Половые различия по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Аннотация
Актуальность. Исследования половых различий в когнитивной сфере в дошкольном и школьном возрасте являются особенно значимыми для организации психологического сопровождения детей, а также для построения процесса обучения. Несмотря на большое количество исследований, проведенных в данной области, вопрос о природе выявляемых различий остается открытым.
В статье приводятся результаты исследования половых различий по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель работы. Изучение особенностей половых различий по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Выборка и методики. Выборку составили дети, посещающие образовательные учреждения города Москвы (N = 301). В качестве основных методов диагностики когнитивной сферы были использованы две версии теста Векслера: тест Векслера для дошкольников (WPPSI-IV) и детский тест Векслера (WISC-V). Анализ результатов проводился с применением t-критерия Стьюдента и меры эффекта d Коэна.
Результаты. Влияние пола на показатели когнитивной сферы значительно варьируется в зависимости от того, в какой возрастной группе детей проводится сравнение мальчиков и девочек. Наиболее выраженные половые различия были выявлены среди детей младшего дошкольного возраста: девочки получили значимо более высокие оценки по индексу вербальной понятливости и общей шкале интеллекта. В группе детей среднего и старшего дошкольного возраста не было выявлено статистически значимых половых различий ни по одному оцениваемому параметру. У младших школьников различия между мальчиками и девочками обнаруживаются по показателям скорости обработки информации и субтесту «Словарный». Девочки опережают мальчиков при выполнении заданий, входящих в индекс скорости обработки информации, а мальчики лучше справляются с выполнением субтеста «Словарный».
Литература
-
Colom R., Lynn R. (2004). Testing the developmental theory of sex differences in intelligence on 12–18 year olds. Personality and Individual Differences, 36, 75–82.
-
Irwing P. (2012). Sex differences in g: An analysis of the US standardization sample of the WAIS−III. Personality and Individual Differences, 53(2), 126–131.
-
Jensen, A.R., & Reynolds, C.R. (1983). Sex differences on the WISC-R. Personality and individual differences, 4(2), 223-226.
-
Liu J., Lynn R. (2015). Chinese sex differences in intelligence: Some new evidence. Personality and Individual Differences, 75, 90–93.
-
Lynn R., Mulhern G. (1991). A comparison of sex differences on the Scottish and American standardization samples of the WISC−R. Personality and individual differences, 12(11), 1179–1182.
-
Pezzuti L., Orsini A. (2016). Are there sex differences in the Wechsler Intelligence Scale for Children – Forth Edition? Learning and Individual Differences, 307–312.
-
Rzhanova I.E., Alekseeva O.S., Fominykh A.Y., and Parshikova O.V. (2018). Structure of the wppsi-iv for the russian-speaking preschoolers. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, XLIX, 599–605.
-
Savage-McGlynn E. (2012). Sex differences in intelligence in younger and older participants of the Raven’s Standard Progressive Matrices Plus. Personality and Individual Differences. 53(2), 137–141.
-
Wechsler D. (2003). The Wechsler intelligence scale for children—fourth edition. London: Pearson.
-
Wechsler D. (2012). Wechsler Preschool And Primary Scale of Intelligence—Fourth Edition. San Antonio, TX: Pearson.
-
Wechsler D. (2014). Wechsler Intelligence Scale for Children—Fifth Edition. SanAntonio, TX: Pearson.
Поступила: 13.04.2020
Принята к публикации: 17.04.2020
Дата публикации в журнале: 22.06.2020
Ключевые слова: интеллект; половые различия; дошкольники; младшие школьники
DOI: 10.11621/vsp.2020.02.07
Доступно в on-line версии с: 22.06.2020
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная