Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Особенности развития связной речи у детей 6–8 лет в зависимости от уровня развития регуляторных функций

Аннотация

Актуальность. Развитие связной речи является важнейшей задачей школьного обучения и требует изучения влияющих на этот процесс факторов. Взаимосвязь развития речи и регуляторных функций в последнее время активно исследуется, однако данные, взятые в лонгитюдной перспективе в возрасте от 6 до 8 лет, отсутствуют. Необходимо обобщение взаимосвязи различных аспектов развития речи и регуляторных функций при переходе ребенка из дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в начальную школу.

Цель. Исследование динамики развития связной речи у детей от дошкольного детства до середины начальной школы, а также ее связи с уровнем развития регуляторных функций.

Методы. Регуляторные функции (зрительная и слухоречевая рабочая память, когнитивная гибкость и сдерживающий контроль) оценивались с помощью диагностического инструментария NEPSY-II и методики DCCS. Связная речь оценивалась с помощью методики составления рассказов по серии картинок.

Выборка. Материал получен в ходе 3-летнего лонгитюдного исследования. Данные собраны в двух срезах — в подготовительной группе ДОУ (n = 288, М = 6,59 лет, SD = 4,11 месяца) и во втором классе (n = 210, М = 8,75 лет, SD = 3,84 месяца).

Результаты. 1. Обнаружен статистически значимый рост показателей микро- и макроструктуры нарративов с возрастом. 2. В подготовительной руппе девочки демонстрируют более высокие показатели, чем мальчики, однако ко 2-му классу значимых различий не наблюдается. 3. Обнаружена сильная положительная взаимосвязь между слухоречевой рабочей памятью и показателями нарратива в подготовительной группе, однако ко 2-му классу она перестает быть значимой. 4. Дети, демонстрировавшие в дошкольном возрасте более высокие показатели по всем регуляторным функциям, имеют более высокие результаты по макро- и микроструктуре рассказов в восемь лет.

Выводы. Впервые на лонгитюдной выборке выявлены особенности развития связной устной речи и ее связь с развитием регуляторных функций, а также с полом ребенка. Показана важная роль развития регуляторных функций в дошкольный период для развития связной речи в школьном возрасте.

Литература

Ахутина Т.В. Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет. М.: Изд. В. Секачев, 2020.

Ахутина Т.В., Ощепкова Е.С. Диссоциация развития синтаксиса и лексики у младших школьников с разным нейропсихологическим профилем // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18, №. 3. С. 92–103. https://10.17759/ chp.2022180312

Безруких М.М., Верба А.С., Филиппова Т.А., Иванов В.В. Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 4. С. 5–17. https:// doi.org/10.21702/rpj.2021.4.1

Василевич А.П. Опыт оценки индивидуального словарного запаса // Вопросы психолингвистики. 2016. Т. 27, № 1. С. 71–75.

Веракса А.Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 4. С. 91–101.

Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А. Диагностика регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте: батарея методик // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 6. С. 108–118.

Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Взаимосвязь метапознания и регуляторных функций в детстве: культурно-исторический контекст // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 1. С. 79–113. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.01.04

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций (из неопубликованных трудов) / под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. М.: Смысл, 2022.

Картушина Н.А., Ковязина М.С., Ощепкова Е.С., Шатская А.Н. Факторы, влияющие на макро- и микроструктуру нарративов у дошкольников билингвальных регионов России // Вопросы психологии. 2022. № 3. С. 35–47.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Потанина А.М., Ишмуратова Ю.А. Осознанная саморегуляция в системе предикторов успешности по русскому языку в школе (общая модель и ее модификации) // Национальный психологический журнал. 2021. Т. 43, №. 3. С. 15–30.

Рассказы о сновидениях: Корпусное исследование устного русского дискурса / Под ред. А.А. Кибрик, В.И. Подлесской. М.: Языки славянских культур, 2009.

Ушакова О.С., Волкова О.С. Речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе // Современное дошкольное образование. 2020. Т. 99, № 3. С. 51–59. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2020-10074

Эйсмонт П.М. Эпизод и событие в устном детском нарративе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2017. № 5. С. 67–76.

Berman, R.A., Slobin, D.I. (2013). Relating events in narrative: A crosslinguistic developmental study. London: Psychology Press.

Blom, E., Boerma, T. (2016). Why do children with language impairment have difficulties with narrative macrostructure? Research in Developmental Disabilities, 55, 301–311.

Cortés Pascual, A., Moyano Muñoz, N., Quílez Robres, A. (2019). The Relationship Between Executive Functions and Academic Performance in Primary Education: Review and Meta-Analysis. Frontiers in Psychology, 10, 1582. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2019.01582

Darcy, I., Mora, J.C., Daidone, D. (2016). The role of inhibitory control in second language phonological processing. Language Learning, 66 (4), 741–773.

Eriksson, M., Marschik, P.B., Tulviste, T., Almgren, M., Pérez Pereira, M., Wehberg, S., Gallego, C. (2012). Differences between girls and boys in emerging language skills: Evidence from 10 language communities. British journal of developmental psychology, 30 (2), 326–343.

Etchell, A., Adhikari, A., Weinberg, L. S., Choo, A. L., Garnett, E. O., Chow, H. M., Chang, S.E. (2018). A systematic literature review of sex differences in childhood language and brain development. Neuropsychologia, 114, 19–31.

Gagarina, N., Klop, D., Kunnari, S., Tantele, K., Välimaa, T., Balčiūnienė, I., Bohnacker, U., Walters, J. (2012). MAIN: Multilingual assessment instrument for narratives. ZAS papers in linguistics, 56, 155–155.

Gagarina, N. (2016). Narratives of Russian–German preschool and primary school bilinguals: Rasskaz and Erzählung. Applied Psycholinguistics, 37 (1), 91–122. https://doi.org/10.1017/S0142716415000430

Gandolfi, E., Viterbori, P. (2020). Inhibitory control skills and language acquisition in toddlers and preschool children. Language Learning, 70 (3), 604–642.

Ibbotson, P., Kearvell-White, J. (2015). Inhibitory control predicts grammatical ability. PLoS One, 10 (12), e0145030.

Limpo, T., Olive, T. (2021). Executive functions and writing. Oxford: Oxford University Press.

Lindgren, J. (2019). Comprehension and production of narrative macrostructure in Swedish: A longitudinal study from age 4 to 7. First Language, 39 (4), 412–432.

Lindgren, J. (2022). The development of narrative skills in monolingual Swedish-speaking children aged 4 to 9: a longitudinal study. Journal of Child Language, 49 (6), 1281–1294.

Miyake, A., Friedman, N.P., Emerson, M.J. (2000). The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis. Cognitive Psychology, 41, 49–100.

Oshchepkova, E., Bukhalenkova, D., Veraksa, A. (2020). The relation between cognitive flexibility and language production in preschool children. In International Conference on Cognitive Sciences (pp. 44–55). Cham: Springer International Publishing.

Ovchinnikova I. (2005). Variety of children’s narratives as the reflection of individual differences in mental development. Psychology of Language and Communication, 9 (1), 29–53.

Paul, R., Hernandez, R., Taylor, L., Johnson, K. (1996). Narrative development in late talkers: Early school age. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 39 (6), 1295–1303.

Pazeto, T.C.B., Seabra, A.G., Dias, N.M. (2014). Executive functions, oral language and writing in preschool children: development and correlations. Paidéia (Ribeirão Preto), 24, 213–221. https://doi.org/10.1590/1982-43272458201409

Raven J., Raven, J.C., Court, J.H. (1998). Raven’s progressive matrices and vocabulary scales, (pp. 223–237). Oxford : Oxford Psychologists Press.

Schneider, P., Hayward, D., Dubé, R.V. (2006). Storytelling from pictures using the Edmonton narrative norms instrument. Journal of speech language pathology and audiology, 30 (4), 224.

Slot, P.L., Von Suchodoletz, A. (2018). Bidirectionality in preschool children’s executive functions and language skills: is one developing skill the better predictor of the other? Early Childhood Res. Q., 42, 205–214. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2017.10.005

Snow, C. E., Perlmann, R., Nathan, D. (2021). Why routines are different: Toward a multiple-factors model of the relation between input and language acquisition. In Children’s language, (pp. 65–97). London: Psychology Press.

Trabasso, T., Nickels, M. (1992). The development of goal plans of action in the narration of a picture story. Discourse processes, 15 (3), 249–275.

Utendale, W.T., Hubert, M., Saint-Pierre, A.B., Hastings, P.D. (2011). Neuro-cognitive development and externalizing problems: the role of inhibitory control deficits from 4 to 6 years. Aggressive Behavior. 37, 476–488. https://doi.org/10.1002/ab. 20403

Veraksa, A., Bukhalenkova, D., Kartushina, N., Oshchepkova, E. (2020). The relationship between executive functions and language production in 5–6-year-old children: Insights from working memory and storytelling. Behavioral Sciences, 10 (2), 52. doi.org/10.3390/bs10020052

Veraksa, A.N., Bukhalenkova, D.A., Kovyazina, M.S. (2018). Language Proficiency in Preschool Children with Different Level of Executive Function. Psychol. Russ. State Art, 11, 115–129. https://doi.org/10.11621/pir.2018.0408

Veraksa, A., Gavrilova, M., Lepola, J. (2022). Learning motivation tendencies among preschoolers: Impact of executive functions and gender differences. Acta Psychologica, 228, 103647. https://doi.org/ 10.1016/j.actpsy.2022.103647

Veraksa, A.N., Sidneva, A.N., Aslanova, M.S., Plotnikova, V.A. (2022). Effectiveness of Different Teaching Resources for Forming the Concept of Magnitude in Older Preschoolers with Varied Levels of Executive Functions. Psychology in Russia: State of the Art, 15 (4), 62–82. https://doi.org/ 10.11621/pir.2022.0405

Veraksa, N., Gavrilova, M., Veraksa, A. (2022). “Complete the drawing!”: The relationship between imagination and executive functions in children. Education Science, 12 (2), 103–112. https://doi.org/10.3390/educsci12020103

Willoughby, M., Kupersmidt, J., Voegler-Lee, M. (2012). Is preschool executive function causally related to academic achievement?. Child Neuropsychology: A Journal on Normal and Abnormal Development in Childhood and Adolescence, 18 (1), 79–91.

Скачать в формате PDF

Поступила: 01.06.2023

Принята к публикации: 11.08.2023

Дата публикации в журнале: 14.09.2023

Ключевые слова: развитие речи; связная речь; нарративы; регуляторные функции; детская речь; половые различия в речи

DOI: 10.11621/LPJ-23-36

Доступно в on-line версии с: 14.09.2023

Номер 3, 2023