Лев Выготский: письма к Эмме
Аннотация
Актуальность. В публикации представлен текст трех ранее неизвестных писем Л.С. Выготского к Э.И. Хейфец, которые были написаны им в 1918, 1920 и 1921 гг. Проведен психологический анализ текста писем в контексте жизненной ситуации автора в момент их написания.
Цель. Раскрытие ранее неизвестных аспектов личностного и профессионального становления Л.С. Выготского.
Методы. Анализ архивных документов в сопоставлении с биографическими материалами исследуемого периода жизни Выготского.
Результаты. Письма представляют собой уникальный источник для понимания переживаний и морально-этических взглядов молодого Выготского: в них он приводит размышления о своем «Деле жизни», требуемых для его реализации личностных выборах, социальных «жертвах», а также рассуждает о таинстве личных чувств. Анализ показывает, как эти чувства и жизненная позиция Выготского менялись со временем.
Выводы. Проанализированные письма наряду с особенностями взаимоотношений внутри семьи и в микросоциальном окружении выявляют своеобразие самовосприятия и личностного самоопределения Выготского в юношеские годы.
Литература
Архивные материалы. Отдел Рукописей Российской национально библиотеки. Ф. 1169. Ед. хр. 692. Л. 1–9.
Архивные материалы. Отдел Рукописей Российской национально библиотеки. Ф. 1169. Ед. хр. 601. Л. 6–7.
Выготский, Л.С. (1982). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 2. Проблемы общей психологии. Под. ред. В.В. Давыдова. Москва: Изд-во «Педагогика».
Выготский, Л.С. (1984). Собрание сочинений: В 6 тт. Т. 4. Детская психология. Под ред. Д.Б. Эльконина. Москва: Изд-во «Педагогика».
Выготский, Л.С. (1986). Психология искусства. Под. ред. В.В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского и В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. 3-е изд. Москва: Изд-во «Искусство».
Выготский, Л.С. (2012). Воспитание чувств. Вестник практической психологии образования, 9(4), 26–27.
Выгодская, Г.Л., Лифанова, Т.М. (1996). Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. Москва: Изд-во «Смысл».
Добкин, С.Ф. (1996). Л.С. Выготский: начало пути. Воспоминания С.Ф. Добкина о Льве Выготском. Ранние статьи Л.С. Выготского. Под ред. И.М. Фейгенберга. Иерусалим: Иерусалимский издательский центр.
Завершнева, Е.Ю. (2013). «Молюсь о даре душевного усилия»: мысли и настроения Л.С. Выготского в 1917–1918 гг. Вопросы психологии, (2), 1–21.
Кнебель, М.О., Лурия, А.Р. (1971). Пути и средства кодирования смысла. Вопросы психологии, (4), 77–83.
Маркс, К. (1957). Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. В: К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения: в 30 тт. Т. 8 (2-е изд.). Москва: Государственное издательство политической литературы.
Петровский, В.А. (1985). Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности. Вопросы психологии, (4), 17–31.
Пузырей, А.А. (2005). Психология. Психотехника. Психагогика. Москва: Изд-во «Смысл».
Собкин, В.С. (2015). Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского: Выготский Л.С. Театральные рецензии. Москва: Федеральное государственное научное учреждение «Институт социологии образования» РАО.
Собкин, В.С. (2022). «Трагикомедия исканий» Льва Выготского: опыт реконструкции авторских смыслов. Москва: Изд-во Московского ун-та.
Собкин, В.С., Емелин, Г.Д. (2023). Критика Выготским фашизма в немецкой психологии 1930-х: политические, социально-психологические и личностные контексты. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(3), 189–215.
Собкин, В.С., Климова, Т.А. (2017а). Лев Выготский о радости и скорби (комментарии к статье «Мысли и настроения»). Культурно-историческая психология, 3(23), 71–82.
Собкин, В.С., Климова, Т.А. (2017б). «Траурные строки»: к вопросу о национально-культурном самоопределении Л.С. Выготского. Культурно-историческая психология, 13(2), 4–12.
Собкин, В.С., Климова, Т.А. (2018). Лев Выготский: кто мы, откуда и куда? (К вопросу о национально-религиозной идентичности). Культурно-историческая психология, 14(1), 116–125.
Эриксон, Э. (2006). Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. Москва: Флинта.
Sobkin, V.S., Klimova, T.A., Prestes, Z., Tunes, E., Santos de Araujo, E. (2024a). “Linhas do Luto”: sobre a autodeterminação nacional e cultural de L.S. Vigotski. Educação Em Foco, (29) (Especial), e29005.
Sobkin, V.S., Klimova, T.A., Prestes, Z., Tunes, E., Santos de Araujo, E. (2024b). Lev Vigotski: sobre alegria e tristeza: Comentários ao artigo “Ideias e ânimos”. Educação Em Foco, (29) (Especial), e29006.
Sobkin, V.S., Klimova, T.A., Prestes, Z., Tunes, E., Santos de Araujo, E. (2024c). Lev Vigotski: quem somos, de onde viemos e para onde vamos? Acerca da questão da identidade nacional e religiosa. Educação Em Foco, (29) (Especial), e29007.
Поступила: 16.04.2024
Принята к публикации: 04.06.2024
Дата публикации в журнале: 08.10.2024
Ключевые слова: Л.С. Выготский; Э.И. Хейфец; Д.И. Выгодский; архивные документы; письма; личностный выбор; самоопределение
DOI: 10.11621/LPJ-24-49
Доступно в on-line версии с: 08.10.2024
Савченко, Н.Л., Сиян, М.В. (2024). Лев Выготский: письма к Эмме. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(4), 270-296. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-49
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная