Статья
Федорова С. М., Россохин А. В. Психолингвистический анализ интрапсихической динамики личности в процессе психоанализа// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.115-123.
Автор(ы): Федорова Светлана Михайловна; Россохин Андрей Владимирович
Аннотация
Теоретической предпосылкой данного исследования явились психоаналитическая теория объектных отношений и разработанная в ее русле теория структурных изменений. В процессе интериоризации значимых фигур, отношений и сопровождающих их аффектов формируется ин трапсихическое пространство объектных отношений личности. Статья посвящена эмпирической проверке основных предположений, лежащих в основе психоаналитической теории структурных изменений. Задача данного исследования состояла в том, чтобы, используя метод психолинг вистического анализа, формализованным способом оценить динамику реорганизации объектных отношений и интрапсихических инстанций личности субъекта в ходе психоанализа. Результаты психолингвисти ческого анализа динамики интрапсихических изменений подтвердили основные гипотезы: в процессе психоанализа происходит реорганизация пространства внутренних объектных отношений; психоаналитическая работа приводит к интрапсихическим изменениям личности: при увели чении показателя психической инстанции Эго уменьшаются показатели психических инстанций Супер-Эго и Ид. С помощью психолингвисти ческого анализа была также подтверждена гипотеза о повышенном по сравнению с обычным текстом содержании слов, обозначающих категорию Ид, в тексте, описывающем сновидение.
PDF: /pdf/vestnik_2015_1/vestnik_2015-1_115-123.pdf
Поступила: 11.09.2014
Страницы: 115-123
DOI: 10.11621/vsp.2015.01.115
Ключевые слова: личность; психоанализ; психолингвистический анализ; объектные отношения личности; интрапсихические изменения; сновидения
Доступно в on-line версии с 31.03.2015
В этой статье продолжается изложение результатов проведенного нами исследования динамики интрапсихических изменений личности в ходе психоанализа. Теоретической предпосылкой данного исследования явились психоаналитическая теория объектных отношений и разработанная в ее русле теория структурных изменений (Кернберг, 1998; Fairbairn, 1952; Greenberg, Mitchell, 1983). В процессе интериоризации значимых фигур, отношений и сопровождающих их аффектов формируется интрапсихическое пространство объектных отношений личности (Кернберг, 2000; Gomez, 1997).
Эмпирическим материалом нашего исследования явились транскрипты аудиозаписей 12 сессий с г-жой А., состоявшихся спустя 2 месяца после начала психоанализа. Г-жа А. в возрасте 38 лет обратилась за психоаналитической помощью с желанием избавиться от приступов «беспричинной» тревоги, связанной со страхом психического срыва, и усилить внутренний контроль. В речи г-жи А. наблюдалось множество эмоционально окрашенных прилагательных и глаголов. В начале нашей работы существовали сложности с продуцированием материала, переживанием эмоций и их дальнейшей рефлексией. Однако со временем испытуемая стала способна достаточно «искренне» описывать свои чувства по отношению к тому или иному человеку, а также фантазировать по поводу различных спонтанно возникающих образов, с которыми она идентифицировалась или же приписывала своему внутреннему миру.
Материалы (транскрипты) подвергались психосемантическому и психолингвистическому анализу. Теоретические основания всего исследования и результаты, полученные по психосемантической методике, изложены нами в предыдущей публикации (Федорова, 116 Россохин, 2013). В данной статье мы представим методику и результаты психолингвистического анализа.
В исследовании нами были выдвинуты 2 основные гипотезы: 1) в процессе психоанализа происходит реорганизация пространства внутренних объектных отношений; 2) психоаналитическая работа приводит к интрапсихическим изменениям личности, а именно: при увеличении показателя психической инстанции Эго уменьшаются показатели психических инстанций Супер-Эго и Ид. Результаты психосемантического анализа подтвердили обе гипотезы (см.: Федорова, Россохин, 2013). Однако поскольку ранее такие фундаментальные для понимания личности в психоаналитическом процессе категории, как интрапсихические инстанции Ид, Эго и Супер-Эго, эмпирически не изучались, для повышения надежности и валидности результатов мы сочли необходимым провести дополнительное исследование тех же самых транскриптов с использованием другого эмпирического метода — психолингвистического анализа. Используя две методики, основанные на совершенно разных способах оценки динамики одних и тех же категорий, мы можем делать более обоснованные выводы.
Если в первом исследовании оценка интрапсихической динамики производилась самой испытуемой и могла содержать некоторые субъективные критерии, то в настоящем исследовании мы решили провести оценку тех же показателей (Ид, Эго и Супер- Эго) методом психолингвистического анализа (Залевская, 1999; Леонтьев, 1997; Реферовская, 1983) дословных транскриптов речи клиентки. Материал спонтанной речи представляет широкие возможности для получения информации о ее латентном содержании: намерениях, внутренних конфликтах и других, как осознаваемых, так и неосознаваемых субъектом аспектах. Таким образом, задачи данного исследования заключались в следующем: 1) используя психолингвистический метод анализа, оценить динамику изменения интрапсихических инстанций (Ид, Эго и Супер-Эго) личности субъекта в процессе психоанализа и 2) провести сравнительный анализ методов психосемантического и психолингвистического анализа с целью выявления сильных и слабых сторон каждого метода применительно к исследованию психоаналитического процесса.
Разработка метода исследования
Необходимо было подобрать адекватные критерии для анализа речевого материала в категориях интрапсихических инстанций. Рассмотрим особенности каждой из интрапсихических инстанций и очертим круг критериев для соотнесения с ними материала спонтанной речи. Эго — это переводчик, посредник между различными частями психики и внешним миром, оно способно как переживать внутриличностные конфликты (регрессирующее Эго), так и наблюдать их со стороны и рефлексировать (наблюдающее Эго). Ид наиболее тесно связано с телом, является резервуаром инстинктов и, таким образом, источником энергии для всех видов психической деятельности; Ид представляет собой бессознательное личности, наиболее примитивные, элементарные и спонтанные побуждения, желания, импульсы, которые носят «диктаторский» характер. Супер-Эго — интернализованный представитель наиболее важных для личности фигур родителей, внутренний реликт самых ранних и самых сильных эмоциональных связей.
Частотность употребления местоимения «я» может говорить о развитости Эго в случае, когда человек обозначает себя как активного субъекта действия. Пример 1: «Я приняла решение двигаться дальше, пусть даже будет много трудностей и иногда, возможно, мне будет не хотеться ... и ... и, возможно, будет больно» (Г-жа А., 11.04.1998). Однако при употреблении местоимения «я» в сочетании с пассивной формой глагола мы имеем дело с проявлением импульсов Ид. Пример 2: «В тот момент я была совершенно растеряна. Что происходит? Почему эти люди меня не слушают? Я металась, я была охвачена ужасом» (Г-жа А., 08.02.1998). Также местоимение «я» может обозначать и проявления Супер-Эго, когда употребляется с глаголами долженствования, оценочными прилагательными и существительными. Пример 3: «Я должна забыть и никогда об этом и не вспоминать, как страшный сон. Все пройдет, не надо даже и думать» (Г-жа А., 08.02.1998). Пример 4: «Мы вязнем с вами в этом болоте, я ничего не хочу, мои переживания ничего не стоят ... это все пустое, не вижу смысла говорить об этом дальше ... я — корова, я, я — беззаботная корова, пасущаяся на лугу» (Г-жа А., 16.12.1997).
Как мы видим, для соотнесения текста спонтанной речи с инстанциями Ид, Эго и Супер-Эго необходимо использовать качественный анализ каждого высказывания в силу того, что нельзя выделить однозначные критерии, охватывающие все тонкости и особенности верифицируемых категорий, хотя некоторые критерии все же пригодны и адекватны.
Итак, для категории Эго мы использовали критерий употребления местоимения «я» в сочетании с глаголами активной формы (за исключением случаев, относящихся к другим категориям).
