Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

История развития культурно-исторической теории и ее современное восприятие: ответы на вопросы и вопросы к ответам

Аннотация

Актуальность. Выявление ключевых периодов развития культурно-исторической теории представляет собой не просто задачу исторического интереса. Такой подход может помочь реконструировать логику и движущие силы развития теоретических подходов Л.С. Выготского в разные периоды и тем самым помочь углубить понимание ключевых понятий и принципов. Область интереса, которой посвящена данная статья, — современное восприятие культурно-исторической теории.

Цель. Анализ и реконструкция эволюции теоретической мысли Л.С. Выготского.

Методы. Анализ текстов Л.С. Выготского, относящихся к разным этапам его научного пути, биографических материалов, аналитических публикаций авторов, изучающих наследие Л.С. Выготского.

Результаты. В литературе существует тенденция выделять одни периоды теоретического пути Л.С. Выготского и недооценивать другие. В ряде случаев это ограничивает развитие целостного эволюционного подхода к культурно-исторической теории. Статья начинается с описания ключевых этапов теоретической эволюции Л.С. Выготского с акцентом на принципы преемственности и дискретности. Затем представлено критическое обсуждение двух примеров восприятия наследия Выготского, а именно выделения Гонсалесом Реем (González Rey, 2011) «определяющих моментов в творчестве Выготского» и описания Энгестремом (Engeström, 1987; 1990) «трех поколений культурно-исторической теории деятельности». Культурно-историческая теория — это живая и развивающаяся теория, предоставляющая современным поколениям исследователей богатый и мощный теоретический и экспериментальный инструментарий. Требуются новые обсуждения, однако целостный эволюционный подход к истории культурно-исторической теории должен оставаться на повестке дня.

Литература

Бехтерев, В. (1925). Психология, рефлексология и марксизм. Москва: Изд-во «ГРИМ».

Выготский, Л.С. (1935). Умственное развитие детей в процессе обучения. Москва, Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство.

Выготский, Л.С. (1982). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 1. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (1983). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 5. Москва: Изд-во «Педагогика».

Выготский, Л.С. (2001). Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет».

Завершнева, Е. (2009). Ключ к психологии человека: Комментарии к записной книжке Л.С. Выготского из больницы Захарьино (1926). Вопросы психологии, (3), 43–61.

Завершнева, Е., ван дер Веер, Р. (ред.) (2017). Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное. Москва: Изд-во «Канон+», РООИ «Реабилитация».

Леонтьев, А.Н. (2010). Словарь Выготского. Москва: Изд-во «Смысл».

Лисина, М.И. (1986). Проблемы онтогенеза общения. Москва: Изд-во «Педагогика».

Лурия, A.Р. (1982). Этапы пройденного пути: научная автобиография. Москва: Изд-во Московского университета.

Мещеряков, Б. (1998). Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Самара: Изд-во Самарского гос. пед. ун-та.

Морозова, Н. (1969). Формирование познавательных интересов у аномальных детей. Москва: Изд-во «Просвещение».

Челпанов, Г. (1925). Объективная психология в России и Америке (Рефлексология и психология поведения). Москва: Изд-во «Думнов».

Ярошевский, Л.Г., Гургенидзе, Г.С. (1982). Послесловие. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 1. Москва: Изд-во «Педагогика».

Bozhovich, L. (2004a). Developmental Phases of Personality Formation in Childhood. Journal of Russian and East European Psychology, (42), 35–54.

Bozhovich, L. (2004b). L.S. Vygotsky’s Historical and Cultural Theory and Its Significance for Contemporary Studies of the Psychology of Personality. Journal of Russian and East European psychology, (47), 59–86.

Chaiklin, S. (2003). The zone of proximal development in Vygotsky’s analysis of learning and instruction. In: A. Kozulin, B. Gindis, V. Ageyev, S. Miller, (eds.). Vygotsky’s educational theory in cultural context. (pp. 39–64). Cambridge Publ.

Cole, M. (1997). Cultural psychology: A once and future discipline. Cambridge: The Belknap Press of Harvard University.

Cole, M., Engeström, Y. (1993). A cultural-historical approach to distributed cognition. In: G. Salomon, (ed.). Distributed cognitions: Psychological and educational considerations. (pp. 1–46). New York: Cambridge Univ. Press.

Cole, M., Engeström, Y. (2007). Cultural-historical approaches to designing for development. In: J. Valsiner, A. Rosa, (eds.). The Cambridge handbook of sociocultural psychology. (pp. 484–507). Cambridge: Cambridge Univ. Press.

Dafermos, M. (2015). Critical reflection on the reception of Vygotsky’s theory in the international academic communities. In: B. Selau, R. Fonseca de Castro, (eds.). Cultural-historical theory: Educational research in different contexts. (pp. 19–38). Porto Alegre: EDIPUCRS.

Dafermos, M. (2018). Rethinking cultural-historical theory: a dialectical perspective to Vygotsky. Singapore: Springer Publ.

Daniels, H. (2008). Vygotsky and research. London: Routledge Publ.

Elhammoumi, M. (2001). Lost—or merely domesticated? The boom in socio-historicocultural theory emphasizes some concepts, overlooks others. In: S. Chaiklin, (ed.). The theory and practice of cultural-historical psychology. (pp. 200–217). Aarhus: Aarhus Univ. Press.

Engeström, Y. (1987). Learning by expanding: An activity-theoretical approach to developmental research. Helsinki: Orienta-Konsultit Publ.

Engeström, Y. (1990). Learning, working, imagining: Twelve studies in activity theory. Helsinki: Orienta-Konsultit Publ.

Engeström, Y. (1999). Innovative learning in work teams: Analysing cycles of knowledge creation in practice. Perspectives on activity theory (pp. 377–406). Cambridge: Cambridge Univ. Press.

González Rey, F. (2011). A Re-examination of Defining Moments in Vygotsky’s Work and Their Implications for His Continuing Legacy. Mind, Culture, and Activity, (18), 257–275.

González Rey, F. (2017). Advances in subjectivity from a cultural-historical perspective: Unfoldings and consequences for cultural studies today. In: M. Fleer, F. González Rey, N. Veresov, (eds.). Perezhivanie, emotions and subjectivity: Advancing Vygotsky legacy. (pp. 173–195). New York: Springer Publ.

González Rey, F., Mitjáns Martinez, A. (2017). Epistemological and methodological issues related to the new challenges of a cultural-historical based psychology. In: M. Fleer, F. González Rey, N. Veresov, (eds.), Perezhivanie, emotions and subjectivity: Advancing Vygotsky legacy (pp. 195–216). New York: Springer Publ.

Hedegaard, M. (2002). Learning and child development. Aarhus: Aarhus Univ. Press.

Jones, P.E. (2015). Language and Social Determinism in the Vygotskian Tradition: A Response to Ratner. Language and Sociocultural Theory, 3(1), 1–8.

Kozulin, A. (1990). Vygotsky’s psychology: A biography of ideas. Cambridge: Harvard Univ. Press.

Mescheryakov, B. (2007). Terminology in L.S. Vygotsky’s writings. In: H. Daniels, M. Cole, J. Wertsch, (eds.). The Cambridge companion to Vygotsky. (pp. 155–177). Cambridge: Cambridge Univ. Press.

Miller, R. (2011). Vygotsky in perspective. New York: Cambridge Univ. Press.

Packer, M. (2008). Is Vygotsky Relevant? Vygotsky’s Marxist Psychology. Mind, Culture and Activity, 15(1), 8–31.

Pavlov, I. (1927). Conditioned reflexes: An investigation of the physiological activity of the cerebral cortex. Oxford: Oxford Univ. Press.

Rieber, R.W., Robinson, D.K. (eds.). (2004). The essential Vygotsky. New York: Kluwer Academic/Plenum Publ.

Rogoff, B. (2003). The cultural nature of human development. Oxford: Oxford Univ. Press.

Roth, W.M., Lee, Y.J. (2007). “Vygotsky’s Neglected Legacy”: Cultural-Historical Activity Theory. Review of Educational Research, 77(2), 186–232.

Schneuwly, B. (1994). Contradiction and Development: Vygotsky and Paedology. European Journal of Psychology of Education, 9(4), 281–291.

Stetsenko, A. (2016). The transformative mind: Expanding Vygotsky’s perspective on development and education. New York: Cambridge Univ. Press.

Valsiner, J. (2007). Culture in minds and societies: Foundations of cultural psychology. New York: Sage Publishers.

van der Veer, R., Valsiner, J. (1991). Understanding Vygotsky: A quest for synthesis. Oxford: Blackwell Publ.

Veresov, N. (1999). Undiscovered Vygotsky. Frankfurt am Main, New York: Peter Lang.

Veresov, N. (2010). Forgotten methodology: Vygotsky’s case. In: A. Toomela, J. Valsiner, (eds.). Methodological thinking in psychology: 60 years gone astray? (pp. 267–295). Charlotte: IAP Publ.

Veresov, N. (2014). Refocusing the lens on development: Towards genetic research methodology. In: M. Fleer, A. Ridgway, (eds.). Visual methodologies and digital tools for researching with young children, international perspectives on early childhood education and development. (pp. 129–149). New York: Springer Publ.

Vygotsky, L.S. (1987). The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 1. New York: Plenum Press.

Vygotsky, L.S. (1989). Concrete Human Psychology. Soviet Psychology, 27(2), 53–77. https://doi.org/10.2753/rpo1061-0405270253

Vygotsky, L.S. (1993). The collected works of L.S. Vygotsky: in 6 vol. Vol. 2. New York: Plenum Press.

Vygotsky, L.S. (1997a). The collected works of L.S. Vygotsky: in 6 vol. Vol. 3. New York: Plenum Press.

Vygotsky, L.S. (1997b). The collected works of L.S. Vygotsky: in 6 vol. Vol. 4. New York: Plenum Press.

Vygotsky, L.S. (1998). The collected works of L. S. Vygotsky: in 6 vol. Vol. 5. New York: Plenum Press.

Vygotsky, L.S. (1999). The collected works of L.S. Vygotsky: in 6 vol. Vol. 6. New York: Plenum Press.

Vygotsky, L.S., van der Veer, R.E., Valsiner, J.E., Prout, T.T. (1994). The Vygotsky reader. Boston: Basil Blackwell Publ.

Zavershneva, E. (2010). The Vygotsky Family Archive: New Findings. Notebooks, Notes, and Scientific Journals of L.S. Vygotsky (1912–1934). Journal of Russian and East European Psychology, 48(1), 34–60. https://doi.org/110.2753/RPO 1061-0405480102

Zavershneva, E. (2012). “The Key to Human Psychology”: Commentary on L.S. Vygotsky’s Notebook from the Zakharino Hospital (1926). Journal of Russian and East European Psychology, 50(4), 16–41.

Zavershneva, E., Van der Veer, R. (2018). Vygotsky’s notebooks: A selection. Singapore: Springer Publ.

Скачать в формате PDF

Поступила: 13.12.2023

Принята к публикации: 19.03.2024

Дата публикации в журнале: 08.10.2024

Ключевые слова: культурно-историческая теория; творческая эволюция Л.С. Выготского; треугольник деятельности; CHAT

DOI: 10.11621/LPJ-24-47

Доступно в on-line версии с: 08.10.2024

Вересов Н.Н. (2024). История развития культурно-исторической теории и ее современное восприятие: ответы на вопросы и вопросы к ответам. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(4), 223-255. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-47

цитировать

скопировано

Номер 4, 2024