Статья
Глозман Ж. М. Евгения Давыдовна Хомская: краткий очерк жизненного и научного пути. //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2014.- №3 -с.3-7
Автор(ы): Глозман Жанна Марковна
Аннотация
Краткий биографический очерк о Евгении Давыдовне Хомской (07.08.1929—06.03.2004)
Разделы журнала: К 85-летию со дня рождения Евгении Давыдовны Хомской (1929–2004)
PDF: /pdf/vestnik_2014_3/vestnik_2014-3_3-7.pdf
Страницы: 3-7
Ключевые слова: Хомская Евгения Давыдовна; нейропсихология
Доступно в on-line версии с 30.09.2014
Семья. Евгения Давыдовна Хомская родилась 7 августа 1929 г. в семье крупного инженера, одного из создателей авиационных заводов в Москве, Таганроге, Казани, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре — Давида Моисеевича Хомского (1901—1982). Дед по отцовской линии — ученый-биолог, получивший образование в Германии (в Баварии), — был деканом биологического факультета Саратовского университета, где создал селекционную станцию. Мать, Любовь Михайловна Белякова (1899—1991), происходила из семьи священника, работала инженером-химиком в научно-исследовательских институтах и на военных заводах. Родители Евгении Давыдовны познакомились в Саратове, в госпитале, где отец лежал после ранения, а мать работала медсестрой. Молодожены решили переехать в Петербург, оба поступили в Санкт-Петербургский университет, после окончания которого Давид был приглашен на должность главного инженера вновь созданного Московского авиационного завода. Семья получила небольшую квартиру в Москве, где у них и родились двое детей — сын Петр (1925—1999), ставший, как и отец, инженером, и дочь Евгения (1929—2004). Оба кроме обучения в общеобразовательной школе занимались музыкой. В 1940-е гг. Давид Хомский не избежал ареста, год просидел в тюрьме, вышел тяжело больным, но благодаря усилиям жены поправился и вернулся к работе. Известный американский лингвист Ноэм Хомский (1928 г.р.) — троюродный брат Е.Д. Хомской. Его дед эмигрировал из России в США в начале XX в.
Студенческие годы. Евгения Давыдовна окончила среднюю школу с золотой медалью (и даже была упомянута в газете среди лучших учеников Москвы) и в 1947 г. поступила на отделение психологии философского факультета МГУ. В 1952 г. после защиты дипломной работы, посвященной психофизиологическому анализу речевой семантики (научный руководитель А.Н. Соколов), она начала работать старшим лаборантом в санатории для умственно отсталых детей, который был экспериментальной базой лаборатории Института дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). Этой лабораторией руководил Александр Романович Лурия. Тесное сотрудничество и верная дружба с А.Р. Лурия продолжались в течение 25 лет, до самой его смерти в 1977 г. Александр Романович очень высоко оценивал творческий потенциал Евгении Давыдовны. Сохранилось воспоминание о том, как он, недовольный тем, что ей поручили сугубо техническое задание, воскликнул: «Разве можно золотом гвозди забивать!?».
В 1957 г. Е.Д. Хомская защитила кандидатскую диссертацию «Роль речи в компенсации дефектов условных двигательных реакций у детей», развивающую идеи Лурия о роли речи в регуляции двигательных функций. Она показала эффективность речевого опосредствования у детей с задержкой психического развития в отличие от умственно отсталых детей.
Работа в МГУ. С 1958 г. и до последних дней жизни Евгения Давыдовна работала в Московском университете. В 1971 г. она защитила докторскую диссертацию «Лобные доли мозга и процессы активации», содержание которой вошло в монографию «Мозг и активация» (1972), опубликованную в 1982 г. в США издательством “Pergamon Press”. В этой монографии были изложены результаты исследования функций лобных долей мозга методами ЭЭГ и доказана роль лобных долей в произвольной регуляции психических функций.
В 1973 г. научная работа Е.Д. Хомской была отмечена Ломоносовской премией. С 1974 г. она занимала должность профессора кафедры нейро- и патопсихологии; с 1968 по 1976 г., когда факультет психологии возглавлял А.Н. Леонтьев, была заместителем декана по научной работе; с 1977 по 1980 г. исполняла обязанности заведующего кафедрой нейро- и патопсихологии. В 1996 г. Евгения Давыдовна была удостоена почетного звания «Заслуженный профессор МГУ».
На факультете психологии Е.Д. Хомская читала курсы «Основы нейропсихологии», «Психофизиология локальных поражений мозга», «Клиническая нейропсихология», «Патология эмоций», «Нейропсихология индивидуальных различий». Под ее руководством было выполнено более 50 кандидатских работ, многие ее ученики защитили докторские диссертации. Она является автором первого в нашей стране учебника «Нейропсихология», выдержавшего несколько изданий (1987, 2002, 2003, 2005, 2011), представляющего собой фундаментальный труд, отражающий современное состояние нейропсихологии, вклад А.Р. Лурия и отечественной нейропсихологической школы в ее формирование как самостоятельной науки.
