Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Лаптев Л.Г., Бельков О.А. Образование и национальная безопасность //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2011.- №4 -с.17-23

Автор(ы): Лаптев Леонид Григорьевич; Бельков Олег Алексеевич

Аннотация

В работе предпринята попытка выявить основные направления двусторонней взаимосвязи между состоянием образовательной сферы и уровнем национальной безопасности. Авторы выдвигают и обосновывают мысль о том, что система образования выступает как ресурс, объект и средство государственной политики национальной безопасности.

PDF: /pdf/vestnik_2011_4/vestnik_2011-4_17-23.Pdf

Страницы: 17-23

Ключевые слова: система образования; национальная безопасность

Сегодня образование наряду с наукой и информатизацией общества следует признать важнейшим стратегическим ресурсом развития государства, поскольку образованные люди — главное условие успеха всех экономических, политических и социальных преобразований в России. Осознание важности этих тенденций нашло свое яркое воплощение в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (утверждена Указом Президента РФ Д.А. Медведева No 537 от 12.05.2009). Этот документ выдвигает науку, образование и инновационные технологии в ряд основных приоритетов устойчивого развития страны, относит повышение уровня и доступность конкурентоспособного общего и профессионального образования населения к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности и возводит в ранг государственной нормы положение общей теории безопасности, которое С.В. Демченко формулирует так: «Система национальной безопасности современного государства органично зависит от эффективности проводимой инновационной и образовательной политики» (Демченко, 2008, с. 169). 

Указанная зависимость носит двусторонний и многогранный характер. Ее анализ подтверждает сформулированное О.А. Бельковым (2009, с. 16) положение о том, что любая сфера жизни социума сопрягается с национальной безопасностью по нескольким направлениям: она выступает как свойство объекта безопасности, как ресурс и средство обеспечения безопасности, как основа и условие обеспечения различных видов безопасности и как источник опасности.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования, согласно новой стратегии национальной безопасности РФ, являются: развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы; повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счёт доступности конкурентоспособного образования.

Обращаясь к проблеме образования в контексте вопросов национальной безопасности, начнём с очевидного. Провозглашенная в законе «Об образовании» приоритетность области образования, образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, право на образование как одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ могут быть реальными, содержательными, действенными только в условиях безопасности. Нарушение безопасности (будь то в силу природных катаклизмов, экономической стагнации, социальных потрясений или внешнего давления) затрудняет, а в предельном случае делает невозможной их реализацию.

Разумеется, система образования существует и продолжает функционировать и в критической ситуации. Однако под давлением обстоятельств она сталкивается со многими проблемами, оказывающими на неё деструктивное воздействие. Так, в условиях поразившего мир и страну экономического кризиса стремительно упал спрос на людей с дипломами. Согласно прогнозам, до 50% выпускников вузов в 2009 г. не найдут себе применения на рынке труда (О «перепелиных яйцах»..., 2009).

Обратная взаимосвязь между образованием и национальной безопасностью обусловлена тем, что безопасность России обеспечивается людьми. Она в решающей степени определяется человеческим фактором. Но ведь именно школа (средняя и высшая) выступает средой становления личности, её мировоззрения и, следовательно, формирует интеллектуальный, нравственный, трудовой потенциал общества, его способность обеспечить собственное развитие и безопасность. Следует согласиться с С.В. Камашевым (эл. ресурс), который утверждает, что безопасность государства в стратегическом плане определяется состоянием системы образования. Система образования — среда и сфера, важнейший механизм всемерного развития, мобилизации и актуализации интеллектуального потенциала и, следовательно, инновационного развития. В индустриально развитых странах мира за ее счет получают до 40% прироста валового национального продукта (Болотин, Митин, 1997). И обеспечение национальной безопасности России прямо зависит от того, с какой подготовкой войдет молодежь страны в XXI век, каковы будут ее нравственные и политические идеалы, социальные ценности, уровень общей культуры и профессиональной подготовки.

Образование служит обеспечению безопасности на всех уровнях: личности, общества, государства. Оно играет существенную роль в укреплении всех ее видов. Так, без квалифицированных кадров невозможны экономическая и военная безопасность государства; технологическая безопасность немыслима без научных разработок. В современных условиях единственно возможным путем возрастания могущества России является сохранение, развитие и мобилизация интеллектуального потенциала страны. Её будущее связывается с переходом на инновационный путь развития, в реализации которого трудно переоценить роль образования.

Система образования в интересах безопасности решает три круга задач. Во-первых, она вооружает каждого человека знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для обеспечения личной безопасности, формирует культуру безопасности (курсы «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе, «Безопасность жизнедеятельности» в вузе, например). Не менее важно, что в процессе обучения человек научается и приучается при исполнении своих функциональных обязанностей действовать ответственно и грамотно с учетом интересов общественной безопасности. Это достигается в результате правового, экологического, политического и т.д. просвещения и воспитания. И если в «Доктрине информационной безопасности РФ» констатируется «неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны», то значительная часть вины за это ложится и на систему образования.

