Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

«К вопросу о психологии творчества актера» Л.С. Выготского: о соотношении своеобразия личностных характеристик и профессиональной деятельности

Аннотация

Актуальность. Современные исследования по психологии актера весьма малочисленны и в основном базируются на изучении отдельных черт личности актеров. В статье обсуждается предложенный Л.С. Выготским подход к психологии актера, также представлены результаты комплексного исследования личностных особенностей студентов-актеров, при интерпретации которых было учтено своеобразие профессиональной деятельности и современной социокультурной ситуации.

Цель. Комплексный анализ личностных особенностей актеров на раннем этапе освоения профессиональной деятельности.

Выборка. В исследовании приняли участие студенты 2-го и 3-го курсов актерского факультета Института современного искусства (г. Москва), всего 76 человек (39 девушек, 37 юношей), средний возраст — 20,2 года.

Методы. Личностный опросник Р.Б. Кеттелла 16 PF, личностный опросник Г. Айзенка EPI в адаптации А.Г. Шмелева, короткий портретный опросник Большой пятерки «Б5-10» (авторы М.С. Егорова и О.В. Паршикова), короткий опросник Темной триады (в адаптации М.С. Егоровой, М.А. Ситниковой, О.В. Паршиковой), опросник эмпатии А.А. Меграбяна, интегральный показатель «экспертная оценка способностей».

Результаты. В результате факторного анализа показателей респондентов по всем использованным методикам были выделены следующие 10 факторов, описывающих 69,9% общей суммарной дисперсии: «эмоциональная возбудимость, пластичность», «чувствительность к нравственным ограничениям», «сопереживание», «открытость опыту, проба себя», «публичность», «откровенность, искренность», «эмоциональное присоединение к группе», «проницательность», «индивидуализм», «свободомыслие». Выявленные факторы интерпретированы как специфические личностные образования, участвующие в реализации актерской деятельности.

Выводы. Обнаруженные в исследовании комплексы личностных характеристик рассмотрены с позиции содержания и организации процесса обучения актеров. Они могут выступить в качестве своеобразной альтернативы традиционному подходу, направленному на развитие у актеров отдельных психических функций. Рассмотрение специфических психологических векторов личностного развития студентов-актеров в качестве основы для предлагаемых в обучении этюдов и упражнений смещает акцент обучения на образ характера как смысловую единицу психотехнического тренинга.

Литература

Борисов, М.Б. (2004). Акмеологические условия и факторы становления позитивной Я-концепции актера в системе профессионального мастерства. Москва: Изд-во Театр. ин-та им. Б.В. Щукина.

Выготский, Л.С. (1984). К вопросу о психологии творчества актера. Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 6. Научное наследство. Москва: Изд-во «Педагогика».

Гройсман, А.Л. (2003). Основы психологии художественного творчества. Москва: Изд-во «Когито-Центр».

Егорова, М.С., Паршикова, О.В. (2016). Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5-10). Психологические исследования, 9(45), 9. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n45/1239-egorova45.html

Егорова, М.С., Ситникова, М.А., Паршикова, О.В. (2015). Адаптация Короткого опросника Темной триады. Психологические исследования, 8(43), 1 URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n43/1181-egorova43.html

Емелин, Г.Д. (2023). «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве». В: К вопросу о связи черт темной триады с оценкой актерского мастерства (на выборке студентов 2 курса театрального вуза). Проблемы психологии искусства: Сб. тр. Всеросс. науч.-практич. конф. (9 ноября 2023). (С. 180–188). Москва: ФНЦ ПМИ, МГУ имени М.В. Ломоносова.

Жук, И.В. (2011). Развитие коммуникативной культуры студентов режиссерских специальностей во внеучебной социально-культурной деятельности. Современные научные исследования и инновации, (6). URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/10/3205

Капустина, А.Н. (2006). Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. Санкт-Петербург: Изд-во «Речь».

Котова, С.С., Линева, Е.Л., Шахматова, О.Н. (2007). Практикум по дисциплине «Введение в психолого-педагогическую деятельность». Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Лефевр, В.А. (1967). Конфликтующие структуры. Москва: Изд-во «Высшая школа».

Лифанова, Т.М. (1996). Полная библиография трудов Льва Семеновича Выготского. Вопросы психологии, (5), 137–157.

Лыкова, Т.А. (2017). Взаимосвязь социометрического статуса и педагогической оценки у студентов театрального колледжа. Педагогика, (1), 119–123.

Лыкова, Т.А., Петракова, А.В. (2023). Взаимосвязь личностных характеристик и копинг-стратегий у актеров. Национальный психологический журнал, 18(3), 87–97. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0309

Машков, В.Л., Нефельд, Е.Е., Ковалев, А.И., Долгих, А.Г., Смирнова, Е.А., Самусева, М.В., Стрельников, С.В., Рогачева, Д.А., Ваханцева, О.В. (2023). Особенности проявлений высших психических функций у актеров в виртуальной реальности. Национальный психологический журнал, 18(4), 38–52. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0404

Попова, Ю.И. (2004). Перевоплощение как регулятор Я-концепции (на материале профессии актеров): дисс. канд. психол. наук. Краснодар.

Рождественская, Н.В. (2005). Диагностика актерских способностей. Санкт-Петербург: Изд-во «Речь».

Рубцова, Н.Е., Сергиенко, Е.Л. (2019). Психология успешной профессиональной деятельности актера. Москва: Изд-во Театрального института имени Бориса Щукина.

Собкин, В.С. (1984). Опыт исследования личностных характеристик студента-актера. В: Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. Под ред. А.Л. Гройсмана. Москва: Изд-во ГИТИС.

Собкин, В.С. (2015). Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского: Выготский Л.С. Театральные рецензии. Москва: Изд-во Института социологии образования РАО.

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. (2014а). Взаимосвязь способов поведения в ситуациях фрустрации и личностных особенностей (на материале обследования студентов театрального колледжа). Социальная психология и общество, 5(4), 62–74.

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. (2014б). Личностные особенности при профессиональном отборе студентов-актеров: гендерный аспект. Национальный психологический журнал, 9(3), 74–83.

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. (2015а). Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностных особенностей (по материалам обследования студентов театрального колледжа). Национальный психологический журнал, 10(2), 56–65.

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. (2015б). Опыт психологического обследования студентов-актеров. Вопросы психического здоровья детей и подростков, 15(1), 74–84.

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. (2015в). Психотехники развития одаренности в театральной педагогике. Психологические исследования, 8(40), 7. URL: http://www.psystudy.com/index.php/num/2015v8n40/1115-sobkin40.html

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. (2017). Особенности личностных изменений у студентов-актеров на разных этапах обучения в театральном колледже. Вопросы психического здоровья детей и подростков, 3(17), 34–41.

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. (2018b). Связь социометрических предпочтений с личностными особенностями на разных этапах обучения у студентов-актеров. Вопросы психического здоровья детей и подростков, 18(3), 42–52.

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. (2018а). Личностные особенности и реакции на фрустрацию (по результатам исследования студентов-актеров). Консультативная психология и психотерапия, 1(99), 7–28. https://doi.org/10.17759/cpp.2018260102

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. (2019). К вопросу о психологических особенностях развития личности актера: опыт типологического анализа. Консультативная психология и психотерапия, 27(2), 129–146. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270209

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А. Собкина, А.В. (2021). Психология актера: начало профессионального пути. Москва: Изд-во ИУО РАО.

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А., Петракова, А.В. (2023). Студенты-актеры разных поколений: инвариантность и изменчивость личностных характеристик. Культурно-историческая психология, 19(4), 90–99. https://doi.org/10.17759/chp.2023190409

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А., Сиян, М.В. (2022). Обучение актеров: компетенции или способности. Культурно-историческая психология, 18(4), 90–101. https://doi.org/10.17759/chp.2022180409

Собкин, В.С., Лыкова, Т.А., Собкина, А.В. (2018). Диагностика структурных особенностей личностных изменений у студентов театрального колледжа на разных этапах обучения. Консультативная психология и психотерапия, 26(4), 83–100. https://doi.org/10.17759/cpp.2018260406

Собкин, В.С., Феофанова, Т.А. (2012). Личностные особенности студентов-актеров разных поколений: инвариантность и изменчивость. Вопросы психологии, (4), 32–47.

Товстоногов, Г.А. (1984). Зеркало сцены. О профессии режиссера. Москва: Изд-во «Искусство».

Шаймуратова, А.Ф. (2011). Формирование профессионально важных качеств у студентов актерских специальностей как условие их успешной самоактуализации: дисс. канд. психол. наук. Стерлитамак.

Cattell, R.B., Eber, H.W., Tatsuoka, M.M. (1970). Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16 PF). Champaign IL: Institute for Personality and Ability Testing.

Dufner, M., Egloff, B., Hausmann, C.M., Wendland, L.M., Neyer, F.J., Back, M.D. (2014). Narcissistic Tendencies Among Actors. Social Psychological and Personality Science, 6(4), 447–454. https://doi.org/10.1177/1948550614564224

Dumas, D., Doherty, M., Organisciak, P. (2020). The Psychology of Professional and Student Actors: Creativity, Personality, and Motivation. PLoS One, 15(10). URL: https://journals.plos.org/plosone/article/file?type=printable&id=10.1371/journal.pone.0240728

Goodman, G., Kaufman, J. (2014). Gremlins in My Head: Predicting Stage Fright in Elite Actors. Empirical Studies of the Arts, 32(2), 133–148.

Lebuda, I., Figura, B., Karwowski, M. (2021). Creativity and the Dark Triad: A Meta-Analysis. Journal of Research in Personality, 92(3), 104088.

Leckelt, M., Wetzel, E. Gerlach, Т., Ackerman, R. Miller, J. Chopik, W., Penke, L., Utesch, K., Küfner, A., Hutteman, R., Richter, D., Renner, K-H., Allroggen, M., Brecheen, C., Campbell, W.K., Grossmann, I., Back, M. (2017). Validation of the Narcissistic Admiration and Rivalry Questionnaire Short Scale (NARQ-S) in Convenience and Representative Samples. Psychological Assessment, 30(1), 86–96. https://doi.org/10.1037/pas0000433

Manley, H., Paisarnsrisomsuk, N., Roberts, R. (2020). The Effect of Narcissistic Admiration and Rivalry on Speaking Performance. Personality and Individual Differences, (154), 109624.

Nascimento Marques, P. (2022). L.S. Vygotsky on Theater: from Theatrical Critique to The Psychology of the Actor. Mind, Culture, and Activity, (29), 1–13. https://doi.org/10.1080/10749039.2022.2049310

Nascimento Marques, P., Moschkovich, D. (2023). The Question of Emotions and Aesthetic Experience: the Dialogue Between Vygotsky and Stanislavski Around Actor’s Psychology. Pro-Posições, 34(3). https://doi.org/10.1590/1980-6248-2021-0084en

Nettle, D. (2006). Psychological Profiles of Professional Actors. Personality and Individual Differences, 40(2), 375–383.

Pelfrey, G., Glassman, M., Kuznetcova, I., Tilak, Sh. (2023). From the Proscenium: The Influence of Konstantin Stanislavski and the Psychology of Acting in Vygotsky’s Work. Theory and Psychology. https://doi.org/10.1177/09593543231200680

Reinecke, W. (2023). Concrete Psychology of the Actor’s dvoistvennost’: Emotions and Art as Vygotsky’s Means for Rethinking Methods of Psychology. Pro-Posições, 34(3). https://doi.org/10.1590/1980-6248-2021-0092en

Ribeiro, A., Zanella, A. (2023). The Madalenas Laboratory — Theater of the Oppressed and the Contributions of Lev Vygotsky and Augusto Boal: Intertwining Art and Life. Pro-Posições, (34). https://doi.org/10.1590/1980-6248-2022-0061EN

Sobkin, V.S., Lykova, T.A. (2015). Sociometric Status of Theatre College Students and its Relation to Their Personal Characteristics and Educational Activities. Psychology in Russia: State of the Art, 8(4), 130–141.

Sobkin, V.S., Lykova, T.A., Kolomiets, Y.O. (2016). Dynamics of Drama Students’ Personality Features at Theatre College. Procedia — Social and Behavioral Sciences, (233), 42–45.

Tonezzi, J. (2023). Vygotsky and the Actor’s Art: for a Psychology of the Actor-Performer. Pro-Posições, (34). https://doi.org/10.1590/1980-6248-2021-0083en

Zittoun, T., Stenner, P. (2021). Vygotsky’s Tragedy: Hamlet and the Psychology of Art. Review of General Psychology, 25(1), 108926802110132. https://doi.org/10.1177/10892680211013293

Скачать в формате PDF

Поступила: 18.02.2024

Принята к публикации: 02.06.2024

Дата публикации в журнале: 07.10.2024

Ключевые слова: актерская одаренность; Большая пятерка; личностные особенности; опросник Кеттелла 16 PF; оценка способностей; психология актера; студенты-актеры; Темная триада; факторный анализ; эмпатия

DOI: 10.11621/LPJ-24-46

Доступно в on-line версии с: 08.10.2024

Номер 4, 2024