Нейропсихологическая психофизиология. На протяжении многих лет Евгения Давыдовна работала в Институте нейрохирургии АМН СССР, в лаборатории, которой руководил А.Р. Лурия. Разрабатывала различные проблемы нейропсихологии: проблему речевой регуляции движений, мозговых механизмов зрительного восприятия, ЭЭГ-коррелятов произвольного внимания, памяти, интеллекта. Е.Д. Хомская создала новое направление — нейропсихологическую психофизиологию и предложила новый метод анализа асимметрии кривых ЭЭГ. Ею было показано, что асимметрия больше коррелирует с показателями интеллектуальной деятельности, чем с амплитудой и частотными характеристиками ЭЭГ. Исследования Евгении Давыдовны доказали, что речевая регуляция интеллектуальной деятельности вызывает стойкую активацию мозга в норме и при внелобных поражениях мозга и не вызывает ее у больных с поражениями медио-базальных лобных структур. Тем самым была получена возможность дифференциации лобных и псевдолобных синдромов. Результаты этих исследований вошли в ряд сборников, опубликованных под редакцией Е.Д. Хомской: «Лобные доли и регуляция психических процессов» (1966, совместно с А.Р. Лурия), «Проблемы нейропсихологии» (1977), «Функции лобных долей мозга» (1982).
С 1972 по 1980 г. Евгения Давыдовна также возглавляла лабораторию нейропсихологии Института психологии АН СССР, где с группой своих сотрудников занималась нейропсихологическим и психофизиологическим анализом нарушений высших психических функций. В эти годы была опубликована монография «Процессы экстраполяции в глазодвигательной системе» (1981) и подготовлен ряд сборников: «Функциональные состояния мозга» (1975), «А.Р. Лурия и современная нейропсихология» (1982), «Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии» (1986), «Новые методы нейропсихологического исследования» (1989).
Теоретическая нейропсихология. Е.Д. Хомская внесла важный вклад в разработку теоретических основ нейропсихологии. Ею опубликован ряд статей о связи луриевской нейропсихологии с естественно-научными отечественными традициями, с психологическими идеями Л.С. Выготского, о современном понимании соотношения мозга и психики, о нейропсихологических факторах и др. В последние годы Евгения Давыдовна разрабатывала проблему межполушарной организации психических процессов, изучала нейропсихологические аспекты проблемы индивидуальных различий, создала новое направление — нейропсихологию нормы. Она также исследовала возможности применения нейропсихологических методов при анализе пограничных состояний (в частности, лиц с «чернобыльским синдромом»), разрабатывала новые методы анализа эмоциональных и познавательных процессов с применением компьютерных технологий. Эти исследования Е.Д. Хомской и ее сотрудников обобщены в ряде статей, в монографиях «Мог и эмоции» (1992, 1998), «Нейропсихология индивидуальных различий» (1997), в сборниках «Нейропсихология сегодня» (1995), «Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий» (2000).
Как и ее учитель, Александр Романович Лурия, Евгения Давыдовна всегда сочетала научную работу с практической, регулярно проводя нейропсихологические обследования больных в Институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко и обучая студентов и молодых коллег методам нейропсихологической диагностики.
Евгения Давыдовна Хомская является автором более 300 научных публикаций (более 80 — в иностранной печати), в том числе 4 монографий. Под ее редакцией опубликовано более 20 сборников по нейропсихологии.
Память об учителе. Е.Д. Хомская много сделала для сохранения и развития научного наследия А.Р. Лурия. После смерти учителя она подготовила к печати его монографии «Язык и сознание» (1979) и «Этапы пройденного пути» (1980). В 1992 г. вышла ее книга «А.Р. Лурия. Научная биография». Евгения Давыдовна была председателем программного комитета I Международной конференции памяти А.Р. Лурия, проходившей в Москве в 1997 г., и сопредседателем международного президиума конференции, посвященной 100- летию со дня рождения А.Р. Лурия (Москва, 2002).
В одной из своих последних статей, посвященных А.Р. Лурия[1], Евгения Давыдовна написала: «Важно, чтобы луриевская нейропсихология сохранила свое место среди нейронаук. Это зависит не только от общей ситуации в нашей стране, но и, в еще большей степени, от представителей луриевской школы (сейчас и в будущем), от их преданности науке, энтузиазма, лояльности по отношению к заданным Александром Романовичем направлениям» (Homskaya, 2004, p. 9).
Продолжая развивать идеи луриевской нейропсихологической школы, Е.Д. Хомская стала создателем новых направлений нейропсихологической науки, которые актуальны и сегодня.
Евгения Давыдовна была человеком необыкновенно талантливым, эрудированным, страстно увлеченным наукой, с большой научной интуицией. Она имела спокойный и выдержанный характер (никто не помнит, чтобы она когда-нибудь повысила голос), тонкое чувство юмора. Она отличалась великодушием и доброжелательностью, любила детей и животных. Такой она и осталась в нашей памяти.
Примечание
1. Homskaya E.D. The achievements of Lurian neuropsychology in the study of the problem “brain and mind” // A.R. Luria and contemporary psychology: Festschrift celebrating the centennial of his birth / Ed. by T.V. Ahutina, J.M. Glozman, L.I. Moskovich, D. Robbins. N.Y.: Nova Science, 2004. P. 3—12.
Для цитирования статьи:
Глозман Ж. М. Евгения Давыдовна Хомская: краткий очерк жизненного и научного пути. //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2014.- №3 -с.3-7