Научная школа социальной психологии Г.М. Андреевой: Традиции и современность
Аннотация
Актуальность. В статье раскрываются эпистемологические источники возникновения научной школы Г.М. Андреевой, которая стала и основанием, и триггером развития социальной психологии в Московском университете во второй половине ХХ – начале XXI столетий.
Цель. Показать актуальность и эвристичность концепции социальной психологии и социального познания Г.М. Андреевой, позволяющей изучать аффективные и когнитивные аспекты восприятия и переживания различных векторов социокультурных изменений и кризисов, в том числе – в ситуациях фрустрации и депривации жизненного пространства личности, цифровизации и медиатизации общества и культуры.
Методы. Используются методы исторической герменевтики, историко-генетического и категориального анализа, реконструирующие внутреннюю логику и основные этапы развития научной школы социальной психологии и социального познания Г.М. Андреевой, ее новаторскую исследовательскую методологию и категориальный аппарат.
Результаты. Проанализированы социокультурные и интеллектуальные факторы возникновения и творческого развития школы Г.М. Андреевой на протяжении более чем полувекового пути. Раскрыты эпистемологические предпосылки построения социальной психологии как научной дисциплины, включенной в реальный контекст жизни общества и культуры; обобщаются и интерпретируются главные результаты исследований социального познания в условиях социальной нестабильности и неопределенности. Показывается потенциал ее идей в интеллектуальном контексте современной психологии.
Выводы. Трансдисциплинарность и принципиальная открытость методологического гештальта новой научной школы социальной психологии Г.М. Андреевой стали залогом ее плодотворного развития в непредсказуемо изменяющемся пространстве современного мира. Оригинальная авторская концепция социального познания, предлагаемая Г.М. Андреевой, объединяет дисциплинарные традиции (парадигмы) психологической и социологической социальной психологии, которые разошлись в ХХ веке, и дает возможность изучать сложные психологические феномены, закономерности и механизмы современного общества и культуры.
Информация о финансировании: исследование выполнено при поддержке гранта РНФ в рамках проекта № 22-18-00140 «Динамическая устойчивость личности в пространстве социокультурной неопределенности».
Литература
Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования. 2011. № 6 (20). URL: http://psystudy.ru
Андреева Г.М. Образ мира и/или реальный мир? // Вопросы психологии. 2013а. № 3. С. 33–43.
Андреева Г.М. Презентации идентичности в контексте взаимодействия // Психологические исследования. 2012. Т. 5, № 26. URL: http://psystudy.ru
Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005.
Андреева Г.М. Социальная психология в пространстве современной науки и культуры. // Психологические исследования. 2013б. Т. 6, № 30. URL: http://psystudy.ru
Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2006.
Андреева Г.М. Социальное познание и социальные проблемы // Национальный психологический журнал. 2013в. № 1 (9). С. 39–49.
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М.: Аспект Пресс, 2001.
Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
Гинзбург Л.Я. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПб: Искусство СПБ, 2002.
Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.
Марцинковская Т.Д. Галина Михайловна Андреева. Константа в транзитивном мире (1924–2014). В Сборнике Выдающиеся психологи Москвы /По ред. В.В. Рубцова, Т.Д. Марцинковской, М.Г. Ярошевского. М.: МГППУ, 2016. С. 519–529.
Пугачева М. «Война спровоцировала всякие запросы о жизни». Интервью с Г.М. Андреевой // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2, № 3. С. 78–87.
социологии знания. М.: Медиум, 1995.
Хорошилов Д.А. От социального познания – к эпистемологии общества (памяти Г.М. Андреевой) // Национальный психологический журнал. 2016. №3 (23). С. 76–85.
Хорошилов Д.А. Распалась ли связь времен в социальной психологии? К 95-летнему юбилею Г.М. Андреевой // Социальная психология и общество. 2019. Том 10,№ 3. С. 196–201.
Andreeva, G.M. (2009). The difficult way of social psychology in Russia. Psychology in Russia: State of the Art, 2 , 11-24.
Bless, H., Greifenneder, R.(2018). Introduction: what is social cognition research about?
Social cognition: how individuals construct social reality. London; New York:
Routledge.
Couldry, N., Hepp, A.(2017). The mediated construction of reality. Cambridge: Polity Press, 2017.
Fiske, S.T. (2018). Social cognition: selected works by S.T. Fiske. London; New York: Routledge.
Поступила: 06.04.2022
Принята к публикации: 02.06.2022
Дата публикации в журнале: 31.10.2022
Ключевые слова: научная школа Г.М. Андреевой; социальная психология; психология социального познания; социальные изменения
DOI: 10.11621/vsp.2022.03.02
Доступно в on-line версии с: 31.10.2022
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная