Заметки по поводу «Психологии искусства» Льва Выготского: метаморфозы ее оценки отечественными психологами
Аннотация
Актуальность. Связана со значимостью ранних исследований Л.С. Выготского для формирования основ культурно-исторического подхода в психологии и теоретико-методологических принципов современных исследований по психологии искусства.
Цель. Определение особенностей подхода к исследованию эстетической реакции в работе Выготского «Психология искусства». Выявление содержательных аспектов, касающихся исследовательского «метода Выготского» по изучению психологического своеобразия художественного переживания. Установление теоретических и идеологических контекстов, определяющих неоднозначность оценок «Психологии искусства» отечественными психологами.
Методы. Историко-критический теоретический анализ, сравнительный текстологический анализ исходного текста диссертации Выготского «Психология искусства. Анализ эстетической реакции» (архив семьи Выгодских), последующих редакций «Психологии искусства», критических статей ведущих отечественных психологов по поводу «Психологии искусства».
Результаты. Показано, что при изучении особенностей эстетической реакции и катарсического переживания Выготский в «Психологии искусства» использует не только принципы структурного, функционального и генетического анализа художественного произведения, но и широкий набор психотехнических приемов, направленных на интерпретацию смысла художественного произведения. При этом, выявлено своеобразие использования им методологических принципов реактологического и психоаналитического подходов, моделей мысленного эксперимента при анализе психологических особенностей воздействия художественного произведения. Выявлено, что на последующие критические оценки «Психологии искусства» оказывали явное влияние не только теоретические установки различных авторов, но и идеологические подтексты («идеологические фильтры», «механизмы социальной защиты текста» и др.). Зафиксирован сдвиг в содержательных критических оценках работы: от динамического анализа художественного переживания («трата энергии», «взрывная реакция») к задачам на личностный смысл по разрешению аффективных противоречий, возникающих при восприятии разных уровней организации художественного произведения. Показано, что именно установка на общественно-биологический тип развития человека определяет пафос исследования «Психологии искусства», как «общественной техники чувств».
Выводы. В «Психологии искусства» фундаментально проработан основной круг вопросов о механизмах знакового опосредования эмоциональных психических процессов и смыслообразования.
Литература
Аверинцев, С.С. (1996). Поэты. Москва: Изд-во «Языки русской культуры».
Аверинцев, С.С. (2011). Мы — смысловики. В кн.: Аверинцев и Мандельштам. Статьи и материалы. Под ред. П. Нерлера, Д. Мамедовой. (С. 19–24). Москва: Изд-во РГГУ.
Аристотель (1957). Об искусстве поэзии. Москва: Изд-во «Художественная литература».
Выготский, Л.С. (1925). Психология искусства. Анализ эстетической реакции. Москва: Текст из архива семьи Выготских.
Выготский, Л.С. (1968). Психология искусства. Москва: Изд-во «Искусство».
Выготский, Л.С. (1982). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 2. Мышление и речь. Москва: Изд-во «Педагогика».
Выготский, Л.С. (2015). Полное собрание сочинений: в 16 т. Т.1. Драматургия и театр. Москва: Изд-во «Левъ».
Грачева, А.М., Нистратов, А.А., Петренко, В.Ф., Собкин, В.С. (1988). Психосемантический анализ понимания мотивационной структуры поведения киноперсонажа. Вопросы психологии, (5), 123–131.
Иванов, В.В. (1968). Комментарии к «Психологии искусства» Л.С. Выготского. Москва: Изд-во «Искусство».
Иванов, В.В. (1976). Очерки по истории семиотики в СССР. Москва: Изд-во «Наука».
Ивановский, В.Н. (1923). Методологическое введение в науку и философию. Минск: Изд-во «Белтрестпечать».
Корнилов, К.Н. (1925). Письмо Л.С. Выготскому от 12.10.1925 г. Архив семьи Л.С. Выготского.
Леонтьев, А.Н. (1968). Вступительная статья к книге Л.С. Выготского «Психология Искусства». Москва: Изд-во «Искусство».
Лотман, Ю.М., Петров, В.П. (1972). Семиотика и искусствометрия. Москва: Мир.
Мандельштам, О.Э. (1991). Собрание сочинений: в 4 тт. Т. 1. Стихотворения. Москва: Изд-во «Терра».
Пушкин, А.С. (1957). Полное собрание сочинений: в 10 тт. Т. 3. Стихотворения 1827–1836. Москва: Изд-во Академии наук СССР.
Пушкин, А.С. (1958). Полное собрание сочинений: в 10 тт. Т. 7. О народной драме и драме «Марфа Посадница». Москва: Изд.-во Академии наук СССР.
Пузырей, А.А. (1986). Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. Москва: Изд-во Московского ун-та.
Собкин, В.С. (1981). К исследованию поэтики текстов Л.С. Выготского. Москва.
Собкин, В.С. (1985). К исследованию механизмов смыслообразования при порождении художественных текстов. Материалы VII Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории массовых коммуникаций (тезисы докладов). Москва.
Собкин, В.С. (2006). Мультфильм как средство социально-психологического анализа морально-нравственного развития ребенка (по материалам исследований 1985 и 2006 гг.). В кн.: Социология дошкольного воспитания: Труды по социологии образования. Под ред. В.С. Собкина. Т. XI, вып. XIX. Москва: Изд-во Института социологии образования РАО.
Собкин, В.С. (2015a). Вступительная статья. Полное собрание сочинений Л.С. Выготского: в 16 тт. Т. 1. Драматургия и театр. Москва: Изд-во «Левъ».
Собкин, В.С. (2015b). Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского. Москва: Изд-во Института социологии образования РАО.
Собкин, В.С. (2022). «Трагикомедия исканий» Льва Выготского: опыт реконструкции авторских смыслов. Москва: Изд-во Московского ун-та.
Собкин, В.С., Адамчук, Д.В. (2012). Особенности восприятия живописи Пикассо: опыт психосемантического исследования. Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII. Москва: Изд-во Института социологии образования РАО.
Собкин, В.С., Маркина, О.С. (2010). Фильм «Чучело» глазами современных школьников. Москва: Изд-во Института социологии образования РАО.
Собкин, В.С., Шмелев, А.Г. (1986). Психосемантическое исследование актуализации социально-ролевых стереотипов. Вопросы психологии, (1), 124–136.
Таиров, А.Я. (1970). Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. Москва: Изд-во ВТО.
Эльконин, Д.Б. (1989). Об источниках неклассической психологии. Москва: Изд-во «Педагогика».
Ярошевский, М.Г. (1989). Послесловие. Л.С. Выготский как исследователь проблем психологии искусства. Москва: Педагогика.
Поступила: 05.07.2024
Принята к публикации: 13.07.2024
Дата публикации в журнале: 08.10.2024
Ключевые слова: психология искусства; эстетическая реакция; катарсис; структурно-функциональный анализ текста; художественная форма; мысленный эксперимент; понимание текста; культурно-историческая теория психики
DOI: 10.11621/LPJ-24-50
Доступно в on-line версии с: 08.10.2024
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная