Статья
Девишвили В.М., Мдивани М.О., Елгина Д.С. Групповая сплоченность в спортивных командах разного профессионального уровня. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 121–128.
Автор(ы): Девишвили Важа Михайлович; Мдивани Марина Отаровна; Елгина Дарья Сергеевна
Аннотация
Актуальность (контекст) тематики статьи. Командные виды спорта являются не только самыми зрелищными спортивными событиями, но и сложной деятельностью, предъявляющей к игрокам серьезные требования. Эффективность команды зависит как от высокого уровня игрового взаимодействия, так и от отношений, складывающихся между игроками. Работа выполнена на материале спортивных команд и посвящена исследованию феномена групповой сплоченности.
Цель. Основной целью работы является исследование связи между уровнем сплоченности команды и субъективными переживаниями единства ее игроками. В качестве дополнительных переменных в исследовании присутствует вид спорта (футбол и волейбол) и уровень команды (любительская и профессиональная). В качестве базовой модели авторы выбирают 4-х факторную модель, описывающую сплоченность в спортивных командах. В работе также рассмотрен феномен возникновения совокупного субъекта в процессе совместной деятельности, когда участники ощущают себя единым целым и испытывают чувства удовлетворения и прилива энергии.
Описание хода исследования. В исследовании были использованы две методики (Опросник сплоченности спортивной команды и Индекс субъектного единства), которые позволяют не только определить общий уровень сплоченности и единства, но и выявить структуру того и другого феномена. В исследовании приняли участие две мужские волейбольные и две мужские футбольные команды разных возрастов: 8–9 лет (39 спортсменов); 12–14 лет (24 спортсмена) и 18–25 лет (41 спортсмен).
Результаты исследования. Для любительских коллективов, представленных детскими и подростковыми спортивными командами, получены значимые корреляции между сплоченностью и единством (r=0.618, p<0.01; r=0.477, p<0.05). Для профессиональных команд значимых корреляций не обнаружено. Влияние вида спорта на сплоченность также различно для любительских и профессиональных команд. В первом случае сплоченность выше у футболистов (U=118, p<0,05) , а во втором случае – у волейболистов (U=124, p<0,05).
Выводы. Полученные данные свидетельствуют, что профессиональный уровень игроков влияет на групповую сплоченность и феномены группового единства. Авторы объясняют это тем, что для профессионалов главным мотивом деятельности является получение вознаграждения за игру, а для любителей – удовольствие от совместных действий.
PDF: Загрузить
Поступила: 16.07.2017
Принята к публикации: 23.08.2017
Страницы: 121-128
DOI: 10.11621/npj.2017.0412
Ключевые слова: сплоченность группы; структура сплоченности спортивной команды; субъект; субъект-субъектное взаимодействие; уровень субъектного единства; любительские и профессиональные команды; вид спорта; спортивная психология
Доступно в on-line версии с 01.01.2018
Спорт предъявляет жесткие требования к эффективности индивида, как в индивидуальной, так и в групповой деятельности. В групповых видах спорта ключевое значение для результативности приобретает феномен сплоченности команды, который понимается как сила, которая удерживает и побуждает членов группы или команды оставаться вместе (Filho et al, 2014). Многообразие подходов к изучению сплоченности свидетельствует о том, что она представляет собой сложный социально- психологический феномен.
Так, в теории социального сравнения предполагается, что сплоченность группы зависит от сходства ее членов, которое выявляется на основе межличностного сравнения (Festinger, 1954). В теории социальной идентичности считается, что сплоченность обусловлена осознанием каждого члена команды своей принадлежности к группе (Turner, Giles, 1981). В теории самокатегоризации сплоченность зависит от того, насколько воспринимаемое индивидами различие между своей и чужими группами превосходит различие внутри группы (Немов, 2003; Тернер, 2003). Существует точка зрения на сплоченность как на результат символической активности взаимодействующих индивидов. Именно создание единого символического пространства в группе является главным условием сплоченности (Сидоренков, 2005).
