Статья
Гусев А.Н., Пряжников Н.С., Тюрин К.Г. Экспертная система профориентации школьников «Выбирай и поступай». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.55-60
Автор(ы): Гусев Алексей Николаевич; Пряжников Николай Сергеевич; Тюрин Константин Геннадиевич
Аннотация
Представлены результаты разработки новой компьютерной профориентационной методики для школьников старших классов на основе разработанной Е.А. Климовым «формулы профессии» и современной схемы анализа профессий Н.С. Пряжникова. Показаны основные этапы получения экспертных оценок, позволивших соотнести компоненты профессиональной деятельности с официальным перечнем укрупненных специальностей Минобрнауки РФ. Рассмотрено преимущество 3-уровневых оценок школьников («хочу», «смогу сейчас» и «смог бы в будущем») перед традиционным оцениванием школьником своих актуальных предпочтений. В процессе выбора профессии предпочитаемые характеристики будущей трудовой деятельности задаются не в виде прямых оценок их традиционных обозначений (предмет, цели, средства, условия и др.), а через парные сравнения основных трудовых и учебных действий. Компьютерная система онлайн-тестирования обеспечивает работу с методикой чрез Web-интерфейс на современных программных платформах — Windows, Android, MacOS, iOS, Linux.
Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования
PDF: /pdf/vestnik_2016_4/vestnik_2016-4_55-60.pdf
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 55-60
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.55
Ключевые слова: профориентация; экспертная система; трудовые действия; учебные действия; парные сравнения; компьютерное онлайн-тестирование
Доступно в on-line версии с 30.12.2016
В основе данной методики лежат следующие идеи: 1) комплексная оценка выбираемой трудовой деятельности на основе «формулы профессии», разработанной Е.А. Климовым (1990), расширенная и доработанная с учетом некоторых современных реалий в виде «Схемы анализа профессий» (Пряжников, 2012); 2) использование экспертов для четырехэтапной оценки соответствия компонентов профессиональной деятельности официальному перечню укрупненных специальностей Минобрнауки РФ; 3) возможность использования методики как в режиме реального профконсультирования, так и в режиме «онлайн» для возможности самостоятельной оценки школьниками своих предпочтений, что позволяет расширить возможности применения методики жителями отдаленных территорий; 4) возможность ориентироваться не только на свои желания («хочу»), но и на свои актуальные возможности («смогу сейчас»), а также на свои потенциальные возможности («смог бы в будущем, если бы постарался и поработал над собой»); 5) выбираемые характеристики будущего труда представлены не в виде их традиционных обозначений в психологии труда (предмет, цели, средства, условия и др.), а в формулировках основных трудовых действий, что, на наш взгляд, более понятно школьнику; 6) возможность рассматривать свои предпочтения не только к укрупненным группам специальностей высшего образования, но и к специальностям среднего профессионального образования; 7) гибкая схема работы с методикой, допускающая выбор школьником тех форматов работы, которые покажутся ему наиболее значимыми и удобными, с помощью большинства современных программных платформ — Windows, Android, MacOS, iOS.
Перспективными идеями являются: 1) возможность оценивать свои предпочтения и даже ориентировочную готовность не только к определенным профессиям (укрупненным специальностям), но и к возможной учебно-профессиональной деятельности в выбираемом вузе или колледже в зависимости от региона проживания учащегося; 2) возможность корректировать экспертную систему по мере накопления опыта использования методики, а также с учетом новой профессиографической информации об укрупненных специальностях и особенностях обучения в соответствующих учебных заведениях; 3) возможность корректировки экспертной системы с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности и специфики получения профессионального образования; 4) возможность дальнейшей конкретизации экспертной системы с оценкой соответствия основных компонентов труда не только по отношению к укрупненным группам специальностей, но и по отношению к конкретным видам специальностей.
Экспертирование проводилось силами специалистов, имеющих многолетний опыт знакомства с разными видами труда, а также опыт профессионального консультирования школьников и персонала различных организаций по вопросам карьерного роста. В ходе экспертирования, после оценки предварительных итогов, была заменена часть экспертов, у которых многие оценки обладали недостаточной консистентностью по отношению к оценкам других экспертов. Важной особенностью экспертирования было то, что по всем укрупненным специальностям общая сумма возможным баллов (по всем трудовым действиям) была одинаковой, что исключало перекос в «пользу» какой-либо профессии, что могло бы привести к тому, что эту профессию выбирали бы чаще всего.
