Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Магомед-Эминова О. И., Хорошкова Ю. М. Специфика нарративной работы личности клиента в ситуации психологической помощи. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 129-133.

Автор(ы): Магомед-Эминова Ольга Ильинична

Аннотация

В статье представлено исследование, построенное на конструктивном методе смыслонарративного анализа. Показано следующее: нарративная работа личности (НРЛ), осуществляемая в процессе психологической помощи, переносится в реальную жизненную ситуацию и продолжается в ней, что приводит к наиболее интенсивным изменениям у человека; продолжающаяся НРЛ детерминирует поступки человека в реальной жизненной ситуации в соответствии с мотивационными тенденциями, обнаруженными при проведении анализа нарративов.

PDF: /pdf/vestnik_2011_4/vestnik_2011-4_129-133.Pdf

Страницы: 129-133

Ключевые слова: нарративный подход; нарративный анализ; нарративная работа личности

Нарративный подход в психологии (Bruner, 1986; Gergen, 1994; McAdams, 2001; Narrative psychology..., 1986) и нарративная психотерапия (McNamee, Gergen, 1992; White, Epston, 1990) оформились в отдельное направление в конце ХХ в. Нарративный подход предполагает, что жизненный опыт не существует отдельно от отношения человека к нему и придаваемого ему значения (Мюррей, 2000). С помощью нарратива человек открывает для себя возможность осмысливать и более широкие, более сложные контексты своего опыта (Брокмейер, Харре, 2000). Нарратив не может обладать онтологической реальностью вне существования личности в мире и вне ее отношения и обращения с опытом бытия. История личности создается в осуществляемой ею конструктивной «работе творения» жизненных историй, в процессе которой происходит не только становление истории жизни конкретного человека, но и трансформация его личности. «Обрабатываясь» личностью, каждое пережитое человеком событие жизни входит в его темпоральный опыт (Магомед-Эминов, 1998, 2007, 2009).

Нарративная работа личности (НРЛ) клиента в ситуации психологической помощи чаще всего понимается как локализованная в пространственно-темпоральной структуре психотерапевтической ситуации. Однако психическая работа, которую проводит клиент, составляя рассказы, продолжается в интенсивной психической работе, включенной в его реальную жизнь. Именно эта постнарративная реальная работа личности приводит клиента к наиболее интенсивным изменениям.

Цель настоящего исследования — изучение нарративного конструирования клиентом своего жизненного опыта в процессе психологической помощи.

Испытуемыми выступили 12 участников психотерапевтической группы (мужчины и женщины). Все эти люди пережили травматический опыт утраты близкого человека и пришли в группу с проблемами переживания утраты, кошмарных сновидений, в которых воспроизводилась утрата. Их преследовали яркие воспоминания, флэшбеки прошлых эпизодов, связанных с близким человеком, потеря смысла, переживание одиночества. М.Ш. Магомед-Эминовым были проведены 6 сеансов через день (по 2 часа каждый) с участниками группы. В проведении сеансов применялись процедуры смысловой реконструкции травматического опыта и трансформации смысловой структуры жизненного мира.

Объект исследования: тексты, рассказы, повествования, в которых выражается психическая работа личности. Предмет исследования: нарративное конструирование жизненного опыта человеком в ходе психологической помощи.

Задачи исследования: 1. Исследовать переход дискурсивной наррации в конструирование истории поступков в жизни, следуя теории конструктивной работы личности. 2. Показать, что нарративная работа, проводимая клиентом, продолжается в психической работе человека, включенной в его реальную жизнь. 3. Выявить и показать существенное влияние постнарративной, реальной работы личности на наиболее интенсивные изменения у человека.

Метод. Исследование построено на конструктивном методе нарративного анализа (Bruner, 1986; Gergen, 1994; McAdams, 2001; Narrative psychology..., 1986). В качестве конкретной формы нарративного анализа использован смыслонарративный подход (Магомед-Эминов, 2009) с выбором двух групп категорий: первая группа категорий отражает последовательность мотивационного процесса (инициация, селекция, реализация, постреализация) (Магомед-Эминов, 1987, 1998), который выступает в структурирующей функции нарративного конструирования; вторая группа категорий отражает смысловые образования и мотивационные тенденции, направленность работы личности в различных тематических сферах жизненного мира.

Процедура исследования и результаты

В целях выявления у испытуемых посттерапевтической НРЛ между двумя последовательными сеансами были проанализированы ответы участников психотерапевтической группы на предложение терапевта рассказать в свободной форме о том, что происходило между сеансами. Одни испытуемые говорили о том, какие мысли к ним приходили; другие — о чувствах, эмоциях, переживаниях, которые они испытывали; третьи обращали внимание на то, что с ними происходило, что они делали. Всего было выделено 64 темы, поднятые испытуемыми, из них 42 темы были связаны, а 12 не связаны с нарративами, актуализированными на предыдущем сеансе, что позволяет нам утверждать, что нарративное конструирование жизненного опыта происходит не только в терапевтической ситуации, но и в реальной жизни между сеансами.

Далее выделенные нами две группы тем, поднятых испытуемыми (темы, связанные и не связанные с нарративами), были проанализированы с целью выявления характера направленности НРЛ. Анализ тем, не связанных с нарративами, показывает, что их можно разделить на две группы психологических реакций человека на пережитый в групповой работе опыт: одну группу мы условно назвали отреагированием, включающим в себя все, что связано с разрядкой (например: «С меня сошло это напряжение», «Облегчение...»), а вторую группу — отыгрыванием («Мне хочется смеяться», «Плакать хочется»). Темы, связанные с нарративами, отражают конструктивный характер НРЛ: «Мне открылось некоторое знание, которого мне не хватало», «У меня вчера был инсайт: я нашел ответ, который не мог найти целый месяц», «Жизнь начинает давать ответы».

На следующем этапе исследования были выделены 5 типов влияния НРЛ на жизненную ситуацию человека: 1) локализация НРЛ в переживаниях (в 3 модусах — негативном, нейтральном и позитивном); 2) намерение изменить свою жизнь; 3) решение что-то делать; 4) пересмотр жизненных позиций; 5) изменение чего-то в своей жизни. Примеры см. в таблице. Первый тип влияния касается инициации мотивации и остается в плане переживания. Следующие два типа относятся к конструктивной работе, направленной на возникновение намерений и принятие решений. Четвертый и пятый типы влияния отражают пересмотр жизненных позиций и изменения в жизни.

Далее в ходе анализа типов влияния НРЛ на жизненную ситуацию были выделены категории, которые отражают определенные мотивационные тенденции, детерминирующие поведение человека в жизненной ситуации: 1) открытость, направленность на изменения в жизни (например, «Я чувствую необходимость, чтобы он был в моем сердце»); 2) открытость, направленность на принятие решений (например, «Я в сложной ситуации; надо все бросить и начать заново»); 3) открытость, направленность на осуществление решений (например, «Я нашел ответ, который не мог найти целый месяц»).

Примеры и частота встречаемости (в скобках) типов влияния нарративной работы на жизненную ситуацию (частота встречаемости дана в % от общего количества высказываний, связанных с нарративами)

Тип влияния

Примеры

Локализация нарративной работы в переживании (34.5)

У меня вчера был прилив энергии, радостное состояние; Меня трясло вчера ночью, я хотела плакать

Намерение изменить свою жизнь (18.2)

Мой муж дергает себя, этим изводит меня, пытаюсь помочь ему и себе; Летом у меня умер папа, пытаюсь помочь маме

Решение что-то делать (11.0)

Жизнь просто сейчас, впереди Новый год, масса дел; Я хочу попросить прощения у отца. Он мне снился, но во сне никогда претензий не предъявлял

Пересмотр жизненных позиций (23.6)

Вчера я весь вечер размышлял на тему того, что я получил для себя от этих сеансов. Вот эта история с бурной рекой, которая дошла до пустыни и сделалась паром, дала некоторый ответ; Я открыл еще один личностный этап: мы не должны закрываться в себе, так как наше страдание разрушает нас изнутри

Изменения в жизни (12.7)

У меня были уже вчера какие-то открытия. Жизнь начинает давать ответы. Я начала видеть знаки. И я поняла, чего я хочу; У меня вчера был инсайт: я нашел ответ, который не мог найти целый месяц

Проведенный анализ данных показывает, что самая низкая частота встречаемости высказываний, характеризующих такой тип влияния НРЛ на жизненную ситуацию, как «решение что-то делать», свидетельствует о наличии переходной мотивационной зоны, в которой условия для превращения намерений в действия еще только созревают.

Выводы

  1. Нарративная работа личности в психотерапевтической ситуации переносится в жизненную ситуацию клиента. Нарративное конструирование жизненного опыта интенсивно продолжается и в жизни.

  2. После переноса нарративная работа личности продолжается, оказывая влияние на жизненную ситуацию человека.

  3. Нарративная работа личности, продолжающаяся в жизни человека, детерминирует его поступки в реальной жизненной ситуации в соответствии с мотивационными тенденциями, обнаруженными и выделенными в ходе анализа нарративов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопр. философии. 2000. No 3. С. 29—42.

Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987.

Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М., 1998.

Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология человека: В 2 т. М., 2007.

Магомед-Эминов М.Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности: Дис. ... докт. психол. наук. М., 2009.

Мюррей К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии // Гуманитарные исследования в интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. С. 132—140.

Шмид В. Нарратология. М., 2003.

Bruner J. Actual minds, possible worlds. Cambridge, MA, 1986.

Gergen K.J. Realities and relationships: Soundings in social construction. Cambridge, MA, 1994.

McAdams D.P. The Person: An integrated introduction to personality psychology. 3rd ed. Fort Worth, TX; N.Y., 2001.

McNamee S., Gergen K. Therapy as social construction. L., 1992.

Narrative psychology: The stories nature of human conduct / Ed. by T.R. Sarbin. Princeton, NJ, 1986.

White M., Epston D. Narrative means to therapeutic ends. N.Y., 1990

Для цитирования статьи:

Магомед-Эминова О. И., Хорошкова Ю. М. Специфика нарративной работы личности клиента в ситуации психологической помощи. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 129-133.