А.В. Петровский разработал стратометрическую концепцию групповой активности, согласно которой структура малой группы состоит из трех страт, которые выступают также в качестве трех уровней развития группы. Первоначально сплоченность группы основывается на эмоциональных контактах членов группы друг с другом. В дальнейшем совместный процесс деятельности приводит к более тесному сплочению и совпадению системы ценностей. На третьем уровне группа достигает той степени интеграции, при которой члены группы осознанно разделяют общие цели групповой деятельности (Петровский, 1982).
В зарубежной психологии стало традицией рассматривать сплоченность как многомерный конструкт (Benson et al, 2016). Так, в середине 1980-х гг. В. Видмеер, Л. Брэули и А. Кэррон предложили многомерную модель сплоченности спортивной команды, которая привлекла к себе повышенный интерес и стала подвергаться проверке применительно к иным типам групп (Carron, Brawley, 2000).
Они выделяют два измерения сплоченности: индивидуальный уровень и уровень групповой интеграции. Первый индивидуальный уровень представлен двумя аспектами: эмоциональным и когнитивно-деятельностным. В первом аспекте речь идет об удовлетворенности индивида общением с членами группы, их привлекательностью и персональными отношениями. Второй аспект свидетельствует об удовлетворенности действиями команды, ее результативностью и выгодой, которую получает индивид от участия в совместных действиях.
Второй уровень измерения сплоченности – это собственно групповая интеграция, когда группа действует как единое целое и индивид ощущает себя неотъемлемой ее частью. На этом уровне В. Видмеер, Л. Брэули и А. Кэррол также выделяют два аспекта: социальный и деятельностный. В первом случае речь идет о единстве группы в общении, то есть, когда члены группы чувствуют себя единым целым и стремятся оставаться вместе, не разрывая возникшие связи. Второй аспект касается деятельностного единства, когда группа действует как один организм, и ее члены стремятся вкладывать максимум усилий для достижения результата.
На основе 4-х факторной модели был разработан опросник групповой среды (Group Environment Questionnaire, GEQ) (Widmeyer, Brawley, Carron, 1985), который содержит четыре шкалы, репрезентирующие данные факторы.
Многие исследователи, выделяя как социальную, так и деятельностную составляющую сплоченности, считают, что основное чувство, которое удерживает людей вместе, это – аттракция, то есть взаимная привлекательность в процессе взаимодействия (Folkes, 1982). Социально-психологическое взаимодействие – это сложный процесс, где участвуют как минимум две стороны или два субъекта взаимодействия. В исследованиях взаимодействий рассматривают два его типа: субъект-объектный и субъект-субъектный. Субъект-объектный тип взаимодействия – это когда участник или участники используют других участников в качестве объектов, без учета их личностных качеств. В случае субъект-субъектных взаимодействий личностные особенности всех участников процесса учитываются или проявляются в совместной деятельности. Очевидно, что именно субъект- субъектный тип взаимодействия должен приводить к групповой сплоченности команды.
Взаимодействию субъектов посвящено немало исследований, как в нашей стране, так и за рубежом (Брушлинский, 2003; Bosselut et al, 2912; Bruner & Spink, 2010; Dunn & Holt, 2004). Однако, применительно к данному исследованию, наиболее интересным является изучение коллективного субъекта или полисубъекта деятельности.
Феномен полисубъекта представляет собой совместную активную деятельность, в результате которой субъектность каждого изменяется, способствуя личностному развитию. Были выделены такие характеристики совокупного субъекта, как отраженная субъектность (Петровский, 1998) и общее семантическое поле (Петренко, 1997). Были описаны стадии формирования полисубъекта (Вачков, 2002) и выделен особый тип экопсихологических взаимодействий с социальной средой, который его порождает (Панов, 2013).
Для изучения полисубъекта в рамках эмпирического исследования была разработана методика, основанная на описании субъективных феноменов, которые переживают члены группы в процессе совместной деятельности. Методика была названа «Индекс субъектного единства». Исследование, проведенное на военных курсантах, показало высокий уровень взаимосвязи между индексом субъектного единства и уровнем групповой сплоченности (Мдивани, Марков, 2015).
Целью данной работы – понять, существует ли взаимосвязь между сплоченностью группы и уровнем субъектного единства в спортивных командах разного профессионального уровня.
Методы исследования
В исследовании приняли участие мужские команды по футболу и волейболу разных возрастов и разного профессионального уровня: 8–9 лет (39 спортсменов); 12–14 лет (24 спортсмена) и 18– 25 лет (41 спортсмен). Испытуемые заполняли русский вариант опросника групповой сплоченности (Group Environment Questionnaire) (Мдивани, Девишвили, Корнеев, 2013; Eys et al, 2009) и опросник «Индекс субъектного единства» (Мдивани, 2015).
Опросник групповой сплоченности состоит из 18 утверждений. Респондентам предлагалось оценить согласие с каждым из них по девятибалльной шкале от 1 (абсолютно не согласен) до 9 (абсолютно согласен). Результаты подсчитывались в среднем по всем утверждениям и отдельно – по четырем шкалам: «индивидуальная привлекательность отношений», «индивидуальная привлекательность деятельности», «групповое единство в общении» и «групповое единство в деятельности».
Опросник «Индекс субъектного единства» позволяет оценить степень переживания индивидом того чувства, которое сопровождает существование коллективного субъекта деятельности. Опросник состоит 16-ти высказываний, которые репрезентируют 4 основных фактора/ признака полисубъектного взаимодействия с точки зрения его участников:
-
удовлетворенность от деятельности;
-
прилив энергии;
-
симпатия к партнерам;
-
уверенность в успехе деятельности.
Участники исследования оценивали свое согласие/несогласие с каждым высказыванием по 7-балльной шкале. Используя ответы на высказывания, содержащиеся в опроснике, для каждого респондента можно подсчитать степень его согласия с признаками полисубъектного взаимодействия. Сумма всех признаков составляет общий индекс субъектного единства.
Статистический анализ данных проводился с помощью IBM SPSS 23.0
Результаты и обсуждение
Корреляционный анализ позволил выделить взаимосвязь между уровнем групповой сплоченности и индексом субъектного единства лишь в непрофессиональных командах (детской и подростковой), тогда как во взрослых командах этой связи не обнаружено (таблица 1). Причем, сила связи (величина коэффициента корреляции) больше у детей, чем у подростков.
Табл. 1. Коэффициенты ранговой корреляции между индексом субъектного единства и групповой сплоченностью у детей, подростков и взрослых.
Дети |
Коэффициент корреляции |
0,618 |
Знач. (2-сторон.) |
0 |
|
N |
39 |
|
Подростки |
Коэффициент корреляции |
0,477 |
Знач. (2-сторон.) |
0,018 |
|
N |
24 |
|
Взрослые |
Коэффициент корреляции |
0,15 |
Знач. (2-сторон.) |
0,35 |
|
N |
41 |
В таблице 2 представлены коэффициенты корреляции между структурой групповой сплоченности и факторами индекса субъектного единства у детей.
Табл. 2. Коэффициенты ранговой корреляции между шкалами групповой сплоченности и факторами индекса субъектного единства у детей (статистически значимые корреляции выделены курсивом)
|
Удовлетворенность от деятельности |
Прилив энергии |
Симпатия к партнерам |
Уверенность в успехе деятельности |
Индивидуальная привлекательность общения |
0,478 |
0,351 |
0,440 |
0,207 |
Индивидуальная привлекательность деятельности |
0,262 |
0,266 |
0,174 |
,527 |
Групповое единство в общении |
0,281 |
0,181 |
0,07 |
0,299 |
Групповое единство в деятельности |
0,422 |
0,099 |
0,416 |
0,309 |
Наиболее тесная связь обнаружилась между шкалой групповой сплоченности «индивидуальная привлекательность общения» и такими признаками субъектного единства, как «удовлетворенность от деятельности», «прилив энергии» и «симпатия к партнерам». Это может свидетельствовать о сильной эмоциональной стороне командного спорта для детей. Им важна энергия и положительный заряд. В процессе эффективного взаимодействия в командах ощущаются не только индивидуальные усилия, но и возникшая совокупная энергия, благодаря которой команда может добиться успеха. Связь между шкалой групповой сплоченности «групповое единство деятельности» и факторами индекса субъектного единства «удовлетворенность от деятельности» и «симпатия к партнерам» подтверждает наши предположения о том, что дети получают удовольствие от игры друг с другом, им нравится взаимодействовать вместе и добиваться общих целей.
В таблице 3 представлены коэффициенты корреляции между структурой групповой сплоченности и факторами индекса субъектного единства у подростков. У подростков, так же как и у детей, наблюдается высокое удовлетворение от совместной игры. Однако, если для детей важнее всего общение, то для подростков – энергия, которой они заражаются друг от друга в процессе взаимодействия. Фактор индекса субъектного единства «прилив энергии» коррелирует со всеми шкалами групповой сплоченности. Таким образом, у подростков уровень совокупной энергии больше, чем у детей. Групповое единство деятельности объединяет их, появляются тесные контакты с друг другом, симпатия.
Табл. 3. Коэффициенты ранговой корреляции между шкалами групповой сплоченности и факторами индекса субъектного единства у подростков (статистически значимые корреляции выделены курсивом)
|
Удовлетворенность от деятельности |
Прилив энергии |
Симпатия к партнерам |
Уверенность в успехе деятельности |
Индивидуальная привлекательность общения |
0,422 |
0,472 |
0,082 |
0,141 |
Индивидуальная привлекательность деятельности |
0,3 |
0,564 |
0,004 |
0,234 |
Групповое единство в общении |
0,312 |
0,541 |
0,264 |
0,214 |
Групповое единство в деятельности |
0,282 |
0,507 |
0,405 |
0,274 |
Результаты дисперсионного анализа показывают, что общий уровень субъектного единства выше в командах детей и подростков, чем во взрослых командах (χ2=73.625 при p=0.01). И, как видно на рисунке 1, у детей и подростков все факторы выражены практически одинаково и статистически не отличаются друг от друга. У взрослых по всем факторам наблюдаются низкие показатели, это может говорить о том, что игроки более профессионального уровня не играют ради эмоций и удовольствия от деятельности. Их игра оплачивается, вознаграждается.
Рис. 1. Выраженность факторов индекса субъектного единства в командах разного профессионального уровня
Они не зависят от эмоционального настроя друг друга, им не важно мнение друг о друге. Игра приносит им прибыль, они играют за деньги. То есть, детские и подростковые команды являются любительскими, а взрослые – профессиональными в буквальном значении этих слов. Это подтверждается и тем, что средний уровень сплоченности также значимо выше в детских и подростковых командах, чем во взрослых (χ2=68.526 при p=0.01).
Как меняется структура групповой сплоченности в зависимости от профессионального уровня игроков видно на рисунке 2.
Рис. 2. Выраженность шкал групповой сплоченности в командах разного профессионального уровня
Любительские команды практически не отличаются друг от друга, тогда как уровень сплоченности у взрослых профессиональных команд заметно ниже по всем четырем шкалам. Это еще раз подтверждает наш вывод о том, что игра за деньги меняет эмоциональную составляющую в команде (Bruner et al, 2013).
В качестве дополнительной переменной в нашем исследовании выступил вид спорта. Мы предположили, что сплоченность и уровень субъектного единства может быть разным в волейбольных и футбольных командах. Поскольку правила этих спортивных игр заметно отличаются друг от друга, и волейболисты все время находятся на своей половине площадке и взаимодействуют друг с другом теснее, чем с противником, то и сплоченность и уровень субъектного единства у них может быть выше, чем у футболистов.
Анализ показал, что нет значимых различий среднего уровня сплоченности и субъектного единства у футбольных и волейбольных команд. Однако такие различия существуют по некоторым шкалам сплоченности и факторам субъектного единства, причем, эти различия неодинаковы в командах разного возраста.
Так, в детских командах обнаружены различия между волейболистами и футболистами (U=118, p<0,05) по такому фактору субъектного единства, как «прилив энергии». Переживание прилива энергии выше в футбольной команде, чем в волейбольной, то есть у детей футбол способствует большему единению, чем волейбол, возможно потому, что это более подвижный и энергозатратный вид спорта.
В подростковых командах значимые различия обнаружились по единственной шкале сплоченности – «индивидуальная привлекательность деятельности» (U=35, p<0,05). Причем, совместная деятельность для подростков более привлекательна в футболе, чем в волейболе. Возможно это связано с тем, что футбол более популярный вид спорта, а игроки известных футбольных команд становятся заметными персонами не только в мире спорта, но и в мире рекламы и поп-культуры.
Во взрослых профессиональных командах также существуют значимые различия (U=124, p<0,05) в сплоченности между футболистами и волейболистами. Однако в данном случае наблюдается обратная картина: показатели шкалы «индивидуальная привлекательность общения» выше для игроков волейбольной команды, чем для футбольной.
Таким образом, наше первоначальное предположение подтвердилось лишь для взрослых профессиональных команд. Волейболисты ближе друг к другу во время игры, они непосредственно контактируют лишь друг с другом, а не с противником, как в футболе. Возможно еще одно объяснение этого явления. Правила в волейболе предполагают потерю очка не только за потерю мяча, но и за технику исполнения спортивных движений. За малейшие отступления от эталона при исполнении приема или передачи мяча, или постановки блока очко присуждается противнику. Именно поэтому в волейболе очень важно внимание к партнеру по команде и хорошие отношения.
Выводы
Командные виды спорта – это как самые зрелищные спортивные события, так и сложная деятельность, предъявляющая к игрокам серьезные требования. Эффективность команды зависит не только от высокого уровня игрового взаимодействия, но и от отношений, складывающихся между игроками. Прямая зависимость между сплоченностью и эффективностью команды неоднократно доказана на практике. Сплоченность команды зависит от многих факторов, и в том числе от субъективных феноменов группового единства, возникающих в процессе совместной деятельности. В исследовании проанализирована взаимосвязь между структурой сплоченности команды и феноменами группового единства в командах разного профессионального уровня и разных видов спорта.
В результате проведенного исследования можно утверждать, что взаимосвязь групповой сплоченности с индексом субъектного единства существует у детей и подростков. Результаты свидетельствуют о том, что детям нравится взаимодействовать друг с другом, и они получают удовлетворение от совместной деятельности. У подростков уровень совокупной энергии больше, чем у детей. Групповое единство деятельности объединяет их, появляются тесные контакты с друг другом, симпатия.
Профессиональный уровень игроков влияет на групповую сплоченность и феномены группового единства. Игра взрослых команд, участвовавших в исследовании, оплачивается, поэтому личные показатели для них важнее, чем групповая сплоченность и удовольствие от совместной деятельности.
Вид спорта по-разному влияет на структуру сплоченности и феномены группового единства у команд разного профессионального уровня. Так, членам любительских детских и подростковых команд футбол приносит больше энергии, и для них он более привлекателен как вид спортивной деятельности, чем волейбол. В профессиональных взрослых командах, напротив, волейбол требует большего внимания к партнеру, и такая шкала сплоченности как «индивидуальная привлекательность общения» у волейболистов более выражена, чем у футболистов.
Литература:
Брушлинский А.В. Психология субъекта. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2003. – 272 с.
Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11. – № 2. – С. 36–50.
Мдивани М.О. Индекс субъектного единства: к разработке методики : тезисы 7-й Российской конференции по экопсихологии. 28–29 сентября 2015 г. / под общ. ред. М.О. Мдивани. – Санкт-Пете5рбург : Нестор-История, 2015. – С. 118–119.
Мдивани М.О., Девишвили В.М., Корнеев И.С. Сплоченность спортивной команды и коммуникативная структура группы // Спортивный психолог. – 2013. – № 3(30). – С. 14–18.
Мдивани М.О., Марков А.С. Субъектные взаимодействия в сплоченных коллективах // Российский научный журнал. – 2015. – №3. – С. 167–173.
Немов Р.С. Межличностные отношения в группах и коллективах. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. – 2013. – № 3. – С. 13–27.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Москва : МГУ, 1997. – 400 с.
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – Москва : Политиздат, 1982. – 255 с.
Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – Москва : Горбунок, 1992. – 224 с.
Сидоренков А.В. Анализ исследования малых групп в отечественной психологии по публикациям в журналах «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 58–67.
Тернер Д. Социальное влияние. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 256 с.
Bea,. D J.; Cohen, R.; Burke, M.J. & McLendon, C. L. (2003) Cohesion and performance in groups: A meta-analytic clarification of construct relation. Journal of Applied Psychology, 88 (6), 989–1004. doi: 10.1037/0021-9010.88.6.989
Benson, A.J., Šiška. P., Eys, M., Priklerovád, S. & Slepičkab, P. (2016) A prospective multilevel examination of the relationship between cohesion and team performance in elite youth sport. Psychology of Sport and Exercise, 27, 39–46. doi: 10.1016/j.psychsport.2016.07.009
Bosselut, G.. McLaren, C.D., Eys, M.A. & Heuzé, J.P. (2012). Reciprocity of the relationship between role ambiguity and group cohesion in youth interdependent sport. Psychology of Sport and Exercise, 13, 341–348. doi: 10.1016/j.psychsport.2011.09.002
Bruner, M.W., Eys, M.A., Beauchamp, M.R.. & Côté, J. (2013) Examining the origins of team building in sport: A citation network and genealogical approach. Group Dynamics: Theory. Research. and Practice, 17, 30–42. doi: 10.1037/a0030114
Bruner, M.W. & Spink, K.S. (2010) Evaluating a team building intervention in a youth exercise setting. Group Dynamics: Theory. Research. and Practice, 14, 304–317. doi: 10.1037/a0018296
Brushlinsky, A.V. (2003) The psychology of the subject. St. Petersburg. Aleteya, 272.
Carron, A.V. & Brawley, L.R. (2000) Cohesion: Conceptual and measurement issues. Small Group Research, 31(1), 89–106. doi: /104649640003100105
Carron, A.V., Widmeyer, W.N. & Brawley, L.R. (1985) The development of an instrument to assess cohesion in sport teams: The Group Environment Questionnaire. Journal of Sport Psychology, 7, 244–266. doi: 10.1123/jsp.7.3.244
Cota, A.A.; Evans, C.R.; Dion, K.L.; Kilik, L. & Longman, R.S. (1995) The structure of group cohesion. Personality and Social Psychology Bulletin, 21(6), 572–580. doi: /10.1177/0146167295216003
Dunn, J. G. H., & Holt. N. L. (2004) A qualitative investigation of a personal-disclosure mutual-sharing team building activity. The Sport Psychologist, 18, 363–380. doi: 10.1123/tsp.18.4.363
Heuze, J.P., Raimbault, N., & Fontayne, P. (2006) Relationships between cohesion, collective efficacy and performance in professional basketball teams: an examination of mediating effects. J. Sports Sci, 24(1), 59–68. doi: 10.1080/02640410500127736
Gillespie, A. (2005) G.H. Mead: Theorist of the social act. Journal for the Theory of Social Behaviour, 35, 19–39. doi: 10.1111/j.0021-8308.2005.00262.x
Eys. M.. Loughead. T.. Bray. S.R.. & Carron. A.V. (2009). Development of a cohesion questionnaire for youth: The Youth Sport Environment Questionnaire. Journal of Sport & Exercise Psychology, 31, 390–408. 0.1123/jsep.31.3.390
Festinger. L. (1954) A Theory of Social Comparison Processes. Human Relations, 7, 117–140. doi: 10.1177/001872675400700202
Filho, E.. Dobersek, U.. Gershgoren, L, Becker, B. & Tenenbaum, G. (2014) The cohesion-performance relationship in sport: A 10-year retrospective meta-analysis. Sport Sciences for Health, 10, 165–177. doi: 10.1007/s11332-014-0188-7
Folkes, V.S. (1982) Forming relationships and the matching hypothesis. Personality and Social Psychology Bulletin. 8, 631–636. doi: 10.1177/0146167282084005
Forsyth, D.R. (2010) Components of cohesion. Group Dynamics. 5th Edition. Wadsworth. Cengage Learning, 118–122.
Lundgren, D.C. (2004) Social feedback and self-appraisals: Current status of the Mead-Cooley hypothesis. Symbolic Interaction, 27, 267–286. doi: 10.1525/si.2004.27.2.267Для цитирования статьи:
Девишвили В.М., Мдивани М.О., Елгина Д.С. Групповая сплоченность в спортивных командах разного профессионального уровня. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 121–128.