Само экспертирование проводилось в несколько этапов: 1) разработка и обсуждение общего алгоритма экспертирования; 2) определение значимости различных характеристик (трудовых действий) применительно к конкретной укрупненной группе специальностей; 3) индивидуальное экспертирование; 4) групповое уточняющее экспертирование в режиме «фокус-группы»; 5) окончательное экспертирование силами экспертов, специально выделенных группой. Заметим, что такая «этапность» экспертирования оказалась очень полезной и показала, что даже многие уверенные в своих оценках эксперты часто удивлялись, что прежние их оценки оказывались не всегда точными (особенно на фоне обобщенных показателей других экспертов). Тем не менее иногда в режиме совместного обсуждения какому-то эксперту удавалось убедить остальных экспертов в своей правоте.
Общая процедура использования методики в обобщенном виде следующая (по этапам):
-
Школьник (клиент) знакомится с общей инструкцией (она представлена на экране монитора или мобильного устройства). В дальнейшем, при переходе к каждому очередному действию, на экране высвечиваются более конкретные инструкции с возможностью возвращения к прежним действиям и их корректировки.
-
Школьнику поочередно предлагаются различные группы основных трудовых действий, параметров оценки укрупненных специальностей, в соответствии с идеей Е.А. Климова о необходимости комплексного учета основных характеристик профессии. В каждой группе путем парного сравнения он должен выбрать одно наиболее предпочтительное для себя трудовое действие по следующим параметрам: 1) «хочу», 2) «могу сейчас», 3) «смогу в будущем». Далее такая же работа проводится с другой группой трудовых действий.
-
После завершения работы с трудовыми действиями по всем укрупненным группам специальностей на экране высвечиваются в виде рейтингового перечня все эти группы специальностей. Можно путем соответствующих команд высветить только перечни по высшему образованию, или отдельно по среднему профессиональному образованию. При этом в соответствующих колонках рядом с каждой укрупненной специальностью высвечиваются итоговые показатели по оцениваемым параметрам: «хочу», «могу», «смогу в будущем». Респондент также может менять рейтинги в соответствии с интересующими его параметрами — по «хочу», «могу» или «смогу в будущем. По нашему мнению, все это позволяет при подведении итогов рассматривать не только свои актуальные предпочтения, но и возможности (актуальные и потенциальные).
-
По данным результатам, по желанию клиента (путем введения соответствующих команд) на экране высвечиваются общие рекомендации, особенно интересные тогда, когда имеется несоответствие между этими параметрами. Например, какая-то укрупненная специальность по параметру «хочу» не набирает большинство баллов, но по «могу» и «смогу в будущем» выглядит очень привлекательно. Или наоборот. Таким образом, школьнику есть над чем подумать, принимая окончательное решение о выборе профессии. Понятно, что в режиме «живого» профконсультирования (в отличие от компьютерного) может получиться достаточно содержательное совместное обсуждение конкретных выборов и перспектив дальнейшего развития с учетом возможных усилий школьника и работы по его подготовке к привлекательным специальностям.
-
Также по желанию респондента на экране напротив каждой группы укрупненных специальностей демонстрируются учебные заведения, где можно обучаться по данному направлению. Экспертная система позволяет также подобрать учебные заведения, расположенные в той местности, где проживает школьник. В перспективе предполагается по каждому такому учебному заведению давать и более полную информацию, необходимую для более детального знакомства с ним.
-
Аналогично проводится работа и с учебно-профессиональными действиями: 1) дается несколько измененная инструкция; 2) школьник выбирает путем парного сравнения наиболее привлекательные для себя учебно-профессиональные действия; 3) далее на экране высвечиваются рейтинговые перечни учебных заведений (вузов и колледжей), куда можно было бы поступить с большей вероятностью и успешно обучаться в соответствии с желаниями («хочу»), имеющимися возможностями («могу») и потенциальными возможностями («смогу в будущем»); 4) также можно рассмотреть другие перечни с точки зрения наибольшего предпочтения по желаниям, актуальным или потенциальным возможностям обучения; 5) по желанию клиента также можно получить обобщенные рекомендации (на что обратить внимание, о чем дополнительно задуматься).
-
Итоговая оценка предпочтений и возможностей школьника и выдача ему окончательных обобщенных рекомендаций с учетом ориентации не только на будущую профессиональную деятельность (для большинства она наступит нескоро), но и на перспективу обучения в тех или иных учреждениях профессионального образования.
На наш взгляд, данная методика еще сравнительно новая и вполне возможно, что по мере накопления опыта ее использования возникнут новые идеи по ее обогащению и совершенствованию, о чем уже говорилось, когда мы обозначали перспективные идеи совершенствования предлагаемой экспертной системы.
Список литературы
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2012.
Для цитирования статьи:
Гусев А.Н., Пряжников Н.С., Тюрин К.Г. Экспертная система профориентации школьников «Выбирай и поступай». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.55-60