Взлет и трагедия А.Н. Леонтьева: cквозь марксизм к звездам
Аннотация
Актуальность. Статья написана к юбилею выдающегося ученого. В ней рассматривается парадоксальность творческого пути А. Н. Леонтьева. Он остро чувствовал масштаб стоящих перед психологией нерешенных проблем. Талантливый экспериментатор, увлеченный конкретными эмпирическими явлениями, он сам тем не менее старался и призывал своих учеников развивать психологию «не в куст, а в ствол». Однако несколько избыточно обрамлял свои творческие идеи философскими построениями.
Цель. В статье концепция Леонтьева не обсуждается, однако показывается, что при всех своих достоинствах она, вопреки попыткам ее создателя, непосредственно не выводима из философских построений и не может быть ими обоснована. Леонтьев сам чувствовал трагическую недосказанность и незавершенность своих взглядов. А поскольку, к тому же, должен был приспосабливаться к официальной идеологии, то вынужденно пользовался эзоповым языком при изложении своей концепции.
Результаты. Бедой лично для А.Н. Леонтьева стало его излишнее и притом искреннее увлечение философией марксизма. Это тем не менее обернулось счастьем для советской психологии, так как позволило ему защитить молодую науку в стране, где марксизм признавался единственно верным учением, а все остальные взгляды подвергались остракизму.
Выводы. Организаторский талант и увлеченность наукой А.Н.Леонтьева способствовали появлению мощной исследовательской школы, славной его блестящими учениками и последователями. То, что школа А.Н.Леонтьева не только продолжает существовать, в какие бы самые разные стороны она ни взлетала, но и продолжает оказывать огромное влияние на отечественную психологию — показатель подлинного величия ее основателя.
Литература
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
Аверин В.А. Психология развития человека: рождение и жизнь. СПб.: СпецЛит, 2021.
Аллахвердов В.М. Сочинения. СПб.: Владимир Даль, 2021. Т. 6.
Асмолов А.Г. Назад — к методологии психологии // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 89–90.
Братусь Б.С. Через этих людей мы впервые увидели психологию // Психология в вузе. 2003. № 1–2. С. 116–120. URL: http://anleontiev.smysl.ru/vospomin/ibratus.htm#_ftn1 (дата обращения: 25.11.2022).
Василюк Ф.Е. «Вы понимаете…» // Журнал практического психолога. 2003. № 1–2. С. 232–240.
Величковский Б.М. Только следование элементарным принципам вернет все на какие-то нормальные рельсы. // Психология в вузе. 2003. № 1–2. С. 132– 161. URL: http://anleontiev.smysl.ru/vospomin/i-velich.htm (дата обращения: 25.11.2022).
Выготский Л.С. Сочинения. М.: Педагогика, 1982. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М.: Наука, 1982.
Дубинин Н.П. Биологическое и социальное в человеке // Биологическое и социальное в развитии человека: сборник статей. М.: Наука, 1977.
Зинченко В.П. «Да, очень противоречивая фигура…»: интервью, 19 ноября 2002 г. / Интервьюеры: Е.Е. Соколова, Е.А. Загряжская // Журнал практического психолога. 2003. № 1–2. С. 162–179. URL: http://www.anleontiev.smysl.ru/ vospomin/i-zinch.htm#_ftn1 (дата обращения: 25.11.2022).
Иванников В.А. Алексей Николаевич Леонтьев — педагог, ученый, руководитель. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 2. С. 4–10.
Леонтьев А.А. Жизненный и творческий путь А.Н. Леонтьева. Текст вечерней лекции, 28 мая 2003 года. URL: http://psy.msu.ru/people/leontiev/ (дата обращения: 25.11.2022).
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972.
Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.: МГУ, 1994.
Леонтьев Д.А. Ему было о чем молчать, и он наверно об очень многом молчал в своей жизни // Журнал практического психолога. 2003. № 1–2. С. 22–28.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: научная автобиография. М.: МГУ, 1982.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Политиздат, 1961. Т. 20.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд . М.: Политиздат, 1960. Т. 23.
Петренко В.Ф. и др. Интервью с профессорами МГУ // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3, № 4. С. 91–109.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998.
Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. СПб.: Алетейя, 2007.
Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие. Новый взгляд. М.: ИП РАН, 2006.
Соколова Е.Е. «Буква» и «дух» деятельностного подхода школы А.Н. Леонтьева в решении проблемы интериоризации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. М.: Смысл, 2006. Вып. 2. С. 14–25.
Сурмава А.В. Психологический смысл исторического кризиса. // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 71–85.
Фабри К.Э. Научное наследие А.Н. Леонтьева и вопросы эволюции психики // А.Н. Леонтьев и современная психология. М.: МГУ, 1983. С. 101–117.
Johnson-Laird, Ph.N. Mental Models. Toward a cognitive science of language, inference and consciousness. Cambridge, Mass.: 1983.
Koffka, K. Die Grundlagen der psychischen Entwicklung, Osterwieck am Harz, 1921.
Meltzoff, A., Moor, M.K. Imitation of facial and manual gestures by human neonates // Science, 1977. V. 218. P. 179–181.
Поступила: 30.11.2022
Принята к публикации: 19.12.2022
Дата публикации в журнале: 10.05.2023
Ключевые слова: А.Н. Леонтьев; философия; психология; марксизм; деятельностный подход
DOI: 10.11621/LPJ-23-17
Доступно в on-line версии с: 06.05.2023
-
Для цитирования статьи:

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная