Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Кремень М.А., Герасимчик А.П. Проблема экстремальности и безопасность личности //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2011.- №4 -с.39-42

Автор(ы): Кремень Маркс Аронович; Герасимчик Александр Петрович

Аннотация

В работе анализируется разнонаправленность воздействия экстремальной ситуации на личность. Рассматривается взаимосвязь двух аспектов экстремальности: психологической и профессиональной. Делается вывод, что наиболее опасной для личности и общества в современном мире является информационная экстремальность.

PDF: /pdf/vestnik_2011_4/vestnik_2011-4_39-42.Pdf

Страницы: 39-42

Ключевые слова: экстремальность; экстремальная ситуация; безопасность личности

Экстремальность в жизненно-личностных, профессиональных, социальных ситуациях требует от человека исключительных, прежде всего духовных, нравственных, психофизических качеств, обеспечивающих ответное системное деяние в виде мужества преодоления, взвешенной разумности. Экстремальность не есть что-то необычное, наносное, скорее это наш естественный спутник жизни в системе отношений с природой и обществом. Решение проблем экстремальности всегда будет требовать кроме знаний естественных, гуманитарных и теологических наук своего личного философского осмысления, прежде всего предназначения человека, его целей, мотивов, его внутреннего мира, его отношения к миру созидания.

Даже в вопросе, как готовить специалиста-профессионала к преодолению стресса экстремальной среды, внутриличностного конфликта, аварийной ситуации в профессиональной деятельности, к преодолению психического напряжения в соревновательной ситуации, надо знать, что именно страшит конкретного субъекта — утрата материального положения, чести и достоинства, отвержение профессиональным сообществом или утрата самой жизни. Надо также знать, какие ценности исповедует профессионал, каковы его культура, здоровье, уровень интеллекта, выраженность профессионально важных качеств, каков мотив к достижению, уровень ценности личности, чем наполнена потребностная среда и т.д.

Рассмотрим эту проблему в контексте поведения человека в нештатных ситуациях с явной угрозой для жизни. У человека опасной профессии угроза для жизни проецируется через сознание и чувства, порождая разные психические состояния, в том числе и страх. Однако сам процесс проекции психических состояний на субъекта опасной профессии встречает на своем пути буфер в виде ценности любви к профессии, избранной на всю жизнь. Отсюда в подсознании профессионала формируется страх утраты профессии из-за потери здоровья, способностей к постоянному повышению квалификации, органично связанной с расширением риска подвергать себя психической и физической угрозе вплоть до возможной гибели, появлением синдрома в виде потери мотива, что является высшей формой внутриличностного экстремального конфликта, и, наконец, из-за психофизиологического и нравственного истощения от непонимания тебя окружающими.

Отличием экстремальной ситуации от нормальной является незапланированность и включение в информационный поток самого сильного стресс-фактора неопределенности информации, что влечет за собой два отрицательных последствия.

  1. Затруднение процесса предугадывания и управления происшедшими событиями, так как человек оказывается позади ситуации, и она им руководит, и ему требуется время на включение оперативного мышления по выбору решения. Задержка во времени, как правило, сопровождается ростом эмоционального и психического напряжения.

  2. Заранее заученные операции, четко работающие в условиях стереотипных действий, необходимо оттормаживать, так как теперь впереди их идут специальные умственные действия, направленные на определение причины и смысла случившегося. Стереотип включен в систему обнаружения, а в данном случае требуется опознание и принятие решения. И не случайно более 2/3 времени, проходящего от момента обнаружения аварийной ситуации до выхода из нее, занимает этап принятия решения.

Таким образом, главным объектом психолого-педагогической подготовки к преодолению экстремальной ситуации является умственная деятельность: сознание, мышление, личностные характеристики, интеллект.

Кратко охарактеризуем черты умственных действий:

  1. интеллектуальная способность к переработке неполноценной информации, к преобразованию неявного сигнала в стимульный, побуждающий к выполнению конкретных действий;

  2. гибкая приспособляемость к меняющимся опасным условиям деятельности в пространстве и времени;

  3. личностная активность в поиске нужных признаков и их творческий анализ;

  4. быстрая мобилизация нужных в данный момент свойств психики: внимания, продуцирования новых решений.