Во-вторых, в системе образования готовятся специалисты, профессионально занятые обеспечением конкретных видов и направлений безопасности. Понятно же, что выявление и отслеживание тех или иных видов опасностей, разработка и осуществление мер по их предупреждению, нейтрализации, устранению требует разных инструментов и средств, разных знаний и опыта, разных структур и лиц. Скажем, оценивать и воздействовать на сейсмическую, санитарно-эпидемиологическую, военно-политическую, криминогенную и т.д. обстановку не могут одни и те же люди, одна и та же структура. Работники правоохранительных, природоохранных, военных, аварийно-спасательных и др. служб готовятся по совершенно разным программам, методикам, алгоритмам. Вот почему система образования в РФ включает в себя ведомственные образовательные учреждения и организации или наоборот различные ведомства имеют собственные образовательные учреждения, в которых готовят кадры для себя и других структур, нуждающихся в специалистах соответствующего профиля. Сеть таких учреждений особенно важна в связи с необходимостью переобучения и переквалификации взрослых.

В-третьих, чрезвычайно актуальны подготовка и переподготовка кадров в области организации систем безопасности. Речь идет о специалистах, должностных лицах, чьи задачи состоят в организации и обеспечении безопасного функционирования того или иного объекта безопасности, будь то предприятие (учреждение), группа (общность), территория или государство в целом (Юсупов, 2006). Это могут быть, например, заместитель директора по безопасности, начальник службы безопасности, член государственного или общественного комитета, департамента, комиссии и т.д. по безопасности и др. К настоящему времени в стране сложилась достаточно разветвленная сеть учебных центров, в которых подготовка так называемых «менеджеров безопасности» обретает комплексный, фундаментальный и в то же время прикладной характер.

Роль и значение образования в системе национальной безопасности определяется и тем, что оно является средой и механизмом сохранения, воспроизводства национальной (гражданской и этнической) идентичности социума, составляющих его индивидов и групп. В «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» указано, что национальные интересы России в духовной сфере «состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций гуманизма и патриотизма». Угрозы обществу в этой сфере представляют девальвация духовных ценностей и снижение духовно-нравственного потенциала общества. В «Доктрине информационной безопасности РФ» в числе угроз названы также «дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей».

В сохранении и воспроизводстве культуры нашей страны система образования и воспитания играет стратегически важную роль. Она не только передает обучаемым определенный объем ценностно-нейтральной информации, выдержанной в духе научно-технологического детерминизма, но и формирует у них уважение к своей стране, к ее прошлому, к старшим поколениям. Данная задача тем более важна, что в условиях глобализации обостряющееся геополитическое соперничество приобретает форму жесткого информационно-психологического противоборства, в котором предпринимаются массированные атаки на нашу историю, культуру, образ жизни. Система образования своей позитивной работой по формированию социально активной и ответственной личности, имеющей высокоразвитое чувство собственного достоинства, реализуется в патриотическом служении Родине, выступает мощным механизмом нейтрализации этих угроз и, следовательно, укрепления национальной безопасности России.

Еще одна (можно сказать, ситуативная) функция системы образования в интересах национальной безопасности состоит в том, что в условиях, связанных с кризисом напряженности на рынке труда, высшие и средние специальные учебные заведения во многом становятся своего рода «социальными сейфами», что в известной степени снижает безработицу и криминализацию молодежной среды. Чем платить пособие по безработице выпускнику школы, говорит ректор РГПУ им. А. И. Герцена Г. Бордовский (2009), дешевле обеспечить его стипендией и занять его. Чем иметь раздраженную молодежь на улицах больших и малых городов, лучше хоть какому-то проценту предоставить возможность еще пару лет поучиться в институте бесплатно.

Еще одно направление взаимосвязи рассматриваемых феноменов определяется тем, что сама система образования является объектом безопасности. Развертывая это положение, выделим три позиции.

Позиция первая фиксирует внимание на физической безопасности образовательного учреждения для задействованных или находящихся в нем лиц. В программе Минобразования России «Безопасность образовательного учреждения» на 2004—2007 гг. безопасность образовательного учреждения определяется как «условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций». В примерном проекте программы «Комплексная безопасность образовательного учреждения», которую Федеральное агентство по образованию рекомендует образовательным учреждениям, говорится о противопожарной безопасности, антитеррористической безопасности, защите от преступлений против личности и имущества, поддержании общественного порядка на территории образовательного учреждения, экологической безопасности, безопасности труда и обучения (охрана труда и учебы).

Позиция вторая относится к процессу и режиму обучения и прежде всего — к доступности и посильности учебного материала для всех учащихся. С сожалением приходится констатировать, что процесс обучения оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье школьников и студентов, так как испытываемые ими учебные нагрузки часто несоизмеримы с их возрастными и функциональными возможностями. В последние годы в образовании идет процесс смены образовательной парадигмы. В новой парадигме придается особая значимость охране и укреплению здоровья учащихся, что рассматривается как один из базовых принципов образования. В порядке реализации содержащихся там установок предлагаются различные пути и средства оптимизации учебного процесса (Ким, [эл. ресурс]; Менчинская, 2008).

Третья позиция касается организации и функционирования системы образования как социального института. Угрозы для нее имеют разные источники, природу, формы. Перечислим эти угрозы, имеющие место в реальной социальной и педагогической практике: кризис в сфере духовности; падение авторитета образования, прежде всего фундаментального; попытки радикального слома прежней системы образования и переделки ее по образцу развитых стран Запада; недостаточность финансирования; коммерциализация образования; высокий уровень коррупции в российских вузах объясняет необходимость глубокого реформирования всей системы образования. Нужны новая образовательная стратегия, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения.

При анализе взаимозависимости образования и национальной безопасности нельзя обойти молчанием еще одну, достаточно щепетильную проблему, связанную с тем, что система образования может играть дисфункциональную роль. Так, история нашей страны знает периоды, когда система образования насаждала доминировавшие псевдонаучные построения в отдельных областях знания, в том числе в естественных науках (Наука..., 2003). Весьма показательна в этом отношении кампания, развернутая в конце 1940-х гг. Т.Д. Лысенко, за развитие мичуринской биологии и борьбу против «метафизической и идеалистической вейсманистской генетики». Школа в этой кампании сыграла неприглядную роль. Разумеется, это была не вина ее, а беда. Но как бы там ни было, она внесла свою долю в торможение развития науки, использования ее достижений в интересах прогресса общества, обеспечения его безопасности.

Сейчас другие проблемы. К главным из них Уполномоченный по правам человека в РФ относит недостаточную эффективность и транспарентность конкурсного отбора новых студентов, а также само качество высшего профессионального образования. В наших вузах наблюдается явный переизбыток будущих юристов, экономистов и управленцев. Так, из 7 млн. российских студентов 800 тыс. учатся на юридических факультетах. В то же время во всей России всего около 100 тыс. учатся на физико-математических отделениях и примерно столько же студентов изучают электронику (Учебная тревога, 2009). По официальной статистике, у нас в стране 50% специалистов с высшим образованием работают не по специальности (в США — 18%, в Швеции — 25%) (Бордовский, 2009). Немалая часть выпускников отечественных вузов ищут и находят место для применения полученных знаний за рубежом. В результате плоды деятельности российской системы образования используются в интересах других стран, в том числе для решения проблем их национальной безопасности, а в некоторых случаях — в ущерб нашей национальной безопасности.

Таким образом, в системе национальной безопасности образование играет огромную и все возрастающую роль. Оно выступает одновременно как ее объект, ресурс и средство и создает, укрепляет фундамент будущего благополучия нации и безопасности страны. Именно поэтому развитие образовательной сферы должно быть важнейшим приоритетом политики национальной безопасности. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бельков О.А. Экономическое, социальное, региональное, внешнесредовое измерения государственного управления и национальной безопасности // Проблемы современного государственного управления в России: Труды научного семинара / Под ред. В.И. Якунина. М., 2009.

Болотин И., Митин Б. Образование и национальная безопасность России // Alma Mater. 1997. No 4. С.17—25. URL: http://www.informika.ru/text/magaz/ higher/1_97/1-3.html

Бордовский Г. Нужно минимум 15 лет, чтобы оценить результаты реформы образования // Время новостей за 9 апреля 2009 г.

Демченко С.В. Национальная безопасность и образовательная политика в современной России. М.; Орел, 2008.

Камашев С.В. Безопасность образования России в условиях его интеграции в мировое образовательное пространство. URL: http://soippo.narod.ru/documents/ konf_zhuk/kamashev.doc

Ким С.В. Валеологическая безопасность педагога в образовательной деятельности. URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2006N1/p53-56.htm

Менчинская Е.А. Конструирование здоровьесберегающего процесса обучения в современной начальной школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2008.

Наука и кризисы. Историко-сравнительные очерки / Ред.-сост. Э.И. Колчинский. СПб., 2003.

О «перепелиных яйцах» и других антикризисных мерах: Заседание Российского общественного совета по развитию образования на тему «Образование в условиях кризиса» 16 марта 2009 г. URL: http://www.hse.ru/news/recent/6599757.html

Учебная тревога: Ректоры российских вузов собрались на «кризисный» съезд // Время новостей. 2009. 20 марта.

Юсупов Р.М. Наука и национальная безопасность. СПб., 2006.

Для цитирования статьи:

Лаптев Л.Г., Бельков О.А. Образование и национальная безопасность //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2011.- №4 -с.17-23