Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Взаимосвязь самоотношения старшеклассников разного пола с частотой проявления когнитивно-эмоционального конфликта

Аннотация

Актуальность. Несмотря на значительное число исследований самоотношения, остается недостаточно изученной специфика самоотношения старшеклассников разного пола в связи с особенностями их сознательной (когнитивной) и эмоциональной регуляции.

Цель. Выявить взаимосвязь частоты проявлений когнитивно-эмоционального конфликта в ходе видеодиалога c параметрами самоотношения у учащихся старших классов разного пола.

Методы. Проявления когнитивно-эмоционального конфликта фиксировались в видеодиалоге и выявлялись на основе формализованных интегральных экспертных оценок. В ходе диалога вопросы или утверждения методики «Исследование самоотношения» С.Р. Пантилеева произносились экспериментатором. Респондент должен был развернуто отвечать вслух, и после его ответа были возможны спонтанные уточняющие вопросы и реплики экспериментатора, произносимые с целью спровоцировать когнитивно-эмоциональный конфликт и повышенную эмоциональность диалога. Диалог велся опытным психологом (женщиной).

Выборка. В исследовании участвовали 37 человек — школьники 8–11 классов (средний возраст — 15 лет, ст. откл. 1,5 года) различных городов РФ (15 юношей и 22 девушки).

Результаты. В результате корреляционного анализа выраженности 9 параметров самоотношения и частоты возникновения когнитивно-эмоционального конфликта показано, что частота конфликта связана с характером самоотношения и имеет выраженную половую специфику. Выявлено, что у юношей обнаруживается значимая корреляция только со шкалой «закрытость — открытость», тогда как у девушек — со шкалами «самопринятие», «самопривязанность», «внутренняя конфликтность» и «самообвинение».

Выводы. Обнаружено, что чем в большей степени юноши характеризуются открытостью, рефлексией и критичностью по отношению к себе, тем чаще у них в экспериментальной ситуации проявляется когнитивно-эмоциональный конфликт. У девушек возникновение когнитивно-эмоционального конфликта в ситуации исследования связано с понижением самопринятия (общим негативным фоном восприятия себя), самоценности (неудовлетворенностью собой и стремлением изменить себя), а также общей высокой внутренней конфликтностью и самообвинением.

Практическое применение результатов. Полученные результаты представляются важными как для дифференцированного обучения, так и для организации более эффективной психологической поддержки учащихся в рамках воспитательной работы в школе.

Литература

Барабанщиков В.А., Суворова Е.В. Гендерный фактор в распознавании эмоционального состояния человека по его аудио-видеоизображениям // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 2. С. 6–20. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.1

Берн Ш. Гендерная психология: пер. с англ. М.: Прайм-Еврознак, 2004.

Вартанова И.И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 3. C. 63–70. https://doi.org/10.17759/pse.2017220307

Вартанова И.И. Возрастная специфика взаимосвязи эмоционального и понятийного компонентов школьной мотивации // Вестник Московского уни- верситета. Серия 14. Психология. 2022. № 2. С. 108–127. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.05

Вартанова И.И. Эмоциональное отношение к школе и самоотношение старшеклассников различного пола и возраста // Психологическая наука и об- разование. 2020. Т. 25, № 2. С. 40–48. https://doi.org/10.17759/pse.2020250

Веракса Н.Е., Белолуцкая А.К. Взаимосвязь эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований // Вопросы психологии. 2019. № 5. С. 132–142.

Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 91–100.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983.

Дикая Л.А., Обухова Ю.В., Егорова В.А., Егоров И.Н. Особенности взаимосвязей эмоционального интеллекта и личностных черт у социально активных студентов // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17, № 4. С. 34–48. https://doi.org/10.21702/rpj.2020.4.3

Карабанова О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания. // Национальный психологический журнал. 2019. № 3. С. 71–79. https://doi. org/10.11621/npj.2019.0308

Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Исследование параметров эмоциональноличностного благополучия российских студентов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 2. С. 76–88.

Кон И.С. Психология старшеклассника. Москва: Просвещение, 1982.

Леонтьев Д.А., Осин Е. Н., Досумова С.Ш., Рзаева Ф.Р., Бобров В.В. Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 6. С. 55–66.

Лункина М.В. Основания самоуважения подростков и удовлетворенность базовых потребностей как источники психологического благополучия // Вест- ник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 1. С. 214–219.

Панкратова А.А., Николаева М.Е. Связь эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности и качеством профессиональной жизни у начина- ющих психологов-консультантов // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 3. С. 21–37. https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140302

Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.

Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

Camodeca, М., Coppola, G. (2016). Bullying, empathic concern, and internalization of rules among preschool children: The role of emotion understand- ing. International Journal of Behavioral Development, 40 (5), 459–465. https://doi.org/10.1177/0165025415607086

Denham, S.A., Brown, C. (2010). “Plays nice with others”: Social-emotional learning and academic success. Early Education and Development, 21 (5), 652–680. https://doi org/10.1080/10409289.2010.497450

Dotterer, A., McHale, S., Crouter, A. (2009). The development and correlates of academic interests from childhood through adolescence. Journal of Educational Psychology, 101 (2), 509–519.

Dweck, C.S., Bush, E.S. (1978). Sex differences in learned helplessness: I. Differential debilitation with peer and adult evaluators. Developmental Psychology, 11, 147–156.

Edobor, O.J., Joseph, O.I. (2020). Personality traits and birth order as correlate of emotional intelligence among secondary school students in Delta State. KIU Journal of Social Sciences, 6 (1), 137–144.

Graham, B.M., Denson, T.F., Barnett, J., Calderwood, C., Grisham, J.R. (2018). Sex hormones are associated with rumination and interact with emotion regulation strategy choice to predict negative affect in women following a sad mood induction. Frontiers in psychology, 9, 937–948. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00937

Grouzet, F.M., Otis, N., Pelletier, L.G. (2006). Longitudinal cross-gender factorial invariance of the Academic Motivation Scale. Structural Equation Modeling, 13, 73–98. https://doi.org/10.1207/s15328007sem1301_4

Lazarides, R., Viljaranta J., Aunola K., Pesu L., Nurmi, J. (2016). The role of parental expectations and students’ motivational profiles for educational aspirations. Learning and Individual Differences, 51, 29–36.

Lupart, J. L., Cannon E., Telfer, J.A. (2004). Gender differences in adolescents academic achievement, interests, values and life-role expectations. High Abilities Studies, 15 (1), 28–39.

Lyusin, D., Mohammed, A.R. (2018). Are emotionally intelligent people more emotionally stable? An experience sampling study. Higher School of Economics Research Paper. WP BRP 88/ PSY/2018. https://doi.org/10.2139/ssrn.3110738

Megías-Robles, A., Gutiérrez-Cobo, M. J., Gómez-Leal, R., Cabello, R., Gross, J.J., Fernández-Berrocal, P. (2019). Emotionally intelligent people reappraise rather than suppress their emotions. PloS One, 14 (8), e0220688. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0220688

Mruk, C.J. (2013). Self-esteem and positive psychology: research, theory, and practice. New York: Springer. v Vartanov, A.V., Neroznikova, Yu.M., Izbasarova, S., Artamonov, I.M., Artamonova, Y.N., Vartanova, I.I. (2022). Remote identification of psychophysiological parameters for a cognitive-emotional conflict. Cognitive Systems Research, 72, 80–87.

Vartanova, I.I. (2018). Motivations of high school students of different sex and age. Psychology in Russia: State of the Art. 11 (3), 209–224.

Скачать в формате PDF

Поступила: 02.03.2023

Принята к публикации: 21.07.2023

Дата публикации в журнале: 17.08.2023

Ключевые слова: самосознание; эмоции; самоотношение; когнитивно-эмоциональный конфликт; пол; старшеклассники

DOI: 10.11621/LPJ-23-27

Доступно в on-line версии с: 17.08.2023

Номер 3, 2023