Статья
Коллектив факультета психологии МГУ. Конкурс дипломных работ-2013 // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2013.- №4 -с.131-139
Автор(ы): Коллектив факультета психологии
Аннотация
Публикация содержит авторские аннотации лучших дипломных работ, выполненных на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в 2013 г.
Разделы журнала: На факультет психологии
PDF: /pdf/vestnik_2013_4/vestnik_2013-4_131-139.Pdf
Страницы: 131-139
Ключевые слова: Конкурс дипломных работ-2013; конкурс дипломных работ; аннотации
Доступно в on-line версии с 30.12.2013
В 2013 г. на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и в его филиалах был проведен очередной ежегодный конкурс дипломных работ.
Победителями конкурса признаны:
- Д.С. Портнова (1-е место),
- М.А. Морозов (2-е место),
- А.В. Петракова (3-е место).
Специальными дипломами конкурса отмечены: А.П. Сивовав номинации «За актуальность и смелость изучения активного социального меньшинства на материале актуальных событий»; С.А. Ситниковав номинация «За инновационное исследование, выполненное в рамках деятельностного подхода в социальной психологии»; А.В. Райковв номинации «За высокую культуру экспериментального исследования»; А.Н. Амирасланова (г. Ташкент) в номинации «За инновационное психологическое исследование житейских понятий».
Ниже публикуются авторские аннотации лучших дипломных работ, выполненных на ф-те психологии МГУ в 2013 г. Материал подготовили Т.А. Нежнова и Н.Н. Поскребышева.
А. Н. Амирасланова (г. Ташкент)
Представления о зависти студенческой молодежи г. Москвы и г. Ташкента
Научный руководитель — Н.Г. Малышева
Цель исследования: выявить и проанализировать сходства и различия представлений о зависти студенческой молодежи г. Ташкента и г. Москвы.
Методологическая основа исследования — теория социальных представлений С. Московиси.
Методики: ассоциативная методика, обрабатываемая по схеме П. Вержеса, проективная методика «Bubbles», авторская анкета.
Выборка. Студенты вузов г. Ташкента (по 30 девушек и юношей) в возрасте от 18 до 29 лет (N=60, M=21.48, SD=2.09) и студенты вузов г. Москвы (по 30 девушек и юношей) в возрасте от 18 до 29 лет (N=60, M=21.10, SD=2.38).
Результаты исследования показали, что универсальным элементом представления о зависти является негативное отношение к данному феномену (элементы: «злоба», «злость», «ненависть»).
В представлениях об образе завистливого человека наблюдается ряд различий: например, студенческая молодежь г. Москвы в большинстве случаев изображает мужчину, а студенческая молодежь г. Ташкента изображает персонажей своего пола, т.е. юноши изображают мужчину, а девушки — женщину. Завистливость респонденты ассоциируют во всех случаях с отрицательными личностными чертами и с негативным отношением окружающих к завистливому человеку. При создании образа завистливого человека в большинстве случаев респонденты используют черный цвет, что может свидетельствовать о стремлении подчеркнуть отрицательность переживания зависти.
Культурная и гендерная специфика связана с представлениями о ситуациях проявления зависти. Так, согласно представлениям студенток г. Ташкента, наиболее распространенной ситуацией проявления зависти является семейное благополучие, согласно представлениям студенток г. Москвы — карьерный рост. При этом юноши из обоих городов отмечают проявления зависти в сфере карьеры и материального благополучия.
М. А. Морозов
Зрачковые реакции как показатель когнитивной нагрузки
Научный руководитель — Б.Б. Величковский
Цель исследования: выявление закономерных связей между динамикой уровня когнитивной нагрузки и динамикой размера зрачка, а также формулирование процедур оценки актуального уровня когнитивной нагрузки на основе данных о зрачковых ответах.
Методологическая основа исследования: традиция когнитивной психологии и общее представление о человеке как сложной системе переработки информации, обладающей определенными ограничениями.
Объектом исследования, представленного в данной работе, является процесс решения различных абстрактных задач. Именно в процессе решения умственных задач проявляются ограничения когнитивных систем различного рода. Предмет исследования — когнитивная нагрузка и ее динамика. Когнитивная (умственная) нагрузка — понятие, соединяющее в себе объективные требования ситуации, возможности действующего лица и умственные усилия, прикладываемые им для соответствия выдвинутым требованиям.
Методическое ядро работы — техника пупиллометрии, анализа ответов зрачка, полученных в экспериментальных условиях. Применялись отдельные техники из класса методик вызванных потенциалов.
Основные выводы:
- Существует функционирующий схожим образом в разных задачах показатель уровня актуальной когнитивной нагрузки, основанный на движениях зрачка.
- Процедура оценки уровня когнитивной нагрузки требует адаптации под экспериментальную задачу, однако не зависит от формальной структуры эксперимента (например, от длительности пробы).
- На основе данных о движениях зрачка может быть разработан показатель уровня актуальной когнитивной нагрузки, способный функционировать в условиях реальной операторской деятельности, т.е. основанный на изменении размера зрачка в зависимости от времени.
А. В. Петракова
Особенности восприятия лиц при поражениях правого и левого полушарий
Научный руководитель — Ю.В. Микадзе
Цель работы — изучение особенностей восприятия знакомых и незнакомых лиц у здоровых испытуемых и у больных с поражениями задних отделов правого и левого полушарий.
Объект исследования — стратегии переработки информации при восприятии знакомых и незнакомых лиц. Предмет исследования — влияние латеральной локализации мозгового поражения на стратегии восприятия знакомых и незнакомых лиц.
Работа базируется на теории системной динамической локализации высших психических функций, на представлениях о специфической роли левого и правого полушарий в переработке информации, на современных разработках, исследующих особенности процесса переработки информации о лице.
Методический инструментарий составляют классические методики (для определения ПЛО: проба Розенбаха, дихотическое прослушивание; общее нейропсихологическое обследование (классический набор проб по А.Р. Лурия)); компьютерный тест «Sequentialmatchingofpart-wholefaces» (тест «Часть и Целое») (из берлинской батареи тестов, диагностирующих особенности переработки информации о лице (“BeFaT“)), а также оригинальный тест, сделанный по аналогии с предыдущим, с использованием знакомых лиц, описание четырех портретов.
Выводы. При восприятии знакомых лиц ведущим является холистический, симультанный (не требующий детализации отдельных деталей лица) тип переработки информации, в то время как при восприятии незнакомых лиц возрастает роль аналитического, сукцессивного типа переработки информации (обеспечивающего дифференциацию деталей лица). В работе показан «эффект узнавания части-целого», проявляющийся в том, что соотнесение отдельных частей лица с целым лицом менее успешно в случае восприятия знакомых лиц, чем в случае восприятия незнакомых лиц.
У больных с левосторонними поражениями более грубо нарушена дифференциация при восприятии незнакомых лиц (требующих более выраженного использования аналитической, сукцессивной стратегии восприятия). При правосторонних поражениях наблюдается обратная ситуация, выполнение тестов с незнакомыми лицами протекает более эффективно, чем выполнение тестов со знакомыми лицами.
Успешная апробация методик «Часть и Целое» со знакомыми и незнакомыми лицами показала, что они могут использоваться в рамках нейропсихологической диагностики при обследовании лицевого гнозиса.
Д. С. Портнова
ВременнАя компетентность личности: опыт психометрического исследования
Научный руководитель — А.Г. Шмелев
Цели исследования: 1) исследовать психологические особенности временнОй компетентности личности и ее связь с устойчивыми личностными чертами; 2) разработать и апробировать оригинальные русскоязычные методики диагностики временнОй компетентности личности.
Методологическая основа исследования: компетентностный подход в психологии, концепция временнОй перспективы Ф. Зимбардо, концепция темпоральности Э. Холла и факторный подход к исследованию личности.
Методический инструментарий: 1) адаптированный опросник Ф. Зимбардо по временнОй перспективе (ZTPI), 2) авторская версия ZTPI на материале поговорок (ZTPI «Поговорки»), 3) авторская версия методики диагностики полихронности и монохронности ППК-ТМ («Параллельно-последовательная компетентность в тайм-менеджменте»-техническое название), 4) методики личностной диагностики на основе факторов «Большой пятерки»: а) оригинальная ипсативная версия на прилагательных; б) B5Plus; в) 11ЛФ.
Выводы: 1) разработанные оригинальные русскоязычные методики диагностики временнОй компетентности личности ППК-ТМ и ZTPI «Поговорки» прошли проверку основных психометрических свойств; 2) данные о связях ориентаций на полихронность/монохронность с факторами диспозиционной модели «Большая пятерка» согласованы с данными зарубежных авторов; 3) основной устойчивый эмпирический факт, выявленный в ходе проведения корреляционного анализа связей ориентации на полихронность/монохронность с факторами «Большой пятерки», состоит в наличии положительной корреляции между Полихронностью и Экстраверсией, а также между монохронностью и Самоконтролем; 4) результаты корреляционного анализа связей между составляющими временнОй перспективы и факторами «Большой пятерки», выраженность которых была измерена с помощью трех различных тест-опросников, представляют довольно неоднозначную картину, однако также сопоставимы с данными зарубежных исследователей.
А. В. Райков
Закономерности восприятия лицевой экспрессии и ее визуального контекста (в рамках теории удовлетворения ограничений)
Научный руководитель — А.Н. Онучин
Цель работы: доказать, что при восприятии сюжетного изображения (экспрессивный паттерн лица в визуальном контексте) частные суждения о его элементах испытывают взаимное влияние друг друга, которое может быть объяснено в терминах удовлетворения ограничений.
Объект работы — вербальные ответы испытуемых при восприятии сюжетных изображений. Предмет работы — целостная структура суждений испытуемых об элементах сюжетного изображения; особенности и закономерности влияния друг на друга частных суждений.
Выборка: в исследовании приняло участие 64 респондента — 13 мужчин и 51 женщина в возрасте от 20 до 60 лет.
Методы и методики: специально разработанный набор стимульных изображений, где в различных сочетаниях комбинировались экспрессивные паттерны лица и фоновые сцены, при естественном монтаже и искусственном совмещении, а также два контрольных ряда стимулов, включавших эти компоненты по отдельности. Все варьируемые переменные были сбалансированы с помощью гипер-греко-латинской схемы. Испытуемым последовательно предъявлялись 4 изображения. После ознакомления с каждым из стимулов они заполняли опросник, который содержал вопросы о человеке-трансляторе эмоции и окружающей ситуации, а также о доверии респондентов к подлинности фотографий.
Выводы
- Объективная информация, которая содержится в компонентах сюжетного изображения, накладывает ограничения на интерпретацию других компонент. Оценка мимического паттерна и его визуального контекста в составе сюжетного изображения отличается от их оценки при независимом восприятии.
- Восприятие лицевой мимики и фоновой сцены в составе сюжетного изображения сопровождается одновременным согласованием их оценок с учетом объективной информации, которая поступает от смежного стимула. При этом могут быть пересмотрены критерии оценки при независимом восприятии, а также введены новые критерии.
- Взаимная корректировка оценок человека-транслятора эмоций и обстановки, в которой он находится, возникает независимо от того, верит реципиент в реальность происходящего или нет.
- Оценочные суждения об элементах сюжетного изображения способны взаимодействовать друг с другом, при некоторых сочетаниях образуя интегральный смысл. Этот смысл не сводится к значению отдельных оценок, вступивших во взаимодействие.
- Появление интегрального смысла наблюдается, когда в пару суждений входит имплицитная оценка другого человека через опознание его эмоции.
- При восприятии неестественно совмещенных изображений не действуют никакие закономерности (ограничения), обнаруженные для восприятия сюжетных картинок.
А. П. Сивова
Анализ представлений об активном социальном меньшинстве в современном российском обществе
Научный руководитель — Т.Г. Стефаненко
Цель исследования — эмпирическое изучение представлений об активном социальном меньшинстве современного российского общества на индивидуальном уровне и в средствах массовой информации.
Методологическая основа исследования — теория социальных представлений и теория влияния меньшинства С. Московичи, концепция ядра и периферии социальных представлений Ж.-К. Абрика.
Предмет исследования — динамика представлений об активном социальном меньшинстве на разных этапах протестного движения в СМИ, а также их отражение в представлениях индивидуального уровня.
В качестве объекта исследования динамики социальных представлений были отобраны статьи в печатных и интернет-газетах за год (декабрь 2011 г. — декабрь 2012 г.). Основная тематика статей — освещение митингов или анализ их динамики. Объектом анализа социальных представлений на индивидуальном уровне выступили граждане РФ разного возраста и политических взглядов.
В исследовании были использованы методы опроса и контент-анализа, был создан частный семантический дифференциал.
Основные выводы
- За год с начала протестных акций активное социальное меньшинство постепенно начинало восприниматься как более радикальное, все более слабое, но в то же время более организованное.
- На индивидуальном уровне представления об активном социальном меньшинстве в группе «противников» митингов отличаются наличием позитивных характеристик в отсутствие на то предпосылок в СМИ, что может свидетельствовать о латентном влиянии активного социального меньшинства.
- Наблюдаются значительные различия представлений о социально активном меньшинстве в группах «сторонников» и «противников» протестного движения.
- В социальных представлениях респондентов выделяются 6 значимых факторов. Четко выделяется эмоциональный фактор симпатии, объясняющий 43.4% дисперсии. Остальные факторы — «Сила», «Воодушевление», «Напористость», «Социальный успех» и «Осторожность.
С. А. Ситникова
Групповое табу как фактор оценки индивидуальных вкладов в коллективный результат творческой деятельности малой группы
Научный руководитель — А.В. Журавлев
Цель исследования — изучение факторов, стимулирующих группу накладывать групповое табу на совместное обсуждение индивидуальных вкладов в коллективный результат совместной деятельности
Задачи: 1) построить модель ситуации совместной творческой деятельности; 2) выделить индикаторы группового табу; 3) выделить факторы, которые могут влиять на актуализацию группового табу; 4) выявить, атрибутируется ли феномен социальной лености в совместной творческой деятельности (индивидуальное распределение); 5) выявить условия, при которых имеет место феномен группового табу на обсуждение размеров индивидуальных вкладов в коллективный результат; 6) описать особенности проявления феномена группового табу на обсуждение размеров индивидуальных вкладов в коллективный результат применительно к разным ситуациям групповой работы.
Выборка: 88 человек в возрасте от 21 до 24 лет, которые составили 15 групп наивных испытуемых, по 4—8 человек в каждой.
Основной метод исследования — классический эксперимент с использованием разработанной нами процедуры оценки индивидуальных вкладов в коллективный результат в ситуации индивидуального распределения вкладов, группового и повторного индивидуального распределения.
Гипотезы: 1) в совместной деятельности будет иметь место феномен группового табу на обсуждение размеров индивидуальных вкладов в коллективный результат; 2) фактор успешности будет оказывать значимое влияние на актуализацию группового табу на обсуждение размеров индивидуальных вкладов в коллективный результат. Наиболее успешные группы в меньшей степени будут демонстрировать групповое табу, чем группы аутсайдеров; 3) тип группы будет оказывать значимое влияние на актуализацию группового табу на обсуждение размеров индивидуальных вкладов в коллективный результат. Естественные группы будут в большей степени актуализировать групповое табу, чем искусственные группы; 4) тип деятельности будет оказывать значимое влияние на актуализацию группового табу на обсуждение размеров индивидуальных вкладов в коллективный результат. Группы, осуществляющие совместно-творческую деятельность в меньшей степени будут демонстрировать групповое табу, чем группы, осуществляющие совместно-взаимодействующую деятельность.
Выводы
- Гипотеза № 1 подтвердилась. Феномен группового табу на обсуждение социальной лености имеет место. Люди уравнивают индивидуальные вклады в коллективный результат участников при групповом оценивании и дифференцируют их при индивидуальном оценивании при определенном сочетании факторов.
- Гипотеза № 2 подтвердилась. На актуализацию группового табу влияет фактор успешности. Фактор успешности группирует выборку определенным образом и актуализирует защитные механизмы. Более успешные группы в меньшей степени демонстрируют групповое табу, чем неуспешные.
- Гипотеза № 3 не подтвердилась. Тип группы не влияет на актуализацию группового табу.
- Гипотеза № 4 не подтвердилась. Тип деятельности не влияет на актуализацию группового табу.
- На актуализацию группового табу влияют определенные сочетания факторов: взаимодействие фактора успешности с типом группы. Естественные успешные группы в большей степени демонстрируют групповое табу, чем искусственные успешные.
- Способ оценки индивидуальных вкладов в коллективный результат сам по себе не влияет на групповое табу, однако делает значимым влияние на групповое табу тех факторов и их сочетаний, которые были не значимы в ситуации, когда способ оценки не учитывался:
- тип деятельности (на уровне тенденции). При совместно-взаимодействующей деятельности в большей степени наблюдается групповое табу, чем при совместно-творческой.
- тип группы и тип деятельности. Групповое табу в большей степени демонстрируют естественные группы, осуществляющие совместно-взаимодействующую деятельность.
- фактор успешности, тип группы, тип деятельности. Естественные успешные группы, осуществляющие совместно-взаимодействующую деятельность, демонстрируют групповое табу в наибольшей степени, чем другие группы.
Для цитирования статьи:
Коллектив факультета психологии МГУ. Конкурс дипломных работ-2013 // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2013.- №4 -с.131-139