Из вышеизложенного следует, что экстремальная ситуация любого генеза есть комплексный раздражитель, возникающий внезапно и требующий двухуровневого ответа: уровень приспособительно-защитных реакций типа ориентировочно-исследовательской деятельности и уровень сложных интеллектуальных реакций, формирующих стратегию поведения и обеспечивающих выбор решений и мобилизацию всех психических процессов и состояний на преодоление конкретного экстремального события.

Экстремальная ситуация всегда отражает угрозу и первоначально адресуется психике. Сила и продолжительность ее воздействия отражается состоянием сознания. Поэтому экстремальная ситуация может быть одной, а формы ее отражения в сознании могут быть разными. Это объясняется тем, что человек может реагировать не на сам факт, а на воображаемые последствия.

При определении связи профиля личности с гибелью в чрезвычайных ситуациях установлено, что люди, обладающие отрицательными личностными качествами (такими, как амбиции, чрезмерное самомнение, недостаточная критичность в самооценках и др.), чаще погибали в крайне сложных и скоротечных ситуациях (см., напр.: Пономаренко В.А. Профессия — психолог труда. М., 2007, с. 216).

Практически все раздражители физико-химической, биологической, психофизиологической, социально-экологической природы, с которыми сталкивается организм, психика, личность действующего человека при взаимодействии с природой, обществом, входят в состав экстремальных ситуаций. Все органы чувств и психика имеют разветвленную сеть регулирующих, защитных, приспособительных механизмов, обеспечивающих жизнедеятельность и психическую выносливость. Но все до определенного предела, обусловленного общим законом, мерой вещей.

Экстремальность есть крайнее выражение любого вида воздействия на живую материю, живое вещество, на высшее психическое образование. Экстремальность как универсальная угроза приобретает системное очертание разрушения целостности человека, когда у него в данной конкретной жизненной ситуации не сформирован адекватный механизм адаптации, оперативной перестройки всей системы компенсаторных функциональных механизмов регуляции жизненных систем. Что касается психики, то для нее экстремальность проявляется в двух ипостасях:

  • —   психологической, когда человек не обладает специфическими качествами воли организовать интеллектуальный процесс в интересах построения модели предвиденного будущего;

  • —   профессиональной, когда профессионал не имеет средств для снятия с ситуации ее экстремальности с помощью смыслообразующего выбора нестандартных, альтернативных действий.

Экстремальность воздействия набирает силу и масштаб распространения, когда в памяти нет образов распознавания стимулов и механизмов перевода угрожающего физического стимула в смыслообразующий акт принятия решения.

Экстремальность избирает стандартность, устойчивость, симметричность, логичность, традиционность и все то, что, казалось бы, проверено жизненным и социальным опытом. В результате информационная матрица нашего жития в определенное время, оказывается, не содержит в полном объеме тех новых функциональных органов, которые обеспечат главное — ассиметричный, нестандартный, высокоинтеллектуальный, этический, нравственный ответ, отражающий не столько факт, сколько истину происходящего.

Из всех видов экстремальности наиболее опасна и разрушительна для личности, общества, человечества в целом информационная экстремальность. Точками приложения информационной экстремальности являются сознание, психические процессы, состояния, интеллект, чувства, воля, дух.

Человеческий фактор в процессуальном отношении всегда представлен в виде гласной и полугласной вины в любом происшествии. У человека опасной профессии, целью которой является спасение других или жертвование своим здоровьем, информационно формируется синдром виновности. Именно этот психический образ тормозит альтернативное решение в экстремальной ситуации, если это решение выходит за рамки регламента. Например, на 100 погибших летчиков-истребителей более 50% имели возможность воспользоваться средством катапультирования, но не воспользовались. Боролись за жизнь самолета, за свою честь, долг, предчувствуя последствия «разборов» на земле.

Для цитирования статьи:

Кремень М.А., Герасимчик А.П. Проблема экстремальности и безопасность личности //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2011.- №4 -с.39-42