Взаимосвязь объема словарного запаса и понимания эмоций у детей в возрасте 5–7 лет
Аннотация
Актуальность. Идея Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта продолжает развиваться на эмпирическом материале. Большое внимание уделяется эмоциональному развитию ребенка, что влияет на социальную и академическую эффективность. Знания о взаимосвязи между речевым и эмоциональным развитием в рамках социальной ситуации развития помогают лучше понимать особенности развития дошкольников в целом и разрабатывать необходимые корректирующие программы.
Цель. Изучение особенностей взаимосвязей и взаимовлияния речевого и эмоционального развития (на материале объема словарного запаса, эмоционального словаря) и уровня понимания эмоций в дошкольном возрасте.
Выборка. Выборку исследования составил 341 ребенок в возрасте от 57 до 90 месяцев (M = 75,42 мес.; SD = 7,65 мес.). 170 детей были из старших групп ДОУ (M = 69,09 мес.; SD = 4,4 мес.) и 171 ребенок — из подготовительных групп ДОУ (М = 81,67 мес.; SD = 4,2 мес.).
Методы. Для оценки объема общего словарного запаса использовалась методика «Тест Пибоди». Для оценки объема активного и пассивного эмоционального словаря был использован тест И. Репсторфа «Эмоциональный словарь». Для диагностики способности к пониманию эмоций у дошкольников была использована методика Ф. Понса «Тест на понимание эмоций».
Результаты. Было установлено, что возраст значимо связан с показателями объема общего и эмоционального словаря, а также с пониманием эмоций по всем выделенным аспектам. Различные уровни понимания эмоций имеют различные взаимосвязи со словарным запасом, как общим, так и эмоциональным. Важным результатом является выявление значимости вклада в понимание эмоций активного, а не пассивного эмоционального словаря, что позволяет предположить значимую роль вербализации эмоционального состояния, помогающей дошкольникам лучше понять эмоцию.
Выводы. Исследование показало, что речевое развитие оказывает влияние на понимание эмоций в дошкольном возрасте. При этом с возрастом происходит увеличение объема общего и эмоционального словарного запаса детей, а также способности к пониманию эмоций.
Литература
Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н., Якупова, В.А. (2018). Связь теории сознания и регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Психология. Педагогика. Серия 16, 3(8), 293–311. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.306
Безруких, М.М., Верба, А.С., Филиппова, Т.А., Иванов, В.В. (2021). Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте. Российский психологический журнал, 4(18), 5–17. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.4.1
Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н., Гаврилова, М.Н., Бухаленкова, Д.А., Тарасова, К.С. (2021). Тест на понимание эмоций: адаптация русскоязычной версии на российской выборке детей дошкольного возраста. Психология. Журнал Высшей Школы экономики, 1(18), 56–70. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-56-70
Веракса, Н.Е., Дьяченко, О.М. (1996). Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста. Вопросы психологии, (3), 14–27.
Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. (ред.). (2016). От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Москва: Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».
Выготский, Л.С. (1960). Развитие высших психических функций. Москва: Изд-во «АПН».
Выготский, Л.С. (1983). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 5. Основные проблемы дефектологии. Москва: Изд-во «Педагогика».
Выготский, Л.С. (1984). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 4. Детская психология. Москва: Изд-во «Педагогика».
Выготский, Л.С. (1997). Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург: Изд-во «Союз».
Выготский, Л.С. (2021). Мышление и речь. Москва: Изд-во «АСТ».
Гордеева, О.В. (1995). Развитие языка эмоций у детей. Вопросы психологии, (2), 137–149.
Запорожец, А.В. (1986). К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. Избр. психол. тр.: в 6 тт. Т. 1. Психическое развитие ребенка. Москва: Изд-во «Педагогика».
Картушина, Н.А., Ощепкова, Е.С., Алмазова, О.В., Бухаленкова, Д.А. (2022). Опыт использования методики Пибоди в оценке пассивного словарного запаса дошкольников. Клиническая и специальная психология, 4(11), 205–232. https://doi.org/10.17759/cpse.2022110409
Корнилова, Т.В. (2022). Единство интеллекта и аффекта в множественной регуляции эмпатии. Национальный психологический журнал, 17(1), 94–103. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0108
Кючуков, Х.С. (2022). Понимание детьми-билингвами психического состояния другого человека в контексте теории сознания. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 45(4), 60–91. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.04.03
Леонтьев, А.Н. (1971). Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. Москва: Изд-во Московского ун-та.
Лисина, М.И. (2009). Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Первичко, Е.И. (2016). Культурно-деятельностный подход к проблеме регуляции эмоций: теоретическое обоснование и эмпирическая верификация концептуальной модели. Национальный психологический журнал, 11(2), 3-17. https://doi.org/10.11621/npj.2016.0201
Рубинштейн, С.Л. (1946). Основы общей психологии. Москва: Изд-во «Учпедгиз».
