Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

О классичности «неклассической» психологии

Аннотация

Актуальность. В статье обсуждается актуальная проблема методологических основ психологической науки. В статье утверждается, что смертельно опасный для психологии кризис, который анализировал Л.С. Выготский, никуда не делся, но лишь из острой формы перешел в хроническую. «Методологический плюрализм» в современной психологии — это торжество вопиющей эклектики. Главную причину беспросветного тупика, в который зашла психология, авторы видят в стремлении этой науки уподобиться положительным наукам из области естествознания.

Цель. Целью статьи является обоснование точки зрения, согласно которой Л.С. Выготский создал единственно возможную научную психологию будущего, которая по праву будет классической.

Методы. В статье обсуждаются основополагающие принципы и постулаты культурно-исторического подхода, намечаются пути исследовательской конкретизации идеи системного и смыслового строения сознания.

Результаты. Авторами проанализированы методологические и философские основания психологической науки. На основе проведенного анализа в статье освещается подход, предложенный Л.С. Выготским.

Выводы. Сравнение научной судьбы Г. Галилея с научной судьбой Л.С. Выготского позволило авторам утверждать, что ни у того, ни у другого первооткрывателя принципиально нового метода постижения действительности при их жизни не было единомышленников. Слишком высоко у них была поднята теоретико-методологическая планка, что делало их работы недоступными для понимания современниками. В статье делается вывод о том, что наследие Л.С. Выготского это не историческое прошлое психологической науки, а ее единственно возможное и наиболее перспективное будущее.

Литература

Арсеньев, А.С. (2001). Философские основания понимания личности. Москва: Изд-во «Академия».

Библер, В.С. (1975). Мышление как творчество. Москва: Изд-во «Политиздат».

Выготский, Л.С. (1968). Психология искусства. Москва: Изд-во «Искусство».

Выготский, Л.С. (1982a). Исторический смысл психологического кризиса. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 3. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1982b). Мышление и речь. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 2. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1983). История развития высших психических функций. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 3. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1984). Младенческий возраст. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 4. Москва: Изд-во «Педагогика».

Давыдов, В.В. (1966). Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики. Под ред. Н.А. Менчинская и др. Обучение и развитие: Материалы к Симпозиуму (С. 35–48). Москва: Изд-во «Просвещение».

Кравцов, О.Г., Кравцов, Г.Г. (2022). К проблеме смыслового строения сознания. Культурно-историческая психология, 18(3), 124–131. https://doi.org/10.17759/chp.2022180315

Кравцов, О.Г., Кравцов, Г.Г. (2023). Психологическая природа обобщений. Культурно-историческая психология, 19(1), 106–113. https://doi.org/10.17759/chp.2023190113

Спиноза, Б. (1892). Этика. Москва: Труды Московского психологического общества.

Юдин, Э.Г. (1978). Системный подход и принцип деятельности. Москва: Наука.

Скачать в формате PDF DOWNLOAD PDF (EN)

Поступила: 05.02.2024

Принята к публикации: 10.05.2024

Дата публикации в журнале: 08.10.2024

Ключевые слова: культурно-историческая концепция; «неклассическая» наука; кризис в психологии; категория развития; логика самодвижения; свободная индивидуальность; психологические средства; проблема универсалий; орудие и знак; строение сознания

DOI: 10.11621/LPJ-24-51

Доступно в on-line версии с: 08.10.2024

Кравцов, Г.Г., Кравцов, О.Г. (2024). О классичности «неклассической» психологии. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(4), 333-352. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-51

цитировать

скопировано

Номер 4, 2024