Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Зотова О. Ю. Потребность в безопасности у представителей разных социально-экономических групп. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 84-91.

Автор(ы): Зотова Ольга Юрьевна

Аннотация

В статье излагаются результаты эмпирического исследования степени удовлетворенности потребности в безопасности (ПвБ) у 650 респондентов. Описана авторская методика исследования (опросник). Показаны половые, возрастные и профессиональные различия в выраженности составляющих ПвБ у представителей разных социально-экономических групп.

PDF: /pdf/vestnik_2011_4/vestnik_2011-4_84-91.Pdf

Страницы: 84-91

Ключевые слова: потребность в безопасности; гендерные различия; возраст­ные различия; профессиональные различия

Потребность в безопасности у представителей разных социально-экономических групп

За последние десятилетия в психологической науке существенно возрос интерес к проблемам безопасного существования человека. Потребность в новом взгляде на мир и на то место, которое занимает в нем человек, заставляет исследователей искать новые пути осмысления и решения древнейших мировоззренческих проблем. Вектор социального познания перемещается и на феномены, связанные с предотвращением угроз повседневной жизни, с обеспечением психологической и социальной безопасности.

Потребность в безопасности (ПвБ) — одна из антропологических констант человеческого существования. Она появляется вместе с появлением самого человека и сопровождает его на протяжении всей обозримой истории. Обеспечение безопасности, умение предотвращать угрозы, формировать стратегию безопасности служит показателем социокультурного развития общества, свидетельствует о гуманности его политических и идеологических ориентаций. Представления о безопасности отражают сложные процессы в коллективном бессознательном этноса, в структуре его архетипов. Уровень безопасности является специфическим показателем состояния общества. В представлениях о том, что опасно и что безопасно, отражается самосознание общества, доминирующие в нем ценностные ориентации (Моздаков, 2008). С точки зрения Ф. Эвальда, в современном обществе безопасность поднята до уровня центральной ценности (Ewald, 1989).

ПвБ принадлежит к числу базисных (Маслоу, 2001) мотивационных механизмов человеческой жизнедеятельности. Эволюция человеческой истории выявила ряд закономерностей, характеризующих функцию безопасности (Родачин, 2004):

  • социальный прогресс не устраняет и не отменяет опасности существованию личности, общества, государства;

  • рост власти человека над природой сопровождается и увеличением масштаба угроз человечеству;
  • по мере дифференциации общества и усложнения его организации расширяется и спектр социальных опасностей;
  • социальные угрозы не неизменны, они модифицируются вместе с развитием общества;
  • системы безопасности — неотъемлемый атрибут сложных социальных систем и организаций;

  • недооценка или игнорирование проблем безопасности на всех уровнях социальной организации не только оборачивается теми или иными потерями, но в конечном счете неизбежно ведет к падению жизнеспособности (конкурентоспособности) и даже гибели соответствующих ее элементов (субъектов).

Таким образом, безопасность — сложный социальный феномен, многоплановый и многогранный в своих структурных составляющих и проявлениях, отражающий противоречивые интересы различных социальных субъектов. Удовлетворение ПвБ — необходимое условие нормального существования и развития человека — реализуется в обществе через определенные организационные формы, устойчивые структуры социальных взаимодействий, совместную деятельность, трансформируясь в систему взаимосвязанных личных и групповых интересов и способов их достижения. Поэтому человек так нуждается в ощущении своей связи с окружающим миром, другими людьми, в принадлежности к определенным социальным группам и общественным структурам.

ПвБ обусловливает стремление личности к защищенности от деструктивных воздействий, обеспечивая внутренний ресурс сопротивляемости, и тесно связана с чувствами психологической защищенности, устойчивости, уверенности, которые испытывает субъект в сложившейся ситуации.

Структура ПвБ включает в себя следующие составляющие: потребность в стабильности; потребность в законе и порядке; потребность в предсказуемости событий; потребность в надежной работе со стабильным заработком; потребность быть любимым и желанным; потребность быть защищенным от опасностей и враждебного мира; потребность в защищенности от реальных чрезвычайных обстоятельств (Маслоу, 2007).

Мы предположили, что выраженность тех или иных составляющих ПвБ зависит от половых, возрастных и профессиональных различий. Для проверки этого предположения было проведено эмпирическое исследование, цель которого состояла в выявлении степени удовлетворенности ПвБ у представителей разных социально-экономических групп.

Методика

В исследовании применялся авторский опросник «Оценка удовлетворенности потребности в безопасности», пункты которого касались перечисленных выше составляющих ПвБ.

При конструировании вопросов использовалась шкала интервалов с пятью разрядами: «в очень большой степени» (+2), «в большой степени» (+1) — ПвБ удовлетворена; «средняя» (0) — средний уровень удовлетворенности ПвБ; «в небольшой степени» (–1), «совсем нет» (–2) — ПвБ не удовлетворена.

Опросник «Оценка удовлетворенности потребности в безопасности» отвечает следующим требованиям: 1) дает достаточно полную характеристику по исследуемым параметрам и их структуре; 2) небольшой объем позволяет в относительно короткий промежуток времени охватить исследованием большое количество субъектов; 3) простая конструкция вопросов делает их одинаково понятными для любой категории субъектов; 4) дает возможность создания стандартизированной схемы обработки полученных данных; 5) обладает относительной простотой и однозначностью интерпретации полученных данных.

Ключ к опроснику таков: суммарное число баллов от –14 до –9 — ПвБ полностью не удовлетворена; от –8 до –3 — не удовлетворена; от –2 до +2 — удовлетворена частично; от +3 до +8 — удовлетворена; от +9 до +14 — ПвБ удовлетворена в очень большой степени.

Выборка исследования (650 человек) была уравнена по полу (48% мужчин и 52% женщин) и уровню образования (53% с высшим и 47% со средним образованием), а также разбита на 4 возрастные группы в соответствии с периодизацией Д. Бромлей (Bromley, 1966): поздняя юность (переход от зависимости к независимости) — 130 испытуемых (20%) в возрасте 18—21 года; ранняя взрослость (включение во все виды социальной активности) — 136 испытуемых (21%) в возрасте 21—25 лет; средняя взрослость (интеллектуальный и профессиональный пик) — 169 испытуемых (26%) в возрасте 25—40 лет; поздняя взрослость (уход детей из семьи) — 215 испытуемых (33%) 40—55 лет. Профессиональный состав выборки: медицинские работники, сотрудники МВД, студенты, педагоги, предприниматели, инженерно-технические работники (ИТР), менеджеры, продавцы, рабочие, работники банков.

Процедура. Обследуемым давали для ознакомления описанный выше опросник и просили заполнить его самостоятельно в удобное для них время.

Обработка. Полученные сырые данные заносились в сводную матрицу и обрабатывались в соответствии с предписанными правилами подсчета показателей. На основании этого проводилась дальнейшая статистическая обработка результатов в соответствии с основной гипотезой исследования.

Анализ результатов

1. По результатам исследования было выявлено, что ПвБ у респондентов удовлетворена лишь частично (средний балл по всей выборке 0.72). Это свидетельствует о том, что в относительно стабильных социальных условиях у относительно благополучно устроенного человека ПвБ хотя бы в минимальной степени удовлетворена или субъективно воспринимается как удовлетворенная. В таких случаях она практически не фиксируется в качестве активного фактора детерминации мотивационной сферы и может проявляться, например, как предпочтение знакомых форм поведения и жизненных ситуаций с достаточно четкими перспективами по отношению к тем формам поведения и ситуациям, в которых много элементов неопределенности, и как стремление к более стабильным условиям существования и т.п.

Анализ результатов показывает, что в структуре ПвБ абсолютный приоритет принадлежит потребности быть любимым и желанным (средний балл 1.17). В известной мере близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия физиологического и психологического стресса. К этой потребности непосредственно примыкают потребности в стабильности и в надежной работе со стабильным заработком (0.82 и 0.81 соответственно). На уровне минимальных значений, напротив, определилась только одна потребность в предсказуемости событий (0.28). Самые низкие оценки по данной позиции дают основание говорить о том, что стремительные изменения в современном мире ведут к глубокой неуверенности, рождающей мощную потребность в предсказуемости. «Глубокая неуверенность в будущем способствует возникновению не только потребности в сильных властных фигурах, которые защитили бы от угрожающих сил, но и к ксенофобии. Пугающе быстрые перемены рождают нетерпимость к изменениям в культуре и к иноэтническим группам» (Инглхарт, 1997, с. 18).

Оценочные рейтинги остальных четырех потребностей определились на среднем уровне значимости (от 0.5 балла и выше).

Таким образом, ПвБ как внутренний ресурс личности имеет четко выраженную ориентацию на личное благополучие (любовь, семья, радость), где основополагающей является потребность быть любимым, желанным и защищенным от опасностей и враждебного мира.

2. Сопоставительный анализ мужской и женской выборок выявил ряд различий в иерархии и степени удовлетворенности ПвБ. Статистически значимые различия (р<0.05) обнаружились только по такой составляющей ПвБ, как потребность быть защищенным от опасностей и враждебного мира. У женщин эта потребность выражена сильнее, чем у мужчин. Потребности в надежной работе со стабильным заработком, в законе и порядке в большей степени удовлетворены у мужчин; потребность быть любимой и желанной — у женщин. В статусе самой нейтральной, т.е. в равной степени представленной у мужчин и женщин, оказалась потребность в защищенности от реальных чрезвычайных обстоятельств.

3. Анализ различий в степени удовлетворенности ПвБ в различных возрастных группах позволяет увидеть динамику формирования чувства комфорта, безопасности и защищенности по мере взросления респондентов. Так, в группе поздней юности (18—21 год) степень удовлетворенности ПвБ самая низкая (0.48 балла). Это можно объяснить тем, что очень молодые люди воспринимаются обществом и самими собой как новички в мире взрослых и только начинают изучать возможности, которые предоставляет им взрослость, и пытаются создать устойчивую структуру собственной жизни. В следующем периоде — ранней взрослости (21—25 лет) наблюдается увеличение степени удовлетворенности ПвБ (0.75 балла), что, по-видимому, говорит о том, что жизненная структура становится устойчивее, но не дает полного ощущения стабильности и постоянства. В возрастной группе средней взрослости (25—40 лет) происходит некоторое снижение степени удовлетворенности ПвБ (0.67 балла), что, вероятно, обусловлено максимальной значимостью в этом периоде жизни материального обеспечения, связанной с объективно высокими финансовыми потребностями. В периоде поздней взрослости (40—45 лет) ПвБ удовлетворена в максимальной степени (1.07 балла). Данный факт связан, скорее всего, с изменением самоощущения людей в этом возрасте, чья потребность в достижении во многом уже удовлетворена и они в большей степени переходят к «обороне», защите достигнутого.

4.Результаты показывают, что в разных профессиональных группах степень удовлетворенности ПвБ различна (рисунок). Так, наиболее удовлетворена ПвБ у банковских работников (1.58 балла), затем следуют медицинские работники (1.19). Можно предположить, что у респондентов из этих профессиональных групп имеется постоянная гарантированная работа и стабильный заработок, что и дает им чувство защищенности и относительной безопасности. ПвБ не удовлетворена у менеджеров (0.25) и у рабочих (-0.29).

Рисунок

Удовлетворенность потребности в безопасности у представителей разных профессиональных групп

Анализ выраженности составляющих ПвБ у представителей разных профессиональных групп показал следующее. Потребность в стабильности максимально удовлетворена у предпринимателей (1.18), что, вероятно, связано со спецификой их деятельности, которая предполагает наличие таких качеств, как рациональность, склонность к планированию, уверенность в себе, готовность к преодолению препятствий, оптимизм, вера в свои возможности. У рабочих данная потребность удовлетворена на минимальном уровне (-0.44). Потребность в законе и порядке наиболее удовлетворена у предпринимателей (1.09) и работников МВД (1.00), наименее — у менеджеров (-0.27) и рабочих (-0.64). Потребность в надежной работе со стабильным заработком максимально удовлетворена у работников МВД (1.30), потребность быть любимым и желанным — у преподавателей (1.36), потребность быть защищенным от опасностей и враждебного мира — у медицинских работников (1.63). Таким образом, наиболее благополучными с точки зрения удовлетворенности ПвБ среди наших респондентов являются предприниматели и сотрудники МВД, наименее удовлетворенная группа — рабочие.

Значимым представляется анализ депривированной составляющей ПвБ у представителей разных социально-экономических групп. Отсутствие адекватных возможностей для удовлетворения данной потребности может вызывать эмоционально негативные, остро переживаемые состояния, на фоне которых протекают практически все психические процессы человека. Именно депривированная составляющая определяет социальное поведение своим интегральным влиянием. Так, у менеджеров депривированы потребности в законе, порядке и в защищенности от реальных чрезвычайных обстоятельств. У рабочих депривирована большая часть составляющих ПвБ, кроме потребности быть желанным и любимым и быть защищенным от реальных чрезвычайных обстоятельств. Таким образом, наиболее неблагополучная с точки зрения удовлетворения базовых потребностей в безопасности — это группа рабочих.

Заключение

Итак, проведенное исследование дает основание для вывода, что ПвБ удовлетворена у респондентов лишь частично. Это может быть связано со стремительностью изменений социальной жизни, ее политического и организационного устройства, ведущей к всеобщей утрате привычной системы социальной защищенности и, как следствие, снижающей психологический ресурс сопротивляемости человека негативным воздействиям среды. Наибольшая степень выраженности выявлена у такой составляющей ПвБ, как потребность быть любимым, желанным, что отражает удовлетворенность большинства респондентов семейным благополучием, свидетельствует о значимости взаимопонимания и теплых отношений с родными и близкими.

В качестве наиболее депривированной респонденты отмечают потребность в предсказуемости событий, что, вероятно, связано с трагическими событиями последнего времени, а именно терактами, произошедшими в разных странах, включая Россию, эскалацией насилия в межгрупповом и межличностном взаимодействии.

При исследовании степени удовлетворенности базовой для личности ПвБ проявляются особенности, связанные с половыми, возрастными и профессиональными различиями. Потребность быть защищенным от опасностей и враждебного мира более свойственна женщинам, тогда как потребность в надежной работе со стабильным заработком характерна для мужчин, что вполне оправдано архаичным представлением о мужчине и женщине. Самая архаичная потребность женщины — быть защищенной. Это ожидание по отношению к мужчине свойственно любой женщине и относится к ее инстинктивным проявлениям.

Анализ данных в профессиональных группах выявил, что ПвБ наиболее удовлетворена у банковских и медицинских работников, тогда как ПвБ рабочих депривирована, что является сильным стрессором и может привести к таким искаженным формам удовлетворения ПвБ, как участие в общественно опасной деятельности организованной преступности, националистических объединений и т.п.

Обращая внимание на социально-психологические основания взаимосвязи безопасности личности, групповой причастности и смыслообразующей социальной системности, Э. Фромм писал: «Сознавая свою отдельность, сознавая — пусть даже очень смутно — неизбежность болезней, старости и смерти, человек не может не чувствовать, как он незначителен, как мало значит в сравнении с окружающим миром, со всем тем, что не входит в его “я”. Если он не принадлежит к какой-то общности, если его жизнь не приобретает какого-то смысла и направленности, то он чувствует себя пылинкой, ощущение собственной ничтожности его подавляет. Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-то системе, которая направляла бы его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые в конечном счете парализуют его способности действовать, а значит, и жить» (Фромм, 1989, с. 28).

Для цитирования статьи:

Зотова О. Ю. Потребность в безопасности у представителей разных социально-экономических групп. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 84-91.