Сергиенко, Е.А., Лебедева, Е.И., Прусакова, О.А. (2009). Модель психического в онтогенезе человека. Москва: Изд-во Ин-та психологии РАН.
Фомина, Т.Г., Бондаренко, И.Н., Моросанова, В.И. (2023). Осознанная саморегуляция, школьная вовлеченность и академическая успешность подростков: дифференциально-психологический аспект. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 20(3), 560–577. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-560-577
Щетинина, А.М. (1984). Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека. Вопросы психологии, (3), 60–66.
Эльконин, Д.Б. (2006). Детская психология. Москва: Изд-во «Академия».
Beck, L., Kumschick, I.R., Eid, M., Klann-Delius, G. (2012). Relationship Between Language Competence and Emotional Competence in Middle Childhood. Emotion, 12(3), 503–514.
Bohnert, A.M., Crnic, K.A., Lim, K.G. (2003). Emotional Competence and Aggressive Behavior in School-Age Children. Journal of Abnormal Child Psychology, 31(1), 79–91.
Bosacki, S.L., Moore, C. (2004). Preschoolers’ Understanding of Simple and Complex Emotions: Links with Gender and Language. Sex Roles, 50(9/10), 659–675.
Cavadini, T., Richard, S., Dalla-Libera, N., Gentaz, E. (2021). Emotion Knowledge, Social Behaviour and Locomotor Activity Predict the Mathematic Performance in 706 Preschool Children. Scientific Reports, 11(1), 1–13. https://doi.org/10.1038/s41598-021-93706-7
Cole, P.M., Armstrong, L.M., Pemberton, C.K. (2010). The role of language in the development of emotion regulation. In: S.D. Calkins, M.A. Bell, (eds.), Child development at the intersection of emotion and cognition (pp. 59–77). Washington: American Psychological Association Publ.
Cutting, A.L., Dunn, J. (1999). Theory of Mind, Emotion Understanding, Language, and Family Background: Individual Differences and Interrelations. Child Development, 70(4), 853–865.
De Rosnay, M., Hughes, C. (2006). Conversation and Theory of Mind: Do Children Talk Their Way to Socio-cognitive Understanding? British Journal of Developmental Psychology, 24(1), 7–37. https://doi.org/10.1348/026151005X82901
Denham, S.A. (1986). Social Cognition, Prosocial Behavior, and Emotion in Preschoolers: Contextual Validation. Child Development, 57(1), 194–201.
Denham, S.A., McKinley, M., Couchoud, E.A., Holt, R. (1990). Emotional and Behavioral Predictors of Preschool Peer Ratings. Child Development, 61(4), 1145–1152.
Denham, S.A., Zoller, D., Couchoud, E.A. (1994). Socialization of Preschoolers’ Emotion Understanding. Developmental Psychology, 30(6), 928–936.
Downs, A., Strand, P., Cerna, S. (2007). Emotion Understanding in English- and Spanish-speaking Preschoolers Enrolled in Head Start. Social Development, 16(3), 410–439.
Dunn, L.M., Dunn, D.M. (2007). PPVT-4: Peabody picture vocabulary test. Minneapolis: Pearson Assessments Publ.
Harris, P.L., de Rosnay, M., Pons, F. (2005). Language and Children’s Understanding of Mental States. Current Directions in Psychological Science, 14(2), 69–73.
Holodynski, M., Hermann, S., Kromm, H. (2013). Developmental Basis of Emotion Regulation. Psychologische Rundschau, 64(4), 196–207.
Izard, C., Fine, S., Schultz, D., Mostow, A., Ackerman, B., Youngstrom, E. (2001). Emotion Knowledge as a Predictor of Social Behavior and Academic Competence in Children at Risk. Psychological Science, 12(1), 18–23.
Jabeen, T., Maqsood, A. (2023). Cross-Language Validation and the Factor Structure of the Social-Emotional Competence Questionnaire for Pakistani Adolescents. Psychology in Russia: State of the Art, 16(3), 189–205. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0313
Joukova, E.S., Bogoyavlenskaya, D.B., Artemenkov, S.L. (2023). The Main Characteristics of the Intellectual and Personal Development of Today’s Primary Schoolchildren. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1–2(4), 48–67. https://doi.org/10.11621/nicep.2023.0403
Liew, J., Zhou, Q. (2022). Parenting, emotional self-regulation, and psychosocial adjustment across early childhood and adolescence in Chinese and Chinese-immigrant sociocultural contexts. In: D. Dukes, A. C. Samson, E.A. Walle, (eds.). The Oxford handbook of Emotional Development. (pp. 420–436). Oxford: Oxford Univ. Press.
Morosanova, V.I., Bondarenko, I.N., Fomina, T.G. (2022). Conscious Self-regulation, Motivational Factors, and Personality Traits as Predictors of Students’ Academic Performance: A Linear Empirical Model. Psychology in Russia: State of the Art, 15(4), 170–187. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0411
Morosanova, V.I., Fomina, T.G., Bondarenko, I.N. (2023). Conscious Self-Regulation as a Meta-Resource of Academic Achievement and Psychological Well-Being of Young Adolescents. Psychology in Russia: State of the Art, 16(3), 168–188. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0312
Ornaghi, V., Grazzani, I. (2013). The Relationship Between Emotional-state Language and Emotion Understanding: A Study with School-age Children. Cognition and Emotion, (27), 356–366.
Pons, F., de Rosnay, M., Andersen, B.G., Cuisinier, F. (2010). Emotional competence: Development and intervention. In: F. Pons, M. de Rosnay, P. Doudin, (eds.), Emotions in research and practice, Aalborg (pp. 205—239). Denmark: Aalborg Univ. Press Publ.
Pons, F., Harris, P. (2000). Test of Emotion Comprehension—TEC. Oxford: Oxford Univ. Press.
Pons, F., Harris, P.L., de Rosnay, M. (2004). Emotion Comprehension Between 3 And 11 Years: Developmental Periods and Hierarchical Organization. European Journal of Developmental Psychology, 1(2), 127–152.
Pons, F., Lawson, J., Harris, P.L., de Rosnay, M. (2003). Individual Differences in Children’s Emotion Understanding: Effects of Age and Language. Scandinavian Journal of Psychology, 44(4), 347–353.
Roepstorff, I.T., Mayor, J., Havighurst, S., Kartushina, N. (2022). Parents are Poor Informers of Their Young Children’s Emotion Word Comprehension https://doi.org/10.31234/osf.io/zq6v8
Ruffman, T., Slade, L., Rowlandson, K., Rumsey, C., Garnham, A. (2003). How Language Relates to Belief, Desire, and Emotion Understanding. Cognitive Development, 18(2), 139–158.
Sarmento-Henrique, R., Quintanilla, L., Lucas-Molina, B., Recio, P., GiménezDasí, M. (2020). The Longitudinal Interplay of Emotion Understanding, Theory of Mind, and Language in The Preschool Years. International Journal of Behavioral Development, 44(3), 236–245. https://doi.org/10.1177/0165025419866907
Shablack, H., Lindquist, K.A. (2019). The role of language in emotional development. In: V. LoBue, K. Perez-Edgar, K.A. Buss, (Eds.), Handbook of emotional development (pp. 451–478). Cham: Springer Publ.
Solovieva, Yu., Baltazar Ramos, A.M., Quintanar Rojas, L. (2021). Experience in Pre-school Education in Mexico: Following L.S. Vygotsky. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1(1), 77–95. https://doi.org/10.11621/nicep.2021.0104
Stahl, S.A. (1999). Why Innovations Come and Go (and Mostly Go): The Case of Whole Language. Educational Researcher, 28(8), 13–22.
Strayer, J. (1980). A Naturalistic Study of Empathic Behaviors and Their Relation to Affective States and Perspective-taking Skills in Preschool Children. Child Development, 51(3), 815–822.
Streubel, B., Gunzenhauser, C., Grosse, G., Saalbach, H. (2020). Emotion-specific Vocabulary and Its Contribution to Emotion Understanding in 4- to 9-year-old Children. Journal of Experimental Child Psychology, (193), 104790.
Torres, M.M., Domitrovich, C.E., Bierman, K.L. (2015). Preschool Interpersonal Relationships Predict Kindergarten Achievement: Mediated by Gains in Emotion Knowledge. Journal of applied developmental psychology, (39), 44–52. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2015.04.008
Trentacosta, C.J., Izard, C.E. (2007). Kindergarten Children’s Emotion Competence as a Predictor of Their Academic Competence in First Grade. Emotion, 7(1), 77–88.
Voltmer, K., von Salisch, M. (2022). The Adaptive Test of Emotion Knowledge for 3- to 9-year-olds: Psychometric Properties and Validity. Frontiers in Psychiatry, (13), 901304. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.901304
Поступила: 12.02.2024
Принята к публикации: 11.05.2024
Дата публикации в журнале: 08.10.2024
Ключевые слова: дошкольный возраст; понимание эмоций; словарный запас; эмоциональный словарь
DOI: 10.11621/LPJ-24-44
Доступно в on-line версии с: 08.10.2024
Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н., Гусева, У.Д., Ощепкова, Е.С. (2024). Взаимосвязь объема словарного запаса и понимания эмоций у детей в возрасте 5–7 лет. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(4), 150-176. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-44
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная