Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Потребность в информации и отношение к цифровым технологиям как факторы критичного и некритичного распространения новостей о пандемии

Аннотация

Актуальность. Современное общество формирует образ успешного человека как активно взаимодействующего с разными информационными потоками, в том числе с огромным потоком новостного контента. В статье выдвигается предположение о развитии у человека соответствующей потребности в отслеживании и распространении новостей, выраженность которой может объяснять особенности взаимодействия с информацией (ее критичное и некритичное распространение) и субъективное переживание ее избыточности и недостоверности, в том числе в ситуации пандемии. 

Цель исследования – выявление связи субъективной потребности в новостной информации с ценностями личности, отношением к новым технологиям и распространением новостей о пандемии. 

Методика и выборка. 270 человек в возрасте от 18 до 61 года заполняли краткий опросник ценностных ориентаций, опросник отношения к новым технологиям, шкалу отслеживания информации о коронавирусе, а также отвечали на вопросы о получении и распространении новостной информации, готовности к критичному и некритичному распространению новостей о пандемии, субъективном переживании избыточности и недоверия к информации о пандемии. 

Результаты. Согласно результатам, шкала потребности в новостной информации позволяет оценить субъективную важность получения новостей и их обсуждении с другими людьми и характеризуется достаточной согласованностью и факторной валидностью. Потребность в регулярном получении новостей более выражена у мужчин, людей более старшего возраста, людей с высшим образованием, лиц, состоящих в браке, людей, у которых есть дети, тогда как потребность в обсуждении новостей с социодемографическими факторами не связана. Людям, более склонным к технофилии, более важно регулярно получать и обсуждать с окружающими новостную информацию, что, в свою очередь, выступает медиатором связи технофилии и отслеживания новостей о коронавирусе. Кроме того, потребность в распространении новостей выступает медиатором связи технофилии и готовности к критичному и некритичному распространению информации о пандемии.

Благодарности: Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда, проект № 18-18-00365 «Цифровая социализация культурно-исторической перспективе: внутрипоколенческий и межпоколенческий анализ».

Литература

Асмолов А.Г. Исторический смысл кризиса культурно-деятельностной психологии // Национальный психологический журнал. 2014. №1. С.5–19.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна.М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2001.

Марцинковская Т.Д. Психологические аспекты технологического общества // Психологические исследования. 2018. №11 (62). С.12.

Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Диагностика психологических последствий влияния информационных технологий на человека. М.: Акрополь, 2015.

Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т.9. №3. С. 71–80.

Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия. 2020.Т. 28. № 2. С. 70–89. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280204

Bartsch, A., Schneider, F.M. (2014). Entertainment and politics revisited: how non-escapist forms of entertainment can stimulate political interest and information seeking. Journal of Communication, 64 (3): 369–396. DOI: https://doi.org/10.1111/jcom.12095.

European Social Survey, ESS (2008). ESS4-2008 documentation report [Electronic resource]. URL: https://www.europeansocialsurvey.org/docs/round4/survey/ESS4_data_documentation_report_e05_5.pdf

Fritz, C.O., Morris, P.E., Richler, J.J. (2012). Effect size estimated: current use, calculations and interpretations. Journal of Experiemental Psychology: General, 141 (1), 2–18. 

Gil de Zúñiga, H., Weeks, B., Ardèvol-Abreu, A. (2017). Effects of the news-finds-me perception in communication: social media use implication for news seeking and learning about politics. Journal of Computer-Mediated Communication, 22 (3): 105–123. DOI: https://doi.org/10.1111/jcc4.12185

Hara, N., Sanfilippo, M. R. (2016). Co-constructing controversy: Content analysis of collaborative knowledge negotiation in online communities. Information, Communication & Society, 19, 1587–1604.

Hermida, A. (2010). From TV to Twitter: How ambient news became ambient journalism. Media-culture Journal, 13. Retrieved from http://www.journal.media-culture.org.au/index.php/ mcjournal/article/view/220

Huang, Y.Zhao, N. (2020). Generalized anxiety disorder, depressive symptoms and sleep quality during COVID-19 outbreak in China: a web-based cross-sectional survey. Psychiatry Research, 12. DOI:10.1016/j.psychres.2020.112954

Jang, S. Mo, Mckeever, B.W., Mckeever, R., Kim, J.K. (2019). From Social Media to Mainstream News: The Information Flow of the Vaccine-Autism Controversy in the US, Canada, and the UK, Health Communication, 34:1, 110–117. DOI: https://doi.org/10.1080/10410236.2017.1384433

Kim, Y., Chen, H., & Gil de Zúñiga, H. (2013). Stumbling upon news on the internet: Effect of incidental news exposure and relative entertainment use on political participation. Computers in Human Behavior, 29:2607–2614. https://doi.org/10.1016/j.chb.2013.06.005.

Moghanibashi-Mansourieh A. (2020). Assessing the anxiety level of Iranian general population during COVID-19 outbreak. Asian Journal of Psychiatry, 18 (51). 
DOI:10.1016/j.ajp.2020.102076

Roy D., Tripathy S., Kar S.K., Sharma N., Verma S.K., Kaushal V. (2020). Study of knowledge, attitude, anxiety & perceived mental healthcare need in Indian population during COVID-19 pandemic. Asian Journal of Psychiatry, 8(51):102083. 
DOI: 10.1016/j.ajp.2020.102083

Schwartz, Sh. H. (2012). An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values. Online Readings in Psychology and Culture, 2 (1). URL: https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116.

Smith, J., Hewitt, B., & Skrbiš, Z. (2015). Digital socialization: young people's changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood. Information, Communication & Society,18(9), 1022–1038.URL: https://doi.org/10.1080/1369118X.2015.1007074

Stornaiuolo, A. (2017). Contexts of Digital Socialization: Studying Adolescents' Interactions on Social Network Sites. Human Development, 60(5), 233–238. URL: https://doi.org/10.1159/000480341

Tewksbury, D., Weaver, A. J., & Maddex, B. D.(2001). Accidentally informed: Incidental news exposure on the world wide web. Journalism & Mass Communication Quarterly, 78, 533–554. https://doi.org/10.1177/107769900107800309

Tsfati, Y., Cappella, J.M. (2005). Why do people watch news they do not trust? The need for cognition as a moderator in the association between news media skepticism and exposure. Media Psychology, 7 (3): 251–271. DOI: https://doi.org/10.1207/S1532785XMEP0703_2

Wilson, K., Keelan, J. (2013). Social media and the empowering of opponents of medical technologies: The case of anti-vaccinationism. Journal of Medical Internet Research, 15, e103.


Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 04.10.2020

Принята к публикации: 10.11.2020

Дата публикации в журнале: 30.03.2021

Ключевые слова: потребность в информации; распространение информации; многозадачность; технофилия; личностные ценности; пандемия

DOI: 10.11621/vsp.2021.01.07

Доступно в on-line версии с: 30.03.2021

Номер 1, 2021