Для категории Ид важнейшей характеристикой является то, что нечто происходит само собой, субъект при этом пассивен, не наблюдает и не рефлектирует происходящее с ним. Критериями служат: употребление местоимения «я» в сочетании с пассивной формой глагола или страдательным причастием (как в примере 2), наличие возвратных или безличных глаголов, а также наречий образа действия в сочетании с местоимениями «мне», «меня» или же без них, назывных предложений, обозначающих состояние субъекта. Пример 5: «В такие моменты мне всегда хочется чего-нибудь сладенького» (Г-жа А., 11.04.1998). Пример 6: «Я шла по набережной, солнце, вода искрится ...завораживает» (Г-жа А., 11.04.1998). Пример 7: «Лежу себе целыми днями, болею, ничего не делаю ... все носятся вокруг меня кругами ... хорошо ... и совесть совсем не мучает» (Г-жа А., 17.01.1999).
Для категории Супер-Эго мы исходили из того, что высказывание носит характер долженствования, оценки, вины, оно может и не содержать местоимения «я», «мне», иметь форму глагола повелительного наклонения, выражаться вопросом, подразумевающим ответ в виде позволения или оценки. Пример 8: «Ну, всё! Хватит ныть!... Извините, мне надо выйти» (Г-жа А., 10.03.1998). Пример 9: А. входит в кабинет, присаживается и спрашивает позволения начать: «Можно, да?» (Г-жа А., 12.12.1997). Пример 10: «Ведь я была не права в этой ситуации, правда?» (Г-жа А., 14.11.1998).
Описанные критерии, которые, на наш взгляд, адекватно характеризуют соответствующие категории, были выделены на основе их качественного анализа в соотнесении с лингвистическими особенностями высказываний. Под высказыванием понимается простое предложение — как отдельное, так и находящееся в составе сложного предложения. Бессознательное носит вневременной характер и не знает причинно-следственных связей, поэтому мы исходили из того, что все сказанное клиенткой является для нее в данный момент времени актуальным, вне зависимости от времени, в котором осуществляется высказывание.
Мы не стремились проанализировать все отдельные высказывания и отнести их к категориям. Так, не рассматривались высказывания, описывающие другого субъекта, его прямую речь, а также содержащие местоимение «мы» в различных формах. Мы проанализировали 10 транскриптов психоаналитических сессий, совпадавших по времени со срезами в психосемантическом исследовании (см.: Федорова, Россохин, 2013). По каждой сессии подсчитывался относительный показатель высказываний для каждой из категорий — Ид, Эго, Супер-Эго и относительный показатель их изменения; строились диаграммы.
Результаты
Анализ динамики интрапсихических инстанций Ид, Эго и Супер-Эго, выявленной с помощью психолингвистической методики (табл. 1), обнаружил в 7 из 10 срезов тенденцию к увеличению показателей Эго при уменьшении показателей Ид и Супер-Эго. В
Таблица 1. Показатели по категориям Ид, Эго и Супер-Эго в ходе психоанализа
Срезы |
Ид |
Эго |
Супер-Эго |
1. Декабрь 2002 |
12.8 |
2.0 |
11.6 |
2. Январь 2003 |
12.2 |
2.3 |
11.2 |
3. Февраль 2003 |
12.3 |
2.1 |
10.4 |
4. Март 2003 |
11.0 |
3.4 |
9.9 |
5. Апрель 2003 |
11.1 |
4.2 |
9.0 |
6. Май 2003 |
9.6 |
5.1 |
8.8 |
7. Октябрь 2003 |
10.5 |
4.0 |
9.6 |
8. Ноябрь 2003 |
9.2 |
4.4 |
9.2 |
9. Декабрь 2003 |
8.9 |
5.8 |
8.9 |
10. Январь 2004 |
8.8 |
6.2 |
8.6 |
остальных трех срезах наблюдается следующая картина: в срезе 3 показатель Ид увеличивается на 1 пункт при падении показателей Эго и Супер-Эго. С точки зрения хода психоаналитического процесса это объясняется тем, что при спонтанном повышении активности Ид и некотором ослаблении контроля со стороны Супер-Эго, достигнутом в ходе психоанализа, Эго также ослабляется. В срезе 5 показатели Эго и Ид повышаются при продолжающемся ослаблении Супер-Эго. К этому моменту г-жа А. находилась в анализе уже более 7 месяцев, ее Эго уже достаточно окрепло и стало способно выдерживать импульсы Ид, не регрессируя, а скорее увеличивая степень их осознанности. В срезе 7 наблюдается резкое повышение показателей Ид и Супер-Эго при значительном понижении Эго. Это явление мы связываем с большим перерывом в работе (2,5 месяца) из-за летних каникул. Дело в том, что в процессе психоанализа субъект сначала использует, а потом постепенно перенимает аналитическое Эго аналитика для развития и усиления собственного Эго, однако в обыденной жизни, не имея постоянной психологической поддержки, человек, у которого Эго еще недостаточно развито, под воздействием различных обстоятельств регрессирует, его Эго утрачивает свои функции, и на защиту от «опасных» импульсов Ид выходит Супер-Эго, увеличивая контроль.
Таким образом, мы можем констатировать, что разработанная нами психолингвистическая методика выявила ту же тенденцию к понижению показателей категорий Ид и Супер-Эго при росте показателей Эго, которая была выявлена на том же материале с помощью психосемантической методики (Федорова, Россохин, 2013).
Исследование текста сновидения
Фрейд называл сновидения «королевской дорогой» в бессознательное, имея в виду, что именно там наиболее непосредственно, часто в символической форме, проявляются спонтанные импульсы Ид. В процессе психолингвистического анализа транскриптов мы заметили, что участки текста, являющиеся описанием сновидения, содержат относительно больше критериев для отнесения к категории Ид, чем остальной текст. Это наблюдение послужило толчком к проведению дополнительного исследования, нацеленного на проверку предположения о повышенном по сравнению с обычным текстом содержании слов, обозначающих категорию Ид, в рассказе о сновидении.
Тексты семи психоаналитических сессий были разделены на участки, являющиеся описанием сновидения (часть 1) и остальной текст (часть 2). В каждой части было подсчитано общее количество слов, а также количество слов, обозначающих категорию Ид. По каждой отдельной сессии проводилось сопоставление выборок с использованием критерия ф Фишера (где nl, п2 удовлетворяют условиям использования данного критерия). Соответственно были сформулированы гипотезы:
НО: доля слов, обозначающих категорию Ид, в первой части не больше, чем во второй.
Н1: доля слов, обозначающих категорию Ид, в первой части больше, чем во второй.
Таблица 2. Сопоставление теста, описывающего сновидение, и обычного текста по количеству слов, обозначающих категорию Ид
|
Текст, описывающий сновидения |
Остальной текст |
φэмп |
ρ |
||||||
Общее |
Кол-во |
Процентная |
φ l |
Общее |
Кол-во |
Процентная |
φ 2 |
|||
1 |
264 |
16 |
6.1 |
0.499 |
4929 |
112 |
2.3 |
0.304 |
3.09 |
0 |
2 |
212 |
12 |
5.7 |
0.482 |
4016 |
111 |
2.7 |
0.330 |
2.16 |
0.015 |
3 |
105 |
9 |
8.6 |
0.595 |
4267 |
102 |
2.4 |
0.311 |
2.88 |
0 |
4 |
241 |
14 |
5.8 |
0.486 |
3893 |
91 |
2.3 |
0.304 |
2.74 |
0.002 |
5 |
196 |
10 |
5.1 |
0.456 |
4601 |
82 |
1.8 |
0.269 |
2.42 |
0.006 |
6 |
261 |
11 |
4.2 |
0.413 |
4002 |
78 |
1.9 |
0.277 |
2.13 |
0.017 |
7 |
229 |
9 |
3.9 |
0.398 |
4115 |
79 |
1.9 |
0.277 |
1.78 |
0.038 |
Данные табл. 2 показывают, что в четырех срезах уровень значимости (ρ) меньше 0.01 и в трех — меньше 0.05, следовательно, принимается гипотеза Н1: доля слов, обозначающих категорию Ид, в первой части (рассказе о сновидении) больше, чем во второй (остальном тексте), и это различие имеет высокую статистическую значимость.
Заключение
Итак, в проведенном нами исследовании эмпирическому анализу были подвергнуты такие фундаментальные для понимания личности в психоаналитическом процессе категории, как интрапсихические инстанции Ид, Эго и Супер-Эго и пространство внутренних объектных отношений. Ранее эти феномены эмпирически не изучались, поэтому проведенное эмпирическое исследование обладает научной новизной. Осуществленное исследование раздвигает рамки использования эмпирических методов для изучения феноменов, возникающих в психоаналитическом процессе. Применение нескольких эмпирических методик позволяет повысить надежность и валидность результатов.
В исследовании были использованы две методики, которые различаются как по способу оценки исследуемых категорий, так и по кругу исследуемых феноменов, имеют разные возможности и ограничения применения. Рассмотрим эти различия подробнее. В психосемантической методике испытуемый сам производит оценку интрапсихических категорий, заполняя специально разработанный опросник, и тем самым привносит в исследование субъективный фактор, который не влияет на построение пространства внутренних объектных отношений личности, но может влиять на показатели интрапсихических категорий, так как они оцениваются на основе представлений субъекта о себе в настоящем (может проявиться эффект социальной желательности). В психолингвистической методике производится экспертная оценка посредством анализа текста спонтанной речи клиента с помощью выделенных критериев. Этот метод исключает субъективность со стороны испытуемого, но требует от эксперта очень тонкой и кропотливой работы, а также высокой компетентности.
В психосемантической методике испытуемому приходится заполнять довольно громоздкий опросник, что не вполне этично для ситуации психоанализа. Для применения психолингвистической методики требуется лишь согласие клиента на диктофонную запись сессий, с условием анонимности. Психосемантическая методика позволяет исследовать динамику показателей интрапсихических инстанций, наглядно представить пространство внутренних объектов личности и дает широкие возможности для анализа таких психоаналитических феноменов, как перенос и идентификация. Психолингвистическая методика также позволяет исследовать динамику показателей интрапсихических инстанций, при этом раскрывает возможности для эмпирического изучения особенностей текстов, обозначающих сновидения, процессы идентификации, регресса, сопротивления и др.
На исследованном эмпирическом материале с использованием психосемантической методики были подтверждены выдвинутые гипотезы: (1) в процессе психоанализа происходит реорганизация внутренних объектных отношений личности; (2) при увеличении показателя Эго уменьшаются показатели Супер-Эго и Ид. С помощью психолингвистической методики также подтверждена вторая гипотеза и выдвинутая в ходе исследования гипотеза о повышенном, по сравнению с обычным текстом, содержании слов, обозначающих категорию Ид, в тексте, описывающем сновидение.
Список литературы
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: РГГУ, 1999.
Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М.: Класс, 1998.
Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. М.: Класс, 2000.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.
Реферовская Е.А. Лингвистические исследования структуры текста. Л.: Наука, 1983.
Федорова С.М., Россохин А.В. Динамика интрапсихических изменений личности в ходе психоанализа: психосемантический анализ // Вести. Моcк, ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 4. С. 106—118.
Fairbairn W.R.D. An object relations theory of the personality. N.Y.: Basic Books, 1952.
Gomez L. An introduction to object relations theory. London: Free Association Press, 1997.
Greenberg J., Mitchell S. Object relations in psychoanalytic theory. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, and London, England, 1983.
Для цитирования статьи:
Федорова С. М., Россохин А. В. Психолингвистический анализ интрапсихической динамики личности в процессе психоанализа// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.115-123.