

Интересуясь философско-психологическими и системно-техническими проблемами автоматизации современного производства, А.Н. Леонтьев поддержал в 1964 г. заключение в МГУ хоздоговоров по инженерной психологии, а в 1970 г. спроектировал на факультете психологии МГУ новую кафедру психологии труда и инженерной психологии, поручив руководство ею В.П. Зинченко. В качестве научно-производственной базы этой кафедры выступал упомянутый выше отдел эргономики ВНИИТЭ. В работе теоретического семинара, организованного во ВНИИТЭ Э.Г. Юдиным с Н.Г. Алексеевым и продолженном В.П. Зинченко с В.М. Муниповым, проводилось стратегическое планирование эргономических исследований и разработок, а также осуществлялось  обсуждение и обобщение их результатов, которые публиковались в журнале «Техническая эстетика» и в серийных изданиях «Труды ВНИИТЭ» и «Эргономика: принципы и рекомендации». Их ответственный редактор В.П. Зинченко советовался с членом их редколлегий А.Н. Леонтьевым по исследовательским программам развития эргономики и привлекал его к экспертной работе по эргономике и инженерной психологии. С участием А.Н. Леонтьева началось исследование методологических проблем эргономики (Зинченко и др., 1972) и позднее — построение эргономики как комплексной прикладной науки (Мунипов и др., 1979), развивающейся на базе фундаментальной общепсихологической теории деятельности.

При этом А.Н. Леонтьев активно участвовал в развертывании методологии инженерной психологии в МГУ, формируя группы В.Я. Дубровского, А.И. Назарова, О.К. Тихомирова, а также методологии эргономики. Следует отметить широту теоретических взглядов и стратегическую прозорливость А.Н. Леонтьева относительно перспектив развития проблематики психологии деятельности во взаимодействии с другими сферами человекознания — философией, методологией, социологией, педагогикой,  кибернетикой, информатикой, эргономикой.

Интенсивно разрабатывая общепсихологическую теорию деятельности в контексте обобщения проблем орудийно-знакового опосредования развития психики взаимодействием сознания и личности, А.Н. Леонтьев поддерживал развитие других направлений изучения методологии деятельности. Одним из таких методологических направлений стало развитие деятельностного подхода А.Н. Леонтьева во взаимодействии с системодеятельностным подходом Г.П. Щедровицкого. Ибо в 1970-е гг. А.Н. Леонтьев организовал на факультете психологии МГУ группу методологии инженерно-психологического анализа и проектирования деятельности (В.Я. Дубровский, А.А. Пископпель, Л.П. Щедровицкий, Ю.Ф. Гущин) и способствовал инициативе В.М. Мунипова и В.П. Зинченко по созданию во ВНИИТЭ лаборатории методологических исследований деятельности.

Важно подчеркнуть, что без принципиальной поддержки А.Н. Леонтьевым создания В.П. Зинченко отдела эргономики в ВНИИТЭ (где мне посчастливилось работать на рубеже 1970—1980-х гг.) невозможны были бы междисциплинарные поиски В.М. Мунипова и Э.Г. Юдина. После кончины Э.Г. Юдина А.Н. Леонтьев поддержал издание организованного им междисциплинарного сборника «Методологические проблемы исследования деятельности», несмотря на то, что там обсуждались отличные от его концепции подходы к деятельности, а главное — вопреки идеологически неадекватной для коммунистической идеологии биографии Э.Г. Юдина (который в 1956 г. был осужден по политическим мотивам). На рубеже 1960—1970-х гг. А.Н. Леонтьев, курировавший в Большой советской энциклопедии (БСЭ) разделы по психологии и педагогике, проявил гражданское мужество и поддержал также редакторскую работу опального Э.Г. Юдина не только по профилю психологии и человекознания, но также по методологии науки и истории философии. Одним из проявлений этой заботы А.Н. Леонтьева о современном науковедческом подходе к человекознанию и психологии научного творчества послужила поддержка, например, ряда инновационных статей в Большой советской энциклопедии (БСЭ) и Философской энциклопедии (Н.Г. Алексеева, Я.А. Пономарева, А.А. Пузырея, И.Н. Семенова, А.Г. Спиркина, Э.Г. Юдина, М.Г. Ярошевского и др.) по истории, теории и методологии психологии. При этом А.Н. Леонтьев исходил из методологической рефлексии собственного опыта создания ряда статей (Психика, Психология, Речь, Сознание, Мышление, Научение, Парапсихология, Эмоции и др.) во всех трех изданиях БСЭ, в «Философской энциклопедии», а также в двух изданиях «Детской энциклопедии» (О человеке, Психология личности), где он был членом редколлегий.

При поддержке А.Н. Леонтьева и В.П. Зинченко в 1976 г. лаборатория методологических исследований деятельности во ВНИИТЭ была реорганизована в группу методологических проблем эргономики (заведующий — И.Н. Семенов), где велась инновационная разработка философско-психологической проблематики деятельности в контексте изучения труда операторов автоматизированных систем управления. При этом, однако, в эргономике акцентировалось системно-деятельностное изучение оперативной деятельности в контексте инженерной психологии. Анализ Е.А. Климовым  психологии труда в контексте изучения в МГУ роли «разнотипного мира профессий» в формировании  излюбленной А.Н. Леонтьевым проблематики «образа мира человека» стал позднее предпосылкой психолого-акмеологических исследований профессионализма в развитииметодологического подхода Б.Г. Ананьева в современном человекознании (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.А. Бодалев) на созданной в 1992 г. А.А. Деркачем кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности в Российской академии управления  (ныне РАНХГС) при Президенте РФ 

Фундаментальное значение творческого наследия А.Н. Леонтьева для развития человекознания

Кончина Алексея Николаевича в начале 1979 г. знаменовала собой завершение эпохи формирования советской психологии как самостоятельной и институциализированной  науки. Теоретико-прикладные психологические знания стали конструктивно использоваться в социальной практике развития науки и техники, производства и управления, образования и культуры.

Его выдающийся вклад в человекознание подчеркивался на торжественной панихиде в Главном здании МГУ на Ленинских (ныне Воробьевых) горах. Среди многочисленных выступлений мне запомнились содержательные речи с оценкой роли А.Н. Леонтьева в развитии психологии, произнесенные  А.А. Бодалевым (АПН СССР), В.П. Зинченко (ВНИИТЭ), А.В. Петровским (МГПИ). Особенно впечатляющим было выступление О.К. Тихомирова (МГУ), который, виртуозно оперируя «деятельностными понятиями», охарактеризовал жизнедеятельность своего учителя А.Н. Леонтьева, эволюцию разработки им теории деятельности и вклад в психологию. Если предшественниками А.Н. Леонтьева в заведовании кафедрой и отделением психологии МГУ были С.Л. Рубинштейн и Б.М. Теплов, то его последователем на посту декана созданного им факультета психологии стал А.А. Бодалев, при котором на факультете в целом продолжились исследования психических процессов в русле развития леонтьевской теории деятельности и ее взаимодействия с общением личности.

Научное творчество А.Н. Леонтьева в сфере психологии носит междисциплинарный характер, поскольку в нем синтезированы методологические ориентации современного человекознания — естественно-научная, технико-кибернетическая, социогуманитарная. Возникшие в отрочестве интерес к технике (конструирование самолетиков) и намерение стать в будущем инженером помогли А.Н. Леонтьеву в дальнейшем строить экспериментальные приборы, изучать распределение функций между человеком и машиной, проблемы проектирования и регулирования деятельности операторов, а также курировать инженерно-психологические и эргономические исследования и разработку их методологии. В естественно-научном плане А.Н. Леонтьев изучал рефлекторность мозговых процессов, психофизиологические аспекты психогенеза, перцептивных функций и их восстановления после ранений, заведуя лабораториями в Психоневрологической академии, Институте экспериментальной медицины, Ученым советом которого ему была присвоена ученая степень кандидата биологических наук. В социогуманитарном плане, избрав в юности занятия в вузе философией и психологией, он более полувека изучал и разрабатывал философско-методологические основы и теоретико-экспериментальные проблемы культурно-деятельностной психологии образа, памяти, мышления, сознания, личности. В Психоневрологической академии УССР и Институте психологии АПН РСФСР А.Н. Леонтьев заведовал отделами развития психики, детской психологии и кафедрами психологии в Академии коммунистического воспитания, в ленинградском пединституте и в МГУ.

В историко-научном плане важно подчеркнуть, что наследие А.Н. Леонтьева развивается на факультете психологии МГУ при сменивших его деканах А.А. Бодалеве, Е.А. Климове, А.И. Донцове, Ю.П. Зинченко. 

Заключение

Завершая рефлексивную персонологию выдающегося ученого Алексея Николаевича Леонтьева, следует подчеркнуть не только его творческие и лидерские способности, но и сильный и смелый характер. Так, в начале Великой Отечественной войны он записался добровольцем в народное ополчение для обороны Москвы. Через два месяца по приказу Ставки Верховного главнокомандующего ученых возвратили с фронта в научные учреждения, где они продолжили работу, участвуя также в пожаротушении после фашистских бомбардировок. В числе 11 сотрудников Института психологии, награжденных боевой медалью «За оборону Москвы», был и А.Н. Леонтьев. В подписанном С.Л. Рубинштейном (директором института) представлении к награде подчеркивается, что А.Н. Леонтьев «развернул и успешно провел большой цикл работ оборонного значения… регулярно дежурил на крыше во время самых тяжелых бомбардировок. Проявил большое личное мужество и самообладание … после падения фугасной бомбы… Лично участвовал во всех восстановительных работах» (Психологический институт…, 2012, с. 126).

Важно подчеркнуть благородную нравственную гражданскую позицию А.Н. Леонтьева, которая помогла ему достойно пережить суровое время сталинских репрессий и идеологических шельмований психологов, оказывая им посильную защиту. Его поведение как лидера отечественной психологической науки отличалось высокой этичностью и гражданской смелостью.  Несмотря на идеологическую опалу ряда ученых, А.Н. Леонтьев приглашал их для чтения лекций на факультете психологии МГУ, в том числе крупнейших философов (Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий), а также психологов с «социально сложной» биографией (Н.Г. Алексеев, Я.А. Пономарев, Э.Г. Юдин, М.Г. Ярошевский). Более того, став в 1951 г. заведующим психологическим отделением философского факультета МГУ, А.Н. Леонтьев не допустил отставки С.Л. Рубинштейна с должности профессора кафедры психологии МГУ, несмотря на то, что он уже был изгнан с постов заместителя директора и заведующего сектором психологии Института философии АН СССР из-за надуманных обвинений «в космополитизме».  Именно в этом зловещем социокультурном контексте после печально известной «Павловской сессии» АН и АМН СССР в 1950 г. А.Н. Леонтьеву пришлось с самокритичной интенцией акцентировать целесообразность материалистически рефлекторного подхода в психологии на классическом фоне традиционного идеалистического понимания психики как души.

Развивая международное сотрудничество советских ученых, А.Н. Леонтьев был избран доктором Сорбонны, почетным членом Венгерской академии наук и ряда зарубежных  университетов, обществ и ассоциаций. Он является создателем крупнейшей в отечественной психологии научной школы, научным руководителем многих кандидатских, докторских диссертаций и циклов разнообразных исследований процессов деятельности с его многочисленными учениками и последователями (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Л.В. Бороздина, Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.И. Ильясов, В.А. Иванников,  Н.Н. Костюков, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Н.Н. Нечаев, О.В. Овчинникова, В.Ф. Петренко, В.В. Петухов, А.А. Пузырей, И.Н. Семенов, С.Д. Смирнов,  В.В. Столин, Ю.К. Стрелков, О.К. Тихомиров и мн. др.). Созданная им концепция психологии деятельности развивается в различных направлениях современного человекознания. Достаточно указать на фундаментальные достижения отечественной педагогической психологии (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызина, З.А. Решетова, Д.Б. Эльконин, В.В. Рубцов, И.И. Ильясов, Н.Н. Костюков, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов и др.), реализующие в различных оригинальных концепциях деятельностный подход А.Н. Леонтьева. Он поддерживал также инновационные системно-деятельностные поиски в изучении мыследеятельности и рефлексии (Н.Г. Алексеев, В.А. Лефевр, И.Н. Семенов, Э.Г. Юдин). Так, на Ученом совете факультета психологии МГУ его председателем А.Н. Леонтьевым в 1971 г. была поддержана защита первой в стране кандидатской диссертации по инженерной психологии В.А. Лефевром (см. о нем.: Семенов, 2017),оригинальные идеи которого по логике рефлексивных игр и психологии конфликтного противоборства конструктивно развиваются в России (В.Е. Лепский, П.Г. Нежнов, Г.Л. Смолян, А.А. Тюков и др.) и в США.

За научные заслуги в сфере психологии и педагогики А.Н. Леонтьев избирался: членом-корреспондентом (1945), академиком (1950), академиком-секретарем (1950), членом президиума (1956), вице-президентом (1959—1961) АПН РСФСР, а также почетным членом ряда зарубежных ассоциаций, академий и университетов, профессором Сорбонны; вице-президентом и сопредседателем Общества Дружбы «СССР—Франция», членом президиума и председателем Общества психологов, президентом 18-го Международного психологического конгресса, членом исполкома Международной ассоциации научной психологии. Ему принадлежит основная заслуга в налаживании с 1954 г. профессиональных связей советских психологов с зарубежными коллегами.

По инициативе и при организационном содействии А.Н. Леонтьева (и при активном участии других лидеров советской психологии: Б.Г. Ананьева, А.В. Запорожца, Г.С. Костюка, Б.Ф. Ломова,  А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова) были созданы: первые специализированные психологические журналы «Вопросы психологии» и «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология»; Общество психологов СССР;  факультеты психологии в МГУ и ЛГУ (1966); введена научная степень и специальность «психология» в системе Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Совете министров СССР; и в 1971 г. — Институт психологии в системе АН СССР (ныне ИП РАН). Эта масштабная институциализация психологии венчает собой научно-организационную деятельность А.Н. Леонтьева, которая потребовала от него не меньше прозорливости и интуиции, ума и воли, дипломатии и энергии, чем его выдающаяся творческая деятельность на ниве человекознания в сфере философии, психологии, эргономики и педагогики. 

Список литературы

Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Типы системного представления оперативной деятельности // Техническая эстетика. 1977. № 4—5. С. 24—26.

А.Н. Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева / Под ред. А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, О.В. Овчинниковой, О.К. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1983.

Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Мунипов В.М. Методологические проблемы эргономики // Методологические проблемы эргономики: Материалы Международной научно-практической конференции. М.: ВНИИТЭ—СЭВ, 1972. С. 5—26.

Леонтьев А.А.Жизненный и творческий путь А.Н. Леонтьева: Текст вечерней лекции [Электронный ресурс]. URL: http://www.psy.msu.ru/people/leontiev

Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев: деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005.

Леонтьев А.Н. Новый простейший тест для исследования «практического интеллекта» дошкольников и умственно отсталых детей // Вопросы марксистской педагогики. Вып. 1: Исследования по педагогике психологии и педологии. М.: АКВ им. Н.К. Крупской. 1929. С. 204—210.

Леонтьев А.Н. Умственное развитие ребенка. М.: Правда, 1950.

Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления // Доклады совещания по вопросам психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. С. 5—12.

Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 7—17; 2003. № 2. C. 20—30.

Леонтьев А.Н. Мышление // Философская энциклопедия. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1964. С. 514—519.

ЛеонтьевА.Н. Что такое инженерная психология // Инженерная психология сегодня. М.: Знание, 1967. С. 5—9.

Леонтьев А.Н. Из записей 1930-х годов. Художественное творчество. Художественная литература и психология // Художественное творчество и психология / Под ред. А.Я. Зися, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1991. С. 179—190 [Избр. T. 2,  C. 232-242]

Леонтьев А.Н.Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2000.

Леонтьев А.Н. Логическое и психологическое в мышлении // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2003. № 2. С. 5—18.

Леонтьев А.Н., Кринчик Е.П. Переработка информации человеком в ситуациях выбора // Инженерная психология / Под ред. В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Д.Ю. Панова. М.: Изд-во Моск. ун-та,  1964. С. 295—325.

Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф.  Человек и техника // Вопросы психологии. 1963. № 5. С. 29—37.

Леонтьев А.Н., Панов Д.Ю.Психология человека и технический прогресс. М.: Ин-т философии АН СССР, 1962.

Леонтьев А.Н., Пономарев Я.А., Гиппенрейтер Ю.Б. Опыт экспериментального исследования творческого мышления // Общая психология. Психология мышления. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

Мунипов В.М., Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Становление эргономики как научной дисциплины // Проблемы методологии в эргономике. Серия: Труды ВНИИТЭ. Вып. 17 / Под ред. В.П. Зинченко,  В.В. Давыдова,  И.Н. Семенова. М.: ВНИИТЭ, 1979.

Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник для вузов.  М: Логос, 2001. Гл. 3. Принципы эргономического анализа трудовой и других видов деятельности.

Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

Психологический институт в Москве: российский центр психологической науки, культуры и образования / Под ред. В.В. Рубцова, Б.С. Малых, О.Е. Серовой. М.; СПб.: Нестор-История, 2012.

Психология познавательной деятельности / Отв. ред. А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.

Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1958.

Семенов И.Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения творческих задач // Методологические проблемы исследования деятельности. Эргономика. Труды ВНИИТЭ. Вып. 10 / Под ред. В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, В.М. Мунипова, Э.Г. Юдина. М.: ВНИИТЭ, 1976. С. 148—188;

Семенов И.Н.К нормативному анализу познавательной деятельности при дискурсивном решении творческих задач // Психологические исследования. Вып. 7 / Под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С. 39—49.

Семенов И.Н. Кафедра общей психологии МГУ как колыбель университетского профессионального образования психологов и изучения рефлексии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2012. N5—6. С. 112—133.

Семенов И.Н. Сиротина Е.А. Зарецкий В.К. Исследование рефлексивного аспекта поиска и принятия решения // Эргономика. Вып. 14: Исследование процессов принятия решений / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Гордон, А.Н. Леонтьева, В.М. Мунипова. М.: ВНИИТЭ, 1977. С. 110—133. 

Семенов И.Н. Полифоническая персонология В.А. Лефевра и фундаментальное развитие рефлексивных наук о человеке и вселенной // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 4. С. 607—625.

Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969..

Для цитирования статьи:

Семенов И.Н. Вклад А.Н. Леонтьева в развитие психологии мышления, инженерной психологии и эргономики. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.3-20