Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Анализ мотивационной структуры и трудовых интересов руководителей и сотрудников на удаленной работе

Аннотация

Актуальность исследования связана с тем, что информационное общество в начале 20-х годов XXI века столкнулось с новым феноменом социально-трудовой среды — возможности работать вне офисов, вне рабочих мест и постов. Психология такого труда еще далеко не изучена, нет достаточных данных о его эффективности, продуктивности, а главное — о мотивации работников, для которых такой труд стал возможен и доступен.

Цель — проведение анализа мотивационной структуры, а также выделение содержательных характеристик трудовых интересов как сотрудников, так и руководителей, работающих дистанционно (онлайн).

Выборка исследования составила 134 человека, работающих удаленно в компании онлайн-образования в разных отделах и на разных должностях (30 % — руководители, 70 % — специалисты).

Методы. В качестве методического инструментария использовался кластерный анализ структурированных интервью, методика Ф.  Герцберга «Мониторинг трудовых мотивов», тест К. Замфир для определения мотивационного комплекса работников и авторская методика «Трудовые интересы работников».

Результаты. Исследование позволило выявить, каким должно быть содержание дистанционной работы, чтобы респонденты считали свой труд интересным. Было выделено 3 ключевых характеристики удаленной работы: разнообразие и новизна задач для сотрудников, возможности профессионального развития и эмоционально-личностное отношение к функциональным обязанностям. 1) Внутренняя мотивация оказалась выражена сильнее внешней положительной и внешней отрицательной мотивации у 65 % респондентов. 2) Было подтверждено, что основным мотивом трудовой деятельности на удаленной работе является содержание труда, а дополнительными — развитие карьеры и достижение личного успеха. 3) Ведущими трудовыми интересами оказались профессиональные, карьерные, групповые и корпоративные. Экономические интересы в число ведущих не вошли.

Выводы. Проведенное исследование показывает, что условие удаленной, дистанционной работы усиливает интерес к содержанию деятельности и требует повышенного внимания к внутренней мотивации.

Благодарности. Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования Волкова В.В.

Литература

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000.

Карапетян С.Т. Теория экономического интереса как системно — интегральная альтернатива неоклассики и институционализма. // Микроэкономика. 2017. № 3. C. 60–69.

Куин Р. Позитивная организация: Освобождение от стереотипов, принуждения, консерватизма. М.: Олимп-Бизнес, 2017.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы развития // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 2019. № 1. С. 13–33.

Лобанова Т.Н., Захарова Л.Н. Психология труда индустрии 4.0 // Организационная психология. 2020. Т. 10, № 1. С. 194–207.

Лобанова Т.Н. Методика изучения трудовых интересов работников современных организаций // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 2021. № 2. С. 314–340. doi:10.11621/vsp.2021.02.14

Лобанова Т.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. С. 111–139.

Лобанова Т.Н. Трудовые интересы. Психологические аспекты: монография. М.: Юстиция, 2018.

Нестик Т.А. Отношение к новым технологиям и ценностные ориентации россиян // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5, № 4. С. 54–82.

Рыкина М.Н., Филатова О.Г. Гибридные офисы / под ред. С.Р. Филоновича. М.: НИУ ВШЭ, 2021.

Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.

Серкин В.П. Психосемантика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019.

Сидоренков А.В. Разработка и апробация двухфакторного опросника организационного гражданского поведения работников // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13, № 2. С. 182–193.

Старенченко Ю.Л. Мониторинг трудовых мотивов: методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2008.

Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2018.

Шорохова Т.В. Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике // Эйдос: Интернет-журнал. 2004. 5 декабря.

Чудхури П. (Р.) Будущее удаленной работы // Harvard Business Review Россия. 2020. Декабрь. С. 44–53.

Castells M. (1996). The Information Age: Economy, Society and Culture: The Rise of the Network Society. Malden (Ma.) Oxford: Blackwell Publ.

Gableta M., Bodak A. (2014). Employee interests in the light of human resource management concepts. Management, 18 (1), 10–20.

Future of Jobs Survey (2020). World Economic Forum. (Retrieved from https://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf) (review date: 01.09.2022).

Kanfer R., Frese M., Johnson R.E. (2017). Motivation Related to Work: A Century of Progress. Journal of Applied Psychology, 102 (3), 338–355.

Lobanova T. (2020). The Study of Labor Interests of Young Workers in the Selection and Adaptation of Personnel, Behavioral Sciences, 10 (1), 22.

Lyubomirsky, S., King, L., Diener, E. (2005). The benefits of frequent positive affect: Does happiness lead to success. Psychological Bulletin, 131 (6), 803−855.

Masuda, Y. (1981). The Information Society as Post-Industrial Society. Wash.

Porat, M., Rubin, M. (1978). The Information Economy: Development and Measurement. Wash.

Pritchard, R.D., Campbell, K.M., Campbell, D.J. (1977). Effects of extrinsic financial rewards on intrinsic motivation, Journal of Applied Psychology, 62, 9–15.


Скачать в формате PDF

Поступила: 22.03.2022

Принята к публикации: 20.07.2022

Дата публикации в журнале: 31.10.2022

Ключевые слова: структура мотивации; мотивационный комплекс; трудовые интересы; удаленная работа; постиндустриальная экономика

DOI: 10.11621/vsp.2022.03.10

Доступно в on-line версии с: 31.10.2022

Номер 3, 2022