Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Мультимодальный подход к исследованию городского пространства

Мультимодальный подход к исследованию городского пространства

Аннотация

Актуальность. В контексте развития современного общества визуальная информация является одним из способов коммуникации, что формирует для социальных психологов исследовательский запрос на включение зрительной модальности в анализ для выявления способов и содержания интерпретаций фактов повседневной реальности, которые свойственны людям.

Цель. Основная цель работы ― раскрыть исследовательский потенциал качественной стратегии исследования, где за счет использования вербальной и визуальной модальностей представляется возможным получить содержательные фактурные данные и описать процесс трансформации представлений о Москве, а также показать глубинные переживания, которые его могут сопровождать. Эмпирической целью исследования является описание содержания представлений о Москве и их трансформации. Эмпирическим объектом исследования являются представления о Москве. Эмпирический предмет исследования ― трансформация представлений о городском пространстве Москвы.

Метод. Для выполнения поставленных задач был разработан дизайн исследования, где фотографии являлись как средством выражения представлений о городе, так и стимульным материалом для формирования нарративов, в которых была отражена и проанализирована динамика представлений жителей о своем городе.

Выборка. В выборку вошли две группы респондентов: 12 коренных москвичей и 13 приезжих, проживающих в городе не менее пяти лет. Возраст испытуемых составил от 24 до 30 лет.

Результаты. Благодаря реализованному дизайну исследования, где за счет фотоснимков в качестве стимульного материала получились детальные по содержанию и эмоционально насыщенные с точки зрения переживаний нарративы, было выявлено наличие двух линий дискурса в представлениях о Москве: Москва-отдыхающая и Москва-рабочая. Проанализирован механизм персонификации города жителями как эффект восприятия городского пространства.

Выводы. Использование мультимодальной формы исследования позволило на основе анализа фотографий и нарративов описать содержание и трансформации представлений о Москве, а также обозначить перспективы выполненной работы.

Литература

1.     Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие/ Г.М. Андреева. - М.: Аспект-пресс, 2005. – 303 с.

2.     Ковалева М.И., Доронина И.В. Ментальное пространство мегаполиса: эмпирический поиск определения// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2018, С. 69-73.

3.     Липатов С.А. Проблемы концептуализации социальных эмоций… к 70-летнему юбилею Т.Г. Стефаненко// Вестник Московского Университета. Психология. Серия 14. 2020. №1 С. 143-160 DOI: http://msupsyj.ru/articles/article/8242

4.     Мельникова О.Т., Мезенцева А.С. Визуальные методы в социально-психологическом исследовании // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 42—52.

5.     Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Методологические проблемы качественных исследований. – М.: Акрополь, 2020. – 236 с.

6.     Озерина А.А., Тимофеев Н.Е. Визуальный образ города в представлении студентов (на примере города Волгограда)// Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, 2020, №3, С. 516-521.

7.     Салмина Н.Г., Звонова Е.В., Цукарзи А. Э. Символическая функция в структуре сознания// Вестник Московского Университета. Психология. Серия 14. 2019. №3 С. 124-140 DOI: http://msupsyj.ru/articles/article/8022

8.     Штомпка П. Визуальная социология. М.: Логос, 2007. – 200 с.

9.     Аудитория социальных сетей и мессенджеров в 2021 году: SkillFactory. Блог. URL: https://blog.skillfactory.ru/auditoriya-soczialnyh-setej-i-messendzherov-v-2021-godu/ (дата обращения: 12.02.22).

10. Banks M. (2018). Using visual data in qualitative research. L. Sage. – 192 p.

11. Flick U. (2018). Managing quality in qualitative research (qualitative research kit): second edition. L.: Sage. – 168 p.

12. Reavey P. and Prosser J. (2012). Visual Research in Psychology // APA handbook of research methods in psychology, vol. 2: Quantitative, Qualitative, Neuropsychological and Biological. W.: American Psychology Association, (pp. 185—207).

13. Rose G. (2016). Visual Methodologies. An Introduction to Researching with Visual Materials: fourth edition. L.: Sage. – 456 p.

14. Silverman D. (2020). Qualitative research: fifth edition. L.: Sage. – 520 p.

15. Willig C. (2021). Introducing qualitative research in psychology: fourth edition. L.: Open University Press. – 254 p.

Поступила: 15.04.2022

Принята к публикации: 02.06.2022

Дата публикации в журнале: 31.10.2022

Ключевые слова: мультимодальный подход; качественные методы; анализ нарративов; городское пространство; социальные представления о Москве; визуальные данные; фоторепортаж

Номер 3, 2022