Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Живая субъективность и культурно-исторический метод: границы применимости

Аннотация

Актуальность. Любой метод исследования или воздействия имеет границы применимости. Определение границ применимости исследования психики на основе культурно-исторического метода позволит выявить новые феномены в изучении живой субъективности, которые не могут быть изучены в рамках культурно-исторического подхода к психике.
Целью работы было определение границ применимости культурно-исторического метода и описание новых феноменов психического, для изучения которых требуются принципиально другие методические подходы.
Методы. Методом исследования в области функционирования и развития сознания был логический анализ при сопоставлении культурно-исторического подхода к психике и подхода, основанного на интуитивно-рефлексивном самонаблюдении живой субъективности.
Результаты. Анализ показал, что культурно-исторический и производный от него социокультурный методы нацелены на управление субъективностью при помощи объективированных структур психики — знаково-символических образований, таких как речь, логическое мышление, научные понятия, социальные нормы или культурно-выработанные схемы восприятия. Эти «окаменелости живой субъективности» являются «психологическими орудиями», которые опосредствуют работу живой субъективности. Из разработки психологических орудий выросли основные направления отечественной психологии — утверждение ведущей роли речи в формировании высших психических функций (ВПФ) у Л.С. Выготского, понятие ориентировочной основы действия (ООД) у П.Я. Гальперина, школьные программы обучения понятиям Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, нейропсихологические методики А.Р. Лурия, исследования развития произвольных движений А.В. Запорожцем и др. Все это работало, но живая субъективность оставалась загадкой. Напротив, метод, применимый к изучению живой субъективности, можно назвать методом «высвобождающего воздействия» — эксперимента, основанного на самонаблюдении и отчете в условиях, когда испытуемый может свободно структурировать реальность.
Выводы. Культурно-исторический метод эффективен в обучении готовому знанию в школе, при формировании навыков, восстановлении утерянных когнитивных функций у больных или формировании когнитивных и социально-моральных форм поведения, основанных на внешнем контроле. Однако этот метод неприменим к живой субъективности — переживаниям, мотивационно-смысловой сфере, основанной на магических законах партиципации, эмоциональной сфере и творческому мышлению, поскольку рассматривает человека как объект. Предложены принципы изучения живой субъективности, проанализированы практические подходы к воздействию на живую субъективность и связанные с ними противоречия и опасности.

Литература

Глоссарий. Психологический словарь. URL: https://www.psychologies.ru/ glossary/15/psihika/#:~:text (дата обращения: 23.12.2022).
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Издательство политической литературы, 1975.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007.
Леонтьев А.Н. Очерк развития психики. М.: Военный педагогический институт Советской Армии, 1947.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского университета, 1981.
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Эйдос, 1994.
Омар Хайям. Рубаи. [Электронный ресурс] // http://www.epwr.ru/khayyam/ txt_25.php (дата обращения: 12.05.2022).
Субботский Е.В. Верую, потому что абсурдно: Магия религии // Психолог. 2015. № 6. С. 76−115. [Электронный ресурс] // https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id= (дата обращения: 10.12.2022).
Benton, D., Parker, P.Y., Donohoe, R.T. (1996). The supply of glucose to the brain and cognitive functioning. Journal of Biosocial Science, 28, 463–479. 
Csö ff, R. (2022). Energy Vampirism — An Issue for Psycho-Social Self-Care and Prevention. Academia Letters, Article 4590. https://doi.org/10.20935/AL4590
Fairclough, S.H., Houston, K. (2004). A metabolic measure of mental effort. Biological Psychology, 66, 177–190.
Freud, S. (1935). A general introduction to psychoanalysis. New York: Liveright. Gailliot, M.T., Baumeister, R.F., DeWall, C.N., Maner, J.K., Plant, E.A., Tice, D.M., Brewer, L.E., Schmeichel, B.J. (2007). Self-control relies on glucose as a limited energy source: Willpower is more than a metaphor. Journal of Personality and Social Psychology, 92, 325–336.
Gailliot, M.T., Baumeister, R.F., Schmeichel, B.J. (2006). Self-regulatory processes defend against the threat of death: Effects of self-control depletion and trait self-conrol on thoughts and fears of dying. Journal of Personality and Social Psychology, 91, 49–62.
Jung, C.G. (1960). On psychic energy. In Jung, C.G. “On the nature of psyche”. New Jersey: Princeton University Press. (Original work published 1928).
Lehrer, J. (2010). The truth wears off. Is there something wrong with the scientific method? New Yorker, 13, 52–57.
Nemeroff, C., Rozin, P. (2000). The making of the magical mind: The nature and function of sympathetic magical thinking. In Rosengren, K.S., Johnson, C.N., Harris, P.L. (Eds.), Imagining the impossible: Magical, scientific, and religious thinking in children (pp. 1–34). Cambridge, UK: Cambridge University Press. Pollan, M. (2018). How to change your mind: The new science of psychedelics. New York: Penguin Press.
Subbotsky, E. (2010). Magic and the mind. Mechanisms, functions and development of magical thinking and behavior. New York: Oxford University Press.
Subbotsky, E. (2013). Sensing the future: Reversed causality or a non-standard observer effect? SAGE open, 1–17. (Retrieved from https://openpsychologyjournal. com/VOLUME/6/PAGE/81/ABSTRACT) (review date: 27.05.2022). Subbotsky, E. (2022). Faith Through the Prism of Psychology: A New Framework for Existentialism. London; New York: Routledge.
Subbotsky, E. (2023). Examining the Psychological Foundations of Science and Morality: Explaining the Inexplicable. London; New York: Routledge.
Subbotsky, E., Hysted, C., Jones, N. (2009). Watching films with magical content facilitates creativity in children. Perceptual and Motor Skills, 111, 261–277.
Subbotsky, E., Matthews, J. (2011). Magical thinking and memory: Distinctiveness effect for TV advertisements with magical content. Psychological Reports, 109, 1–11.
Subbotsky, E., Quinteros, G. (2002). Do cultural factors affect causal beliefs? Rational and magical thinking in Britain and Mexico. British Journal of Psychology, 93, 519–543.
Subbotsky, E., Ryan, A. (2015). Motivation and belief in the paranormal in a remote viewing task. The Open Behavioral Science Journal, 15. (Retrieved from https:// benthamopen.com/ABSTRACT/TOBSJ-8-1) (review date: 27.05.2022).
Subbotsky, E., Slater, E. (2011). Children’s discrimination of fantastic vs realistic visual displays after watching a film with magical content. Psychological Reports, 112, 603–609.
Скачать в формате PDF

Поступила: 25.12.2022

Принята к публикации: 25.04.2023

Дата публикации в журнале: 15.06.2023

Ключевые слова: А.Н. Леонтьев; психика; субъективность; культурно-исторический подход; границы применимости

DOI: 10.11621/LPJ-23-20

Доступно в on-line версии с: 15.06.2023

Номер